Ctrl + ↑ Позднее

Вызов Главреда о реновации: интерес

В мае я бросил вызов редакторам: предложил рассказать о москоской реновации. На конкурс отправили 41 работу, я их оценил. Авторам лучших работ я выплатил денежные призы, других призеров подписал на курс «Мастерская».

Если вы заняли с 1 по 10 место в турнирной таблице, но еще не получили письма из «Мастерской», пожалуйста, напишите мне: maxim.ilyahov@yandex.ru — вероятно, я забыл спросить ваш эл. адрес и поэтому не могу подписать.

Постепенно в цикле статей я расскажу о работах: что понравилось, не понравилось и что об этом нужно знать всем редакторам. В этой — об интересе.

Интерес в начале

На теме реновации уже нажились многие издания, поэтому было важно сформулировать интересную тему и подобрать интересную заглавную иллюстрацию. Интерес, конечно, субъективная категория, поэтому я судил по себе.

У меня не вызвали отклика темы вроде «Что нужно знать о реновации», «Реновация: вопросы и ответы» или просто «О реновации». Это хорошие заголовки сами по себе, но на общем фоне они проигрывают.

Некоторые авторы использовали в заголовке метафоры или иносказания, типа «Реновация и я» или «Вид из пятиэтажки». Удачной игры слов я не увидел.

Немного лучше заголовки, которые обещают какую-то пользу: «Гид по реновации», «Важное о реновации».

В моем мире выигрывают конкретные нишевые заголовки, в которых указана аудитория или ситуация: «Что нужно знать о реновации немосквичам», «Что делать, если ваш дом в списке».

С заглавными иллюстрациями почти у всех была беда: в основном, выбирали дежурные фотографии пятиэтажек разной степени разрушенности. Это само по себе не плохо, но на общем фоне неинтересно.

Здорово, когда в начале статьи чувствуется личный интерес автора, создаётся интрига, есть отношение к проблеме. В этом смысле запомнилась работа Николая Титенка «У меня уже один раз снесли хрущевку».

Интерес на протяжении статьи

В моем представлении у любого информационного продукта должны быть опорные точки: такие элементы, которые притягивают внимание внутри статьи и запоминаются. У Антона Клеймана эти опорные точки расставлены стратегически: сначала картинка «Было — стало», потом наглядный визуальный календарь, потом еще разные примеры. Благодаря таким точкам статью хочется хотя бы проглядеть.

Демонстрация вида из окна «до» и «после» в работе Антона Клеймана
Наглядный календарь реновации у него же. Можно было более очевидно показать первый снос дома

В качестве опорных точек можно было взять линии времени, отдельные хорошо сделанные цитаты, хорошие иллюстрации. Всё это притягивает взгляд, когда скользишь по статье.

Линия времени — не лучшее применение для этого материала, но сама форма заставляет обратить на себя внимание. Работа Нины Белой

Некоторые участники перегружали. Статья Ксении Пелипенко настолько плотно уложена и в ней столько опорных точек, что читать становится тяжело.

В статье Ксении Пелипенко всю дорогу спорит основная и вспомогательная колонка. И есть момент, где иллюстрация вставлена внутрь иллюстрации и спрятана за клик. Это сложные, утомляющие читателя конструкции

Работу Никиты Пакутина «Реновация на пальцах» можно было не читать, а просто пролистать по картинкам — это уже было достаточно интересно. Подобраны интересные иллюстрации, подмечены интересные детали. Сравните с иллюстрациями в работе Антонины Асановой: вроде тоже картинки, но совсем о другом. У Никиты иллюстрации рассказывают историю, у Антонины просто стоят. Читайте об этом: иллюстрации или декорации.

У Антонины Асановой картинки разбавляют текст, у Никиты Пакутина иллюстрации рассказывают историю

Интерес к материалу

Чувствуется, когда человек равнодушен к теме и когда она его зажигает. Работа Екатерины Мирошкиной в этом смысле показательная: видно, что тема реновации ее приводит в ярость — но не своим фактом, а отношением к ней людей.

Сравните работу Антона Клеймана и работу Светланы Зиминой. Антон копает и достает интересное, приводит доказательства и разбирается; Светлана пересказывает общеизвестные факты. Не знаю, как другим читателям, но первый подход мне нравится больше, чем второй.

Что дальше

В будущих статьях я расскажу о наглядности, вёрстке, ссылках и практической применимости работ. Следите за новостями в Телеграме: @glvrdru

Идеальные члены предложения

Электронный учебник «Информационный стиль» я пишу не один. Каждый разворот я утверждаю с Артёмом Горбуновым. Иногда он предлагает новые темы или по-новому подать уже знакомый материал. На прошлой неделе мы добавили в учебник главу, о которой ни он, ни я еще толком нигде не писали — об идеальных членах предложения.

Идеальный член предложения — это слово, которого нет в тексте, но функция которого выполняется. Это о том, как ситуация, интерфейс и носитель влияют на текст; как избавляться от избыточности и элегантно использовать окружение. Полезно знать всем, кто серьезно занимается текстом.

Иллюстрации тоже огонь.

6 июня   книга

Новое издание MTV: что это и зачем

27 февраля в 23:20 мне написала Яна Чурикова.

Письмо опубликовано с согласия Яны

Мы встретились: Яна в жизни такая же, как в телевизоре. После встречи я написал такой документ, адресованный Яне и ее коллегам: из него понятна предыстория и суть.

Концепция MTV.RU 2017

Что это будет за издание, зачем оно нужно и как понять, что оно работает как надо. Ильяхов, 10 апреля 2017 г.

Проблема

Давным-давно в России вещало легендарное старорежимное MTV. Это был образцовый развлекательный канал, в котором прошло наше детство. Потом изобрели интернет, и все туда переместились, а MTV стало кабельным. Спроси любого на улице, смотрит ли он MTV — он ответит «А что, MTV еще живо?»

MTV — мощнейший развлекательный канал, но сейчас он слабо представлен в интернете.

Задача

Внутренняя задача — сделать так, чтобы люди из интернета знали про MTV и приходили к нам по всем каналам.

Решение

Предлагаю запустить вещание MTV во всех ныне активных онлайновых каналах. Для этого надо перезапустить наш сайт и соцсети как издание о музыке, кино, играх и других вещах, которые ласкают слух и услаждают взор.

Издание — не в смысле «давайте писать статьи», а в смысле «давайте делать интересные штуки для людей». На сайте это могут быть статьи, в Фейсбуке и Инстаграме — картинки и видео; в Ютубе — видео; в Телеграме могут быть просто гифки и стикеры, я не знаю. Надо делать не «медиа, которое распространяется по всем каналам», а «медиа, которое живет везде».

Сразу везде, понятное дело, не запустим. Всё постепенно.

Полезное действие издания

У издания должно быть полезное действие — это универсальный ответ на вопрос «Зачем это читать?». Я предлагаю такое:

Сделать читателя более крутым в вопросах музыки, кино, игр и развлечений

Когда человек не голоден, у него есть немного денег, крыша над головой, безопасность и устоявшийся круг общения, он реализует потребность в уважении. Быть в чем-то крутым в глазах окружающих — один из способов получить уважение. Мы сделаем издание, которое будут читать, чтобы стать крутым.

Что это значит:

Быть в курсе событий — не просто «о, новый трек Грибов», а «смотрел бекстейдж со съемок новых „Грибов“ и раздобыл полную театральную версию клипа».

Быть в контексте — окей, вот «Грибы». Почему так прет? О чем они поют? Откуда берется этот звук? Крут тот, кто не просто слушает вприсядку, а знает истоки.

Иметь свой голос — все веселятся по поводу «Грибов», в этом нет ничего особенного. Крут тот, кто вместе с этим слушает брейкс 80-х и копит на 808-й «Роланд». От этого уровня недалеко до…

Делать крутые штуки — ...не только разбираться в потреблении культуры, но и уметь эту культуру создавать.

Дух издания

Самое страшное, что может сделать наше издание — это «начать говорить на языке молодежи». Это сразу же станет фальшивым и тупым. Кому-то зайдет, но зачем тратить на это жизнь?

Я предлагаю нам самим формировать свой язык, а не пытаться говорить на чужом. Издание должно быть смелым, жестким, острым и настоящим; транслировать уверенность и силу; экспериментировать и жечь. Так издание станет крутым, а со временем еще и культовым. И уже не мы будем «говорить на языке молодежи», а все будут говорить на нашем языке.

Подробнее об этом в совете Васе Старорежимному

Запуск

Так как еще не готов сайт, предлагаю не ждать его запуска, а сразу начать делать материалы для соцсетей.

На старте нужен редакционный костяк — один или два самостоятельных редактора и один главред. Это могу быть я, но лучше, чтобы это был кто-то более компетентный.

Я не знаю, где брать хороших людей под такую задачу, кроме как переманивать из других изданий. Но это не так интересно. К тому же, переманивать журналистов может оказаться не таким эффективным, как пригласить к себе работать хорошего видеоблогера. Поэтому мне кажется тупиковым путь типа «переманим лучших обозревателей старой „Афиши“».

Я хочу найти людей, которые только начинают путь и которым в кайф. Я брошу вызов Главреда и посмотрю, какие таланты там найдутся. Если вам кто-то понравится, сможете его нанять. Не понравится — найдем по более традиционным каналам.

Пишите, что думаете.

Что дальше

Это была концепция, которую я отправил Яне и ее коллегам. Им всё понравилось. Что может быть дальше:

Всё получится. Хорошие талантливые ребята участвуют в вызове на MTV, и если всё круто, становятся частью команды нового издания. Если кто-то из них силен и мощен, то он становится главредом издания. Если главреда не найдем, то первое время я буду формулировать редполитику и помогать выпускать материалы, но при этом яростно выращивать главреда из кого-то в команде. Через год это лучшее издание о культуре и музыке.

Всё получится иначе. На конкурсе мы никого не находим и просто подключаем уже состоявшихся в профессии людей: журналистов и блогеров. Через год это лучшее издание о культуре и музыке.

В нашем первом разговоре Яна обронила такую фразу: «В 1998 году нам дали зарплату 300 долларов и сказали делать что хотим». Я не знаю подробностей, но мне кажется, именно это «что хотите» в итоге выросло в шоу Василия Стрельникова, «Злобных зрителей», «Шит-парад» и во всё то прекрасное, что мы смотрели всю школу перед второй сменой.

Сейчас такое же время: можно сделать что угодно. Только вместо телевизора у нас интернет, а наш директор — Яна Чурикова. Насчет зарплат не знаю — договоримся.

Фото для привлечения внимания

Яна позвала меня на съемки MTV Unplugged с Полиной Гагариной, но я не пошел. Яна прислала фотографию, но я не понял, как она ее сделала
Еще снимали Диму Билана, но это уже не похоже на акустический концерт
Сижу в аппаратной на съемках первого выпуска «12 злобных зрителей». Яна позвала посмотреть, как там всё устроено. Видел вживую Валерию, Пригожина, Хаски, Горбачева и Ивана Дорна, но держался молодцом
Это ведущая MTV Тата. Встретил ее на первых съемках «12 зрителей». «А вы чем занимаетесь?» — «Я главред» — «Газет?» — «Нет, скорее сайтов» — «А что, сайты еще кому-то нужны?». Прошло два месяца с момента этого разговора, и я наконец придумал остроумный ответ: «Да, их смотрят те, у кого нет телевизора»
Со съемок какого-то другого выпуска «зрителей»
У MTV есть база, на которой записывают концерты и программы. Это российский поэт-песенник Нойз-эмси

Что теперь делать

Примите вызов Главреда на MTV и запрыгивайте на борт.

3 июня   работа

Третий раздел учебника «Информационный стиль»

Сегодня открыли третий раздел учебника «Информационный стиль». Кто подписан — приходите читать, кто еще нет — подписывайтесь и приходите читать.

Третий раздел посвящен абзацу и перечню. Это материал, в котором плавают 2/3 редакторов. По тому, насколько человек способен выстроить абзац, я обычно определяю профпригодность. Специально для этой темы мы сделали новый формат заданий, чтобы вы могли потренироваться в упорядочивании абзацев. Об этом задании будет отдельная статья.

Наконец-то подробно и с примерами объяснены перечни: как их строить, упорядочивать, группировать и делать удобными:

Еще Артём поделился со мной тайными знаниями о согласовании, и мы вместе сделали об этом большую главу. Ни в «Пиши, сокращай», ни в советах, ни на курсе об этом еще не было. Вот три разворота из главы, в учебнике их больше:

Сила учебника — в пошаговой редактуре и практических заданиях: выполняете задания прямо в книге, результат сразу. По просьбам читателей добавили индикатор, который показывает процент выполнения задания:

Весь материал свеж и интерактивен. Все читатели книги получают дополнительные баллы на бирже Главреда. Так как учебник издан в бюро, в нём используется буква «ё».

Если хотите хорошо писать — подписывайтесь на учебник.

Двадцать процентов редактуры

Будьте осторожны с раскладыванием чего-то неисчислимого на доли. Скорее всего, получится брехня.

Успех человека в жизни на 50% зависит от удачи, на 30% — от его старания и только на 20% — от генетики и предрасположенности.

Высшее образование только на 20% влияет на успех в карьере.

Похудение — это 80% правильного питания и только 20% спорта.

Крепкая семья — это 30% любви, 30% совместных забот и 40% привычки.

В чем проблема: успех, карьера, похудение, семья, — неизмеримые понятия, у них нет долей и процентов. Автор использует проценты, чтобы сделать текст наукообразным, то есть сойти за умного. Это брехня в чистом виде.

Чтобы не было брехни, выражайте в процентах только исчислимые понятия и избегайте проценты там, где вы считаете что-то меньше ста:

Нет

Да

Сильная команда — это 33% обучения

Треть времени мы тратим на обучение.

50% его успеха — его удачливость

Он выучивал только половину билетов и ему всегда попадались те, которые он знал.

50% его семейного счастья — в совместном досуге

Он организовал свой день так, чтобы половину времени проводить с женой и детьми. Так они чувствовали...

Высшее образование — лишь 20% успеха в карьере

Из десяти мест, где я работал, диплом спросили только в двух.

Понятно, что фраза «20% успеха» звучит умно, наукообразно и для неопытного читателя даже убедительно. Но мне лично ближе говорить честно и по делу, а не пускать пыль в глаза.

20% усилий

Бытовое понимание «принципа Парето» почти всегда используется в таком же ключе:

20% усилий дают 80% результата.

У этой фразы дополнительная проблема еще и в том, что два понятия составляют иллюзию единого целого, хотя это не так. Если сложить 20% усилий и 80% результата, не получится 100% чего-то другого. Их нельзя складывать. А поданы они так, как будто можно.

Интуитивно мы понимаем, что имелось в виду: «малая часть усилий приводит к большей части результата». Но почему тогда 80+20? Почему не 90+10? Или не 50+75 или 40+90? Усилия и результат не должны в сумме давать 100, поэтому числа могут быть любыми. А если числа могут быть любыми, то можно и без чисел.

«Принцип Парето» (по крайней мере, в его бытовом понимании) — красивая фигура речи. Но она лишь создаёт иллюзию понимания. На самом деле это топорная брехня. Чтобы не брехать, лучше что-нибудь достоверно измерить:

Нет

Да

20% усилий дали 80% результата

Две трети денег мы заработали на побочной функции, которую сделали за день.

Из пяти наших продуктов зарабатывает только один.

Люди покупают нашу программу из-за красивой картинки. Никто даже не заглядывает в список возможностей.

Сам Парето, как подсказывают читатели, вообще-то считал вполне себе измеримые доходы итальянских семей. А расхожий теперь «принцип Парето» сформулировал вообще другой человек.

На сто процентов

Есть еще разговорный штамп «на 100%», который обозначает «полностью». Его тоже можно того:

Я уверен на 100% → Я полностью уверен → Я уверен

Даем гарантию 100% → Даем полную гарантию → Гарантируем, что батарея сохранит емкость три года

100% защита от насекомых → Полная защита от насекомых → Защита от комаров, клещей и пауков

Короче: фразы с процентами красивые и эффектные, но неинформативные и подталкивают к брехне. Будьте осторожны. Инфа сто процентов.

Переговоры: первая встреча с клиентом

У меня есть курс «Работа с клиентом для редактора», на курсе есть тариф «с чатом». И я спросил в чате, чего не хватает, и мне сказали — практики. Окей. Теперь будет практика.

Сначала ребята получили письменное задание — прочитайте его, прежде чем смотреть встречи. Потом я пригласил их на сами встречи:

Багаж

Клиент опоздал на 40 минут, времени на разговор было только 10 минут.

Клиент составил ТЗ, но исполнитель его не видел.

В некоторых ситуациях клиент думал, что исполнитель уже всё понимает и знает, осталось обсудить цену.

Во всех ситуациях клиенту нужно было получить от исполнителя оценку, причем как можно скорее.

Разбор ошибок

Сделал длинный рассказ с разбором ошибок на сайте.

Лучшая встреча

Лучше всего получилось у Влада Зелинского (смотреть с 1:02:00):

Разобрался со временем, хотя клиент вместо этого начал хвалить его ковер
Сразу назначил дату следующего созвона
Записывал всё
Все вопросы — открытые
Снял проблему предыдущего исполнителя (на самом деле не снял, но хотя бы спросил)
Не растерялся, когда клиент неправильно понял понятия СММ и всё объяснил
Выяснил критерии эффективности
Предложил начать с чего-то маленького
Дал бесплатный совет
Элегантно решил проблему денег
Не среагировал на лесть и излишнее дружелюбие

Сила «Эйрподов»!

На подсознательном уровне

Как определить доморощенного психолога:

Девочка на подсознательном уровне избегает отношений.

Подсознательно ты очень напряжен, тебе надо расслабиться.

Тебе нужно сдать этот проект, закрыть гештальт, и тебе сразу полегчает.

Я написала ему последнее смс и наконец-то закрыла гештальт.

После работы в этой компании у меня не осталось ничего кроме депрессии и фобий.

Ты просто проецируешь на меня свои комплексы.

Если человек задорно разбрасывается такими словами, вероятно, он не изучал матчасть и просто повторяет где-то услышанные фразы. И хотя в некоторых психологических школах действительно используют эти термины, ими не бросаются в бытовых ситуациях. Компетентные люди не умничают, а те, кто умничают — некомпетентны.

Если не уверены в научном или псевдонаучном термине, подберите обиходное слово:

Нет

Да

Ты просто проецируешь на меня свои комплексы

Мне кажется, это ты боишься увольнения, а не я

Я написала ему последнее смс и наконец-то закрыла гештальт

Она написала ему последнее смс и успокоилась

После работы с ними у меня лишь депрессия и фобии

От работы с ними у меня сплошное разочарование. Больше не хочу работать в агентствах

Девочка на подсознательном уровне избегает близких отношений

Она говорит, что хочет близких отношений, но на деле избегает их

Она не осознаёт, что отталкивает близких людей

Умничать — плохо.

Активно

Осторожно со словами «активно» и «активный».

Нет

Может быть

Да

Мы принимаем активное участие в отраслевых выставках

Мы участвуем в отраслевых выставках

Чтобы протестировать наши препараты, приходите на наш стенд на любой отраслевой выставке

Наша компания активно развивается

Компания развивается

Каждый год мы открываем кухни в новых районах, чтобы доставлять пиццу быстрее

Мы активно поддерживаем студенческие проекты

Мы поддерживаем студенческие проекты

Мы финансируем студенческие проекты в области ИТ

Наша аудитория — самые активные пользователи соцсетей

Наша аудитория — пользователи соцсетей

Наша аудитория — те, кто общается, читает, играет и покупает через соцсети

Я активно путешествую уже пять лет

Я путешествую пять лет

С 2012 года я трачу все свободные деньги на путешествия

Проверка: попытайтесь вместо «активно» написать «пассивно». Если фраза будет иметь смысл (то есть что-то бывает активным или пассивным), то, вероятно, «активный» имеет смысл. Но даже тогда можно переписать:

Может быть

Да

Две активные колонки и еще четыре пассивные

Две колонки со встроенным усилителем и еще четыре, на которые нужен отдельный усилитель

Обычно он активный, но после этих препаратов он стал пассивным

Раньше он бегал по квартире десять часов в день. Но после этого препарата он тихонько сидит в углу и пишет библиотеки для Си

Курс и вебинар о контенте для компаний

В конце мая я проведу в Мегапрорыве курс «Рассылки, блоги и контент-маркетинг» вместе с Мишей Смоляновым. Это для всех, кто хочет запустить блог, рассылку или журнал для компании.

Миша Смолянов будет рассказывать об экономике: окупаемости, финпланировании и продажах с помощью контента. Я буду рассказывать о самом контенте: стратегии, производстве, работе с авторами и читателями.

Аналогичный курс два года назад

Мне важно, чтобы на курс пришли ребята, которым контент принесет пользу. Поэтому я прошу всех, кто планирует пойти на курс, сначала послушать вебинар во вторник в 19:30. Задача вебинара — чтобы вы увидели для себя, нужно ли вам вообще лезть в этот контент.

Если не работает регистрация из блога, попробуйте зарегистрироваться в Фейсбуке

Я постараюсь сделать запись вебинара, но без гарантий. Чтобы задать вопрос, приходите лично.

Ctrl + ↓ Ранее