Ctrl + ↑ Позднее

Подкасты в редактуре (и вообще)

Приходит ко мне студент и спрашивает:

«У нас в редакторском чате зашёл вопрос про подкасты. Часть говорит, что негоже редактору облегчать себе жизнь и доносить информацию голосом. Вторая часть считает, что это вполне нормально. Если цель — не помощь будущим поколениям, а просто справочная, необязательная информация для общего развития, записать подкаст редактору — гуд?»

Допустим, я еще не писал статью о запрещенных приемах в редактуре. Разберем подкаст как инструмент. Какие у него свойства?

Линейность

Подкаст линейный, очень неудобно переключаться между частями, темами и главами. Подкаст заставляет слушать себя целиком или не слушать вообще. Заинтересованный человек прослушает целиком, незаинтересованный отвалится. По диагонали его не пробежишь, в общих чертах не поймешь.

Для сравнения: книгу «Пиши, сокращай» можно пробежать по диагонали и как будто бы научиться редактуре (на самом деле, конечно, нет). Это и хорошо, и плохо: хорошо, что незаинтересованный читатель может пробежать по книге и за что-то зацепиться. Плохо — что пробег по диагонали создает ложное ощущение, что ты всё понял. Куча людей пробежали по диагонали половину первой главы и теперь уверены, что познали редакторский дзен.

С другой стороны, если бы по «Пиши, сокращай» нельзя было пробежаться по диагонали, вряд ли бы вы смогли ей заинтересоваться вообще. Так что нельзя говорить, что линейность или нелинейность — это однозначное добро или зло. Смотря что вам нужно.

Голос и эмоция

Подкаст делается голосом, а голос классно передает эмоции, тон, всякие ужимки и характер человека. Вот вам три совершенно разных голоса, которые вещают примерно об одном и том же — от каждого своё ощущение:

Если у человека приятные ужимки и голос, то к нему будет больше доверия, его слова воспримешь менее скептически. В голос можно влюбиться и вообще не вникать в смысл. В голосе можно узнать жену, маму, друга. Может быть, человек говорит так спокойно и обстоятельно, что ты заряжаешься от него уверенностью в себе. Это всё может оказаться полезным как для конкретно вашего сообщения, так и для построения ядра аудитории.

Вон Таисия Кудашкина — девчонка-зажигалка, мисс позитив, добро, любовь, энергия и сексуальность, и всё это с помощью голоса. Рядом с ней мой голос звучит тускло и нудно:

Но, кстати, если вы хотите еще больше человеческого контакта и эмоций — добавьте видео, вообще атас. Я вам давал послушать голос Сьюзи Шихи на лекции о коллайдере, а теперь этот же голос с картинкой, совсем другое ощущение. Голос всё еще зажат, она всё еще волнуется, но эта неземная красота всё меняет:

Контекст и канал потребления

Если мы говорим конкретно о подкастах, то их часто слушают в машине, на пробежках, в спортзале — когда глаза и руки заняты, а уши свободны. В этом сила подкаста: читатель придет к тебе тогда, когда он не может ничего читать.

Но с другой стороны, если глаза не задействованы, то у тебя сразу куча ограничений: нельзя приводить таблицы и графики, нельзя ничего показать визуально, никаких графических иллюстраций. А текстовые иллюстрации не могут быть параллельными, то есть гудбай, многоколонники и «было — стало».

Зато в уши классно рассказывать истории, анекдоты, всякие случаи. Они линейные по сути и должны восприниматься линейно, и как раз линейный рассказ в этом смысле отлично работает.

Если это серия авторских передач (например, к одному ведущему приходят на интервью), то с помощью подкаста удобно строить лояльную базу подписчиков. Ребята слушают твои подкасты целиком, подписываются и постепенно привыкают, что на каждый поход в спортзал им есть что послушать. Пока им, конечно, не надоест.

Нет плохих инструментов

Короче говоря: подкасты — это просто еще один инструмент донесения информации, со своими сильными и слабыми сторонами. Финансовый отчет в форме подкаста я бы не делал, а приключенческий роман — почему бы и нет? Статью о редактуре я не знаю как сделать в форме подкаста, а статью об отношениях с клиентами — знаю.

Студенты! Изучайте свойства инструментов. Хорош обсуждать, что такое хорошо и плохо. Копайте глубже.

Самая страшная тайна редактуры

Чтобы два раза не вставать, вот вам еще один срыв покровов, расшатывание устоев, раскрепление скреп и пропуск в сингулярность:

В редактуре нет запрещенных приемов. Есть просто приемы и их последствия

Тут уже надо пояснить. Вот меня студенты спрашивают на вебинаре:

Всегда ли нужно писать в информационном стиле?
Можно ли начинать предложение с «если»?
Нужно ли писать текст о компании в третьем лице?

Это неправильные вопросы. Правильные такие:

Что будет, если я напишу этот текст в художественном стиле?
Что будет, если начать предложение с «если»?
Что будет, если текст о компании будет в третьем лице?

В редактуре нет вещей, которые делать категорически нельзя. Делать можно что угодно, если ты понимаешь, что это и зачем. Нет запрещенных приемов. Но у каждого приема есть последствия.

Пример: инструкция в художественном стиле

Студент спрашивает: «Можно ли написать инструкцию к прибору как художественный текст?» Правильный вопрос: «Что будет, если я напишу инструкцию к прибору как художественный текст?»

Посмотрим, как это уже делали. У «Лапки» есть алкотестер «Бам»: это трубочка, в которую дуешь, и она показывает на телефоне, насколько ты напился. К устройству нужна инструкция. Дизайнер Владик Мармеладов придумал, что инструкция должна быть в форме атмосферного аудиорассказа. Это художественный текст:

Последствия такого решения:

Художественный текст образный, помогает сжиться с героем. Точно взяты человеческие привычки, узнаешь в герое себя, сопереживаешь, больше доверяешь тексту.
Аудиорассказ невозможно быстро пробежать глазами. Либо слушаешь, либо нет. Если тебя заинтриговала — будешь слушать.
Музыка задаёт настроение, тормозит, говорит «успокойся, послушай не дергаясь».
Интимный женский голос — приятно слушать мальчикам и девочкам.

Всё вместе собирается в интересное решение, которое в этой ситуации работает (насколько я могу судить).

В другой ситуации такой набор приемов может не сработать: например, если это не хипстерская «Лапка», а милицейский алкотестер. Или если художественный текст будет плохо написан. Или если это будет тридцать абзацев графомании. Но конкретно это исполнение в этой ситуации вроде работает.

Не «можно», а «зачем»

В редактуре можно всё: и модальные глаголы, и стоп-слова, и отглагольное, и адский синтаксис, и музыкальные штампы. Можно подбирать метафорические иллюстрации или обвешиваться фотографиями Дикаприо. Можно даже писать с ошибками. Можно гнаться за хайпом. Можно гоняться за теми, кто гонится за хайпом. Можно всё, если вы понимаете, зачем это.

Обратное верно: если вы не понимаете, зачем вам инструмент, то лучше его не использовать. Не надо чистить текст от стоп-слов, если вам непонятно, зачем нужен текст. Не надо заводить блог, просто потому что это модно. Не стоит заниматься контент-маркетингом, если вы не понимаете, как он вам поможет.

И, само собой, не надо слушать советы из интернета.

10 октября   мир живых людей

Самая страшная тайна интернета

Пристегнитесь, сейчас ваша жизнь изменится. Эта мысль переворачивает игру, сдвигает парадигму, меняет систему координат и немного пошатывает трубу (если у вас, конечно, есть труба):

Советам в интернете можно не следовать

Спасибо за внимание.

10 октября   мир живых людей

Опыт + матчасть

Из курса молодого бойца может сложиться впечатление, что для хорошей статьи в Т—Ж достаточно просто получить опыт. Это не так.

Для хорошей статьи в Т—Ж нужно и получить опыт, и изучить матчасть. Если вы не знаете матчасть и не можете сослаться на авторитетные источники, то статья получится неполной.

Например, я пишу про новую перспективную криптовалюту «Оксимикойн», стоимость которой растет с каждым новым фитом Оксимирона. Я купил десять оксимикойнов в августе по 4,20 за штуку, а за сентябрь они выросли в два раза. Я продал оксимикойны и получил прибыль. Ура-ура, я успешный инвестор, вот мой блокчейн.

Этой информации хватит для статьи? Нет. Не хватает матчасти:

Что это за криптовалюта, на чем она основана, почему перспективна, как работает по сравнению с другими валютами. Ссылки на документацию, которая объясняет технологию.
Как обычно устроена покупка и продажа криптовалюты, в чем риски. Комиссии, анонимность, порядок переводов. Ссылки на правила обменников и бирж.
Каковы риски у криптовалюты вообще и у оксимикойна в частности. Я заработал на росте — а что делать, если они упали? Ссылки на статьи инвесторов, исторический анализ. Комментарий инвестора, который потерял всё состояние на оксимикойнах и ушел работать кольщиком у Тимати.

Чтобы проверить себя, представьте, что в комментарии к статье придет человек с ровно противоположным опытом, и он начнет вас бомбить. Он не заработал, а проиграл. И не в два раза, а в двадцать. И не на покупке, а на майнинге. И не оксимокойнов, а эфира. Выдержит ли ваша статья критику такого человека? Должна выдержать.

3 октября   КМБ   редактура

Информативность подзаголовков

Допустим, у человека в статье инструкция из несколько шагов. Или промостраница курса, который идёт несколько дней. Будет соблазн сделать такие подзаголовки (смотрим на жирное):

День 1
Редактура на уровне слов
Синтаксис
Структура

День 2
Иллюстрации
Управление вниманием
Распространение

Это неинформативные заголовки. Повышаем информативность:

День 1. Редактура
...

День 2. Продукт
...

В случае с курсом еще информативнее будет, если дни заменить на даты и дни недели. Это не всегда технически легко, но как идея — хорошо:

10 октября, вторник. Редактура
...

11 октября, среда. Продукт
...

Признак неинформативного подзага — слова вроде «шаг», «день», «этап», «занятие», «вопрос», «пример», «случай», «эксперимент». Если после них стоит число, а после него ничего — есть повод повысить информативность. Пример 1 → Пример 1: повышение информативности.

Неинформативно

Информативно

Шаг 1

Шаг 1. Надеть бронежилет

День 1

День 1. Огнестрельное оружие

Пример 1

Пример: перестрелка

Вопрос 1

Вопрос. Можно ли выжить в перестрелке?

Эксперимент 1

Эксперимент: бронежилет и автомат

Кайфуйте! Хорошего дня!

Бренды, не пишите рэп

Привет, бренды. Я знаю, на волне ажиотажа вам хочется сделать про себя рэп. Возможно, вы уже пишете текст и ищете агентство, которое запишет для вас подходящую минусовку.

У меня есть три соображения, которые могут оказаться вам полезными.

1. Вы напишете рэп не о том

Вы понимаете так: рэп — это любые стихи под музыку. Если вы продаете колбасу, вы сочиняете стихи под колбасу и кладете ее на бит. Но рэп о колбасе не пишут, рэп о другом.

Основная тема рэпа — «я лучше других». Еще рэп пишут о деньгах, успехе, трудной жизни, дружбе и предательстве, сексе, наркотиках, вечеринках и криминале. Много рэпа про рэп. Иногда пишут о социальных проблемах и политике. Много нападок на других рэперов. Есть даже рэп без смысла. Но нет рэпа о колбасе, металлокаркасе, оптовых поставках продовольственных товаров или о том, какая в нашей компании прекрасная корпоративная культура.

В рэпе важны яйца — чтобы автор был дерзок и уверен в себе. Даже если это интеллигент, который интеллигентно пишет о проблемах интеллигентных людей, он всё равно будет показывать интеллектуальное превосходство. Если рэп не про любовь, то в нём будет много боли и ненависти.

Ваш рэп в пересказе выглядит так:

«Мы производим качественные колбасные изделия. У нас хорошая репутация и лучшие поставщики. Наши сотрудники довольны своей работой. Мы лидеры, йоу»

А надо так:

«Мы основаны в девяностых, когда колбасу делали из мяса покойных коммерсантов. Мы родом из Челябинска, у нас есть точка на Доватора, где колбасой затариваются местные наркоманы. Наш технолог круглосуточно угашен: однажды во время рейда он спрятал стафф в фарше. И лучше мы сдохнем в неизвестности, чем прославимся и станем Челябинским мясокомбинатом номер 7!»

Если вы не видите разницу, то вам точно не стоит делать рэп.

2. У вас не получатся хорошие стихи

Рэперы пишут много стихов. Они у них не то чтобы высокохудожественные, но это стихи: искренние, характерные и яростные. Много цитат из своего и чужого творчества. У них там свой язык и мифология, свои герои. Ребята глубоко в теме.

Вы же нанимаете копирайтера из агентства, который и рэп-то не слушает. И он напишет вам какой-то зарифмованный текст, который как-то ляжет в ваш бит, и вы даже не заметите, что это жалкая подделка.

Вот послушайте Смоки Мо десятилетней давности и сравните с тем, что напишет вам копирайтер:

Ваш копирайтер

Смоки Мо

Если любишь ты колбасу
Послушай, парень, что я несу
У нас самый качественный стафф
И только скажи мне, что я неправ
Мы делаем колбаски ночью и днем
И вот мы об этом песню поем
А значит, что скоро к твоему столу
Будет колбаска у вас поутру!

Ноты сонат,
фоны ветров,
каракули снов...
Стоп, где моя сука, если в соседней комнате стоны?
Сопли. «Стоять!»
Сли-зи-стая!
Голова стала словно титановая
Бордель, апрель, май
Теряем сны
Во всём виноваты ноздри

Если вы не видите разницу, то вам точно не стоит делать рэп.

3. В лучшем случае у вас получится плохая реклама

Если вы хотите сделать «рекламу в стиле рэп», то всё нормально. Все и так ожидают от рекламы фальши, стилизации и шапито. Но тогда у вас в рекламе должны быть мертвые огнедышащие буйволы верхом на киберслонах с бивнями из чистого молочного шоколада, Овечкин должен играть на скрипке, а Ума Турман — вылетать из рояля на крыльях из камчатского краба. Если уж делать шапито, то делайте нормально.

Но если вы хотите записать рэп, чтобы «поговорить с молодежью на ее языке», у вас получится фальшиво и тупо. Ваш рэп «на одном языке с молодежью» похож на рэп Петросяна. Только Петросян специально кривляется, а вы на полном серьезе:

Хотите хайпануть — сделайте размещение у известного рэпера. По деньгам то на то и выйдет, но хотя бы не опозоритесь:

Если вы не видите разницу, то вам точно не стоит делать рэп.

Просто сравните

Это — корпоративный рэп компании Ingate, сделанный по мотивам песни Влади «Сочиняй мечты». Получилась в лучшем случае пародия и самодеятельность, а еще несколько поводов обратиться в трудовую инспекцию:

А это оригинал, который любители рэпа считают за попсу:

Если вы не видите разницу, то вам точно не стоит делать рэп.

Третья ступень для редактора

Привет, выпускники второй ступени Школы редакторов! Сейчас у вас будут спрашивать, хотите ли вы переходить на третью ступень. Прежде чем принимать решение, прочитайте это.

У вас должен быть проект

Третья ступень — это шанс сделать работоспособный коммерческий проект, пользуясь помощью передовых сил бюро. Я и Артем Горбунов будем помогать вам с работоспособностью, коммерцией и текстом; Миша Нозик — с дизайном; Илья Синельников и Коля Товеровский — с людьми; Вова Беляев — с законом и договорами. Больше такой возможности собрать этих людей на вашем проекте у вас не будет. Но чтобы ей воспользоваться, вам нужно придумать проект.

Если вы придете на третью ступень без понятия, что вы хотите делать, все эти люди не смогут вам помочь. Вы потратите первые две недели, выдумывая себе идею, потратите время и получится что-то высосанное из пальца. Не надо так. Идите на третью ступень, только если у вас есть проект. Он может быть вашим личным или клиентским, как хотите.

Тут зарабатывают деньги

Идти ко мне в дипломники есть смысл только тем, кто хочет сделать коммерческий проект — то есть такой, за который вам кто-то заплатит. Мне неинтересно делать благотворительные проекты, сайты «мои любимые виды рыб» и образовательные продукты без модели монетизации. Если вы попадете ко мне, я заставлю вас придумать, как на этом зарабатывать. Обучение в школе должно окупаться, и я не вижу смысла идти тем, кто не хочет заработать денег.

Но это у меня. У других преподавателей будет свой взгляд.

Вам будут предлагать новую работу

После третьей ступени вы получите дипломы, а ваши контакты попадут работодателям-партнерам школы. Вам будут поступать предложения о работе. Они будут интересными. У вас появится соблазн сменить нынешнее место работы, но это не всегда хорошо. Я советую договариваться так, чтобы совмещать старую и новую работу — так больше денег, больше опыта и есть повод автоматизировать работу.

У вас появятся разовые заказы

После третьей ступени вы получите 100 баллов на бирже Главреда и взлетите на первые строки. Вам будут предлагать много работы. Придется научиться фильтровать поток клиентов и тщательно выбирать, за что браться, а от чего отказываться.

Свобода и ответственность

Никто на третьей ступени не будет за вами бегать по поводу сроков и промежуточных дедлайнов. Обязательных встреч нет — как договоритесь, так и будет. Но где свобода — там и ответственность: не согласовали проект к защите — не допущены.

Будет настолько тяжело, насколько вы сами решите

Никто не требует от вас на третьей ступени запускать космолет. Наоборот: чем лучше вы ограничите охват проекта и чем лучше сделаете этот маленький объем, тем выше будут оценки. Страшилки о бессонных ночах рассказывают те, кто не сумел оценить свои силы и взялся делать слишком много.

Я успеваю работать в трех изданиях, запускать кучу проектов, проверять ваши работы и заниматься спортом, при этом с девяти вечера у меня семейное время. Я не работаю по ночам и вас заставлять не буду. Вы сами для себя решите, как работать.

Больше такого шанса не будет

Вы попали в последний набор, когда диплом делаются индивидуально. Со следующего набора у нас на третью ступень будут переходить сразу командами: менеджер, дизайнер и редактор. Поступить на третью ступень когда-нибудь потом больше нельзя, только со своим набором. Если вы хотели сейчас сделать паузу и пойти со следующим набором, этой возможности больше нет.

Это всего лишь ступень

Не надо относиться к Школе как к какому-то грандиозному этапу в жизни. Это просто очередная ступень. Ее нестрашно начать, нестрашно пройти и даже нестрашно провалить. Это такая игра, как стартап-акселератор: за два месяца умные дядьки заставят вас сделать зарабатывающую штуку. Не хотите в такое играть — нестрашно, в мире много других игр.

30 августа   Школа редакторов

Изюминка в тексте

Редактор спрашивает: «Если убрать все идиомы, метафоры, сравнения и прочие стилистические украшения, то текст станет совсем голым. Выхолощенный текст лишается индивидуальности и лёгкости. А хочется всё-таки, чтобы он был с изюминкой. Можно ли добиться этого в информационном стиле?»

Можно, конечно.

Изюминка — это вишенка на торте, шоколадка на подушке, бантик на зайчике. Это такая маленькая деталь, которую вы добавляете в текст, когда всё остальное уже сделано. Это дело одной секунды, если все остальные проблемы решены.

Какие вопросы нужно решить в тексте, прежде чем добавлять изюминку:

  1. Аудитория и полезное действие — кто будет читать, почему, чего они ожидают?
  2. Формулировка темы в мире читателя — как читателю узнать в тексте себя и свои проблемы?
  3. «Мясо» — откуда мы возьмем правдоподобное наполнение, чтобы раскрыть эту тему? Как его лучше всего представить?
  4. Структура и последовательность — что идет за чем, в каком порядке объяснять, от чего избавиться на уровне смысла?
  5. Читаемость — нет ли в продукте перегруза? Всё ли считывается?
  6. Подача — всё ли сделано, чтобы читатель быстро находил нужную ему информацию? Понятны ли ему визуальные отношения в продукте?

И только потом — добавляем изюминку, вишенку или бантик.

Эти темы обширные, но если интересно — они подробно раскрыты в электронном учебнике и поверхностно — в серии статей «Курс молодого бойца».

Если эти проблемы решить, у вас в тексте будет и индивидуальность, и легкость, и выразительность, и всё что угодно. Вы добавите изюминку ради веселья, она будет смотреться нормально.

Но чаще бывает наоборот. Автор придумывает какое-то красивое слово, а остальные вопросы решает как получится:

Получаются статьи-уродцы, сбоку бантик:

Так выглядят статьи авторов, которые уцепились за изюминку. А надо наоборот: полезное действие → содержание → конструкция → подача → изюминка.

P. S. По легенде, кривенький зайчик — это отец воссоздает в фотошопе рисунки своего шестилетнего сына. Но судя по Инстаграму, это уже отдельный арт-проект.

Что бывает, когда забываешь о каркасе и начинается «изюминкой вперед»

Как сочувствовать клиенту

В чате к курсу о работе с клиентами Лера попросила совета:

Как корректно выражать соболезнование, чтобы это не выглядело фальшиво? Вот пишет клиент между делом, что у него угнали машину, украли компьютер, ограбили квартиру. Как реагировать, чтобы это выглядело вежливо?

Как не стоит отвечать

Не стоит говорить, что у вас был точно такой же опыт, если у вас он был не точно такой же. Это не сблизит вас с человеком, а наоборот отдалит: «У вас машину угнали? Ой, у меня тоже такое было: в третьем классе велосипед угнали. Ой, я так тогда расстроился, так расстроился...»

Лучше не говорить ничего, чтобы как бы сгладить тяжесть ситуации, сделать ее менее страшной. Родители так иногда делают: «Бросила девочка? Ну ничего, переживешь». Не надо играть роль родителя: «Ну, это же всего лишь имущество. Хорошо, что все живы. Ну, еще заработаете!» — это не ваша роль в данном случае.

Совершенно точно не нужно включать родителя-критикана: «А у вас была спутниковая сигнализация? А что же вы не поставили? Да, все так думают, пока в первый раз не угонят машину» — вашего мнения никто не спрашивал.

И тем более никто не спрашивал вашего совета: «Всё бросайте и срочно начинайте поиски!» — опять же, вашего совета не спрашивали. Спросят — дадите. Не спрашивают — помалкивайте, даже если ваш дядя — кум зам. начальника ГИБДД по Замоскворецкому району.

Не стоит игнорировать или задвигать неприятную ситуацию: «Да, это печально, конечно, но давайте о работе» — в этом нет заботы, это игнорирование багажа.

Как правильно

Если хотите проявить вежливость, просто скажите: «Сочувствую вам». Если хотите проявить одновременно вежливость и заботу, скажите так:

«Сочувствую вам. Чем я могу помочь?»

Эта фраза не налагает на вас никаких обязательств — если клиент попросит дать ему денег на новую машину или сделать скидку — можно вежливо отказать. А если он просит перенести встречу, чтобы съездить в полицию, то можно пойти навстречу. Но не забывая о сроках проекта.

Следуйте принципам, о которых мы говорили в клиентском курсе: соблюдайте границы, учитывайте багаж, проявляйте заботу.

Фрилансо-русский разговорник

По материалам дискуссии в Фейсбуке. Редактор-составитель Ильяхов М. О.

Фриланс

Русский

Мне нужно разобраться в вашей задаче

Сейчас не до вас, напишите снова через пару дней

В целом всё ясно

Ничего не понял, но гонорар в два раза больше, чем я ожидал

Было бы интересно с вами посотрудничать, но вынужден отказаться от задачи

Вы какие-то странные, от греха подальше откажусь

Сейчас не могу заняться. Напомните позже

В целом мне это неинтересно, но вдруг вы сами забудете напомнить

Скоро будет

Вы кто вообще?

Будет на той неделе

Помню, что вы мне писали письмо, попозже посмотрю, что там

Будет завтра

Планирую начать разбираться с вашей задачей, как только закончу работу на сегодня

Будет завтра после обеда

Планирую начать разбираться с вашей задачей завтра утром

Будет сегодня вечером

Планирую начать делать сегодня после обеда

Засяду на выходных

Засяду в ночь на понедельник и перенесу на утро понедельника, но там уже есть другие дела, поэтому, скорее всего, в пятницу. В крайнем случае — засяду на следующих выходных

Сегодня вечером начинаю

Я не знаю, когда это будет готово, и перестаньте меня уже спрашивать

Нужно еще немного времени

Я начал это делать! О боже, что это?

Остались финальные штрихи

Черт возьми, сколько работы

Зафиналю в ближайшее время

Чёрт, совсем забыл об этом. Надо будет как-нибудь запланировать потом на когда освобожусь

Почти готово

Нашел ваше письмо в почте, сохранил архив, распаковываю

Готово!

Отправил вам первый черновой вариант

Я ее (статью) победил!

Отправил вам первый черновой вариант статьи. Кажется, это очень плохо

Я думал, что ответил вам

Я забыл ответить, а вы и не напоминали

Видимо, письмо потерялось

Я забыл ответить, а вы и не напоминали

Ваше письмо попало в спам

Я забыл ответить, а вы и не напоминали

Спасибо, всё получил!

Вижу непрочитанное письмо, открою позже

Видимо, я вас не так понял

Когда вы говорили, я не слушал

У меня тут проблема с интернетом

Фигачу изо всех сил

Уже архивирую (отправляю, пакую, собираю в проект)

Фигачу изо всех сил

Вчера была проблема с интернетом, не мог отправить

Еще не начинал

У нас беда с электричеством. Вы можете перенести?

Реально завалило, некогда этой вашей ерундой заниматься

Я внимательно прошёлся по вашим правкам

Я посмотрел ваши правки, половина ерунда, половину слишком долго переделывать, поэтому я по мелочи кое-что подправил

Давайте это добьем

Я ненавижу вашу задачу и вас лично

Разговорник дополняется. Напишите в комментарии типичные фрилансерские фразы — которые используете сами и слышите от исполнителей.

Ctrl + ↓ Ранее