Ctrl + ↑ Позднее

Автор пишет статью о скалолазании. Аудитория — люди, которые еще не занимаются скалолазанием, но могли бы попробовать.

Автор хочет сказать, что в стране открываются всё больше скалодромов. Автор не знает, правда это или нет — у него нет фактов. Чтобы как-то об этом написать, автор проходит путь редактуры:

В России открывается много скалодромов
В России открывается всё больше скалодромов
В России скалодромы появляются, как грибы после дождя
Скалодромы в России появляются, как бактерии в чашечке Петри

Автор пишет витиевато, потому что не может доказать свое утверждение, а опереться на что-то надо. Тогда автор использует ловушки необычности и юмора. Ловушка необычности — «необычное привлекает больше внимания, хотя может быть незначимым». Ловушка юмора — «что-то, что написано с юмором или в рифму, кажется более достоверным, хотя может быть ложью». Ловушки эти, конечно, работают: неопытный и наивный читатель действительно поверит, что скалодромов становится всё больше. Его убедит остроумная витиеватая фраза.

Но дальше два вопроса: убедит ли эта витиеватая фраза более умных читателей и надо ли вообще им это знать?

Более умные читатели сразу увидят, что автор некомпетентен в своем предмете, доверие потеряно. Чтобы избежать такого, автору следует привести факты: в таком-то регионе за такое-то время открылось столько-то скалодромов. Или «раньше в моем районе не было ни одного скалодрома, а теперь я выбираю из двух, оба открылись в детских спортивных школах».

А вообще в статье о скалодромах, скорее всего, неважно их число. Ну какая мне разница, что где-то в России их становится больше? Мне же надо для себя решить, ходить или нет. А для этого мне нужно посмотреть, где ближайший скалодром в моем городе — перечень скалодромов есть на сайте соответствующей федерации.

В итоге и доверие потеряно, и тема ненужная. Всё это признаки графоманства — когда автор пишет не чтобы помочь другим, а чтобы показать себя: «Смотрите, какие я обороты знаю!»

Если в тексте вам захотелось написать витиевато, остановитесь и задайте себе два вопроса:

1. Правда ли это такая замечательная фраза, которая поразит воображение читателя? Правда ли это хорошая литература?

2. Сообщаете ли вы этой фразой важную читателю информацию? Или вы приделываете вензеля ко второстепенным подробностям и только отвлекаете внимание от основного?

Не вы­ка­блучи­вай­ся

Хорошие мои! В жизни каждого начинающего автора настанет момент, когда ему нужно проиллюстрировать длинный текст, а нечем. Тема абстрактная, рассуждения не очень стройные, читать скучно. Вы захотите проиллюстрировать статью кадрами из фильма «Волк с Уолл-стрит».

Пожалуйста, не используйте в 2017 году в качестве иллюстраций кадры из фильма «Волк с Уолл-стрит». На это есть три причины: шум, пошлость и права.

Шум

Чаще всего такие иллюстрации в статье используются, чтобы «разбавить текст». Перевожу: «текст настолько плохо сделан, что читать его без разбавления невозможно, нужно срочно разбавить». Как если бы шеф-повар приготовил вам в ресторане кусок дерьма, но чтобы не было так отвратительно, он сверху положил элегантную веточку мяты.

Если у вас статья настолько неинтересная, что ее невозможно читать без разбавляющих иллюстраций, у вас проблема в статье, а не в иллюстрациях. Уберите иллюстрации и сделайте так, чтобы в статье всё было хорошо и без них. Посокращайте текст, уберите пустозвонство, вспомните инфостиль, расскажите интересную историю.

Если же статья сама по себе неплохая, то иллюстрации с Дикаприо только отвлекают. Они сами по себе настолько эффектные и выстроенные, что оттягивают внимание на себя и мешают воспринимать вашу статью. Получается шум.

Дикаприо отвлекает от смысла статьи

Пошлость

Иногда такие иллюстрации нужны в тизере — картинке, которая отдается в Фейсбук, чтобы красиво представить статью. Тут беда в том, что статей с Дикаприо на тизере уже сотни, ваш читатель уже ее видел и не раз. Для читателя очередная статья с Дикаприо — это признак вторичности всего: мысли, стиля, материала.

Кадры из «Волка с Уолл-стрит» везде: в контент-маркетинге, СММ, финансах, продажах, управлении, делегировании, семейных отношениях, личных финансах, корпоративных финансах, дизайне, аналитике, психологии, переговорах, организации мероприятий, мореплавании, налогах. Эти кадры затаскали все возможные бизнес-тренеры, консультанты и инфобизнесмены.

«Волк с Уолл-стрит» — мемчик, который всех утомил.

Дикаприо лезет из всех щелей

Права

Бюджет фильма «Волк с Уолл-стрит» — сто миллионов долларов. Это значит, что студия потратила на производство шесть миллиардов рублей по сегодняшнему курсу. Один кадр этого фильма стоит 23 тысячи рублей, если просто поделить бюджет на хронометраж.

Эти деньги ушли на производство: гонорары команде, актёрам, постройку декораций, аренду оборудования, съёмку, постпродакшн, транспорт, управление покупку прав на сценарий и книгу. Это большой дорогой проект, над которым работали сотни человек.

Финансировала этот проект (по моим предположениям) студия «Парамаунт». Ей же принадлежат права на фильм. Это значит, что если вы используете что-либо из этого фильма, по закону вы должны получить разрешение правообладателя. Студия может запретить использовать кадры, разрешить или предложить купить на них права — как договоритесь. Но по умолчанию студия вам не разрешала. Вы нарушаете закон.

Не думайте, что вы таким образом рекламируете фильм. Для рекламы фильма студия рассылает журналистам специальные пресс-наборы, в которых уже есть все нужные кадры. И рассылает она их журналистам ровно для того, чтобы они писали о выходе фильма. Вы же используете кадры для иллюстрирования своих статей на отвлеченные темы.

Не обманывайте себя. То, чем вы занимаетесь, называется воровством. Использовать эти кадры нельзя.

Дикаприо не ваш

Когда можно

Есть только один тип статей, которым идут в качестве иллюстраций кадры из фильма «Волк с Уолл-стрит» — это разбор фильма «Волк с Уолл-стрит». Если ваша статья касается разбора сюжета, композиции, колористики, точности терминологии, соответствия книге, актерской игре или чему-то, что напрямую касается фильма — тогда кадры будут идеально ее иллюстрировать.

Допустимо, если внутри вашей статьи вы приводите примеры, связанные с фильмом. Например, вы говорите, что продавать по телефону нужно так, как это делал герой фильма «Волк с Уолл-стрит» — и дальше объясняете его технику продаж. Тогда это нормально и уместно.

Можно только в учебных целях,
когда учите по фильму

Как правильно иллюстрировать статьи на сложные абстрактные темы

Прочитайте статью об иллюстрациях и декорация и «Картинка — говно». И кратенько вот еще:

Лучшая иллюстрация — первого порядка: иллюстрируйте то, о чем пишете. Если у вас переговоры — запишите видео с такими переговорами. Если описываете принцип работы двигателя — поставьте инфографику. Если рассказываете о курсе доллара — поставьте график курса.

Хорошо ставить вещдоки: настоящие документы, фотографии с места событий, скриншоты сайтов. Если пишете об аналитике — поставьте скрин «Яндекс-метрики». Пишете о финграмотности — поставьте скриншот эксельки, в которой вы всё считаете.

В крайнем случае — наймите иллюстратора, пусть он вам сделает красивые абстрактные штуки. Если хорошо договориться, можно проиллюстрировать статью и за 1000 рублей, и за 500 — голодных художников полно.

Пойдите на курсы каллиграфии, в конце концов. Напишите заголовки каллиграфическим почерком, и уже будет кайфец.

Если вам нечего иллюстрировать — то у вас статья говно. Значит, в ней нет опоры на чувственный опыт, нет примеров, ситуаций и сценариев, всё сплошные абстрактные сопли на воде.

Посмотрите, как мы каждый день иллюстрируем статьи в «Тиньков-журнале»: помимо иллюстраций художников там куча сканов документов, скриншотов, схем, графиков и прочего. Ни одного Дикаприо не пострадало.

Я сейчас проверяю курсовые Школы редакторов. Одна из тем, на которую ребята писали работы — брак, семейные отношения. У половины из тех, кто выбрал эту тему, встречается ошибка: дилетантские психологические рассуждения вроде таких:

Брак запускает в вас глубокие подсознательные программы, зашитые годами...

Такие люди с комплексом избавителя...

Наши родители — продукты советской культуры мышления...

Подсознательно ваша супруга хочет...

Это заложит деструктивные программы в подсознание ребенка...

Студенты! Вам может казаться, что эти мысли верные. У вас они могут не вызывать сомнений. Наверняка вы слышали что-то такое по телевизору и читали в книгах. Наверняка вы испытывали что-то такое на себе. Но это всё может оказаться полной чушью, и без опоры на источники вы этого не узнаете.

Психология — это не абстрактные рассуждения о человеке. Это наука и большая практика, которой занимается куча людей в куче школ. Если вы пишете о чем-то, связанном с психологией, обязательно давайте ссылку на первоисточник.

Психолог Ольга Лукина в книге «Бизнес или свобода» описывает случай, когда родительские установки сделали человека успешным в бизнесе, но...

Фрейд в «Психопатологии обыденной жизни» рассказывал, как поругался с женой, а потом попытался найти какое-то письмо, которое...

Психолог Людмила Петрановская рассказывала в блоге о психологических травмах, которые советское общество получило после Великой отечественной войны. По ее мнению, родители...

Нельзя лепить текст из подслушанных советов, личных рассуждений и псевдонаучного жаргона. Как и в любой области знаний, в которой у вас нет ученой степени, в психологии следует ступать осторожно, ссылаясь на источники.

Читатель может не верить вашим источникам. Типа «Фу, Петрановская — идеалистка и ничего не знает о современном обществе», — это его право. Вы же должны честно сказать, откуда вы черпаете суждения о неизвестной вам области.

Если у вас нет источника, но вы хотите поделиться мыслью, подайте ее как личное дилетантское наблюдение:

Я как дилетант воспринял эту реакцию так: она подсознательно...

Возможно, в психологии это называется как-то иначе — я же называю это компенсацией. Когда меня бросила девушка, я сразу...

Я пронаблюдал за собственными ощущениями в такой момент. Я заметил, что каждый раз...

Тут, правда, другой вопрос: если вы не разбираетесь в психологии — зачем вы это пишете? Должно быть, вы хотите сказать что-то очень важное.

Тут важно не умничать — то есть не делать вид, что вы разбираетесь в теме, хотя на самом деле схватили по верхам. Это касается любой темы, но об этом позже. Пока что запомните:

Не умничай,
сошлись на источник
22 декабря 2016, 21:30

Эл. учебник: ваше мнение

Мы с Артёмом и издательством бюро готовим электронный учебник «Информационный стиль». Я уже писал, что он будет более академичным и подробным, чем книга «Пиши, сокращай». Плюс, он будет электронным, в нём будут тесты и интерактивные примеры.

Уже открылся предзаказ, по предзаказу месяц в подарок.

Сейчас мы с Артёмом доделываем этот учебник. Он на том этапе, когда его можно улучшать. И здесь мне нужна ваша помощь.

Я знаю, что вы читаете мой блог и советы. Вероятно, вы читали «Пиши, сокращай». Скорее всего, вы прошли базовый курс. Вы крутые. Я хочу, чтобы учебник стал для вас новой ступенью: чтобы он оказался полезнее, ценнее и подробнее, чем всё, что вы читали раньше.

Расскажите мне, какие у вас бывают проблемы в редактуре: что даётся трудно, где не хватает примеров, где конфликты с клиентом, из-за чего у вас ступоры. Например, вы пытаетесь объяснить человеку, что не нужно писать «вы» с заглавной, и из-за этого теряете кучу времени. Или клиент не даёт вам цифр и фактов, брать их неоткуда, работа стоит. Расскажите, как бывает у вас, и я постараюсь это затронуть в меру своих знаний.

Я подготовил анкету, где всё это по полочкам:

И оформляйте предзаказ, ваша поддержка нам поможет.

Ваши ответы натолкнут меня на новые темы и помогут сделать учебник полезнее. И я буду рад отблагодарить вас на страницах учебника, если вы подробно расскажете о своих проблемах и ожиданиях.

Если не верите в силу обратной связи, вот пример. Когда мы с Людой готовились издавать «Пиши, сокращай», мы опубликовали главу «Заумь». В ответ на неё психолог Анастасия Цыганкова написала, что вот, мол, есть ещё псевдопсихологический жаргон, который люди используют не к месту. Мы с ней пообщались, она привела кучу примеров, эти примеры вошли в книгу на с. 120. и в электронный учебник на 25 разворот:

Настя, привет! Спасибо за подсказку :-)

У меня есть старинный друг — золотой человек, инженер в лучшем смысле этого слова. Трудолюбивый, кристально честный, всегда готов помочь, снимает с женой квартиру в Москве. Люблю его всей душой. Но есть у него првычка, от которой мне не по себе: он любит рассказывать всякие страшные истории.

Всё как бы в шутку и с налетом иронии, но видно, что правда: как опасно ходить ночью по улицам, как воруют детей, как нельзя связываться с полицией, как по дорогам все ездят с травматическим оружием, а у каждого прохожего под курткой либо шокер, либо нож. Переходишь дорогу по зебре — тебя давят. Переходишь по переходу — тебя грабят, убивают и насилуют. Сидишь дома — в него врываются грабители. Вышел покурить на балкон — в тебя попадает шальная пуля. Выпил кофе в кафе — тебя усыпили и ограбили. Пошел в кино — сел на иголку с ВИЧ. Посмотрел фильм дома — поймал вирус. Опасность во всём.

Пообщаешься с ним часик, и потом страшно вообще всё. У каждого полицейского мерещится бутылка шампанского. Перед зеброй возникает панический страх и стоишь, как дебил, ждешь, пока по Ленинскому перестанут ездить машины. В магазин лишний раз страшно сходить, но вызывать доставку еще страшнее.

Я понимаю, почему мой друг любит такие истории. Это его способ позаботиться об окружающих. Он верит, что если он распространит знания об опасностях нашего мира, то его родные станут осторожнее. Это такая форма любви, и с его точки зрения он прав.

Но конкретно у этой формы любви есть проблема: когда слишком страшно, ты цепенеешь — настолько, что не знаешь, что делать. Взять ту же безопасность на улице:

Пойти на бокс — бесполезно, тебя зарежут ножом или застрелят.

Купить оружие — бесполезно, тебя задержит полиция и этим же оружием изнасилует.

Уехать в другую страну — бесполезно, полицейская жестокость и беззаконие везде. А за границей еще и работы нет.

Не выходить из дома — вроде нормально, но могут же и в него прийти.

Но мне же надо как-то жить, правильно? В магазин надо, на работу надо. И как-то высунешься на улицу и, перебарывая страх, пойдешь себе к метро через переход. Ну а что?

Аналитики

Еще в интернете есть армия аналитиков, которые упражняются друг перед другом в проницательности:

Один рассказывает, что стабильность рубля поддерживается иностранными трейдерами, и чуть что — будет полный обвал.

Другой говорит, что Путин выкачивает деньги из России, осталось совсем чуть-чуть, и нас бросят на произвол судьбы.

Третий вещает о фантастических коррупционных схемах и феерических пузырях, которые вот-вот лопнут вместе со всеми нашими сбережениями.

Почитаешь такое часик — и пропадает воля к жизни. Раньше хоть была надежда, что за границей этого всего нет, но сейчас аналитики пишут всё то же и насчет заграницы. Надежды нет вообще никакой.

Самое неприятное, что эта аналитика пишется с одной целью — показать, какой автор проницательный. «Смотрите, я вижу этих политиков насквозь! Правда, я умный? Ну правда же? Ну оцените мои аналитические способности!»

У меня к такой аналитике один вопрос:

А МНЕ-ТО ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Нет, правда. Вот ты пишешь, что рубль обвалится. Что делать? Покупать валюту? Покупать недвижимость? Переезжать? А куда? А что там делать?

Ты говоришь, что власть продажная, всё прогнило, правительство выводит из страны бабки и смывается. Окей. Мне что с этим делать? Как я могу повлиять на ситуацию?

Вся эта аналитика только пугает и никак не помогает жить. Всё, что после нее чувствуешь — уныние и безысходность. В таком настроении ты никак не улучшишь свою жизнь, не начнешь больше зарабатывать, не защитишь себя. Это бесполезная трата времени и сил.

Как правильно

Текст нужно писать так, чтобы он улучшал жизнь другого человека. Не потому, что ты умный. Не потому, что тебя обидели. Не потому, что тебе самому страшно и не по себе. А потому, что ты можешь кому-то принести пользу.

Если ты предвидишь обвал рубля, напиши: «Ребята, ситуация такая. Советую покупать баксы, потому-то и потому-то».

Если ты предвидишь крах недвижимости, напиши: «Ребята, в недвижке ситуация вот эдакая. Сейчас лучше не покупать квартиры, потому-то и потому-то».

Если ты против коррупции, добавь к своему посланию конкретный призыв: «Делайте вот так, это поможет потому-то и потому-то».

Если не нравится писать в повелительном наклонении, пишите за себя: «Чтобы защитить свои деньги, я держу всё в баксах и евро».

Мы в Тиньков-журнале запустили новостное вещание: каждый день выпускаем с опозданием новость о чем-то, что произошло в экономике. И там обязательно есть раздел «Что мне с этим делать?» или «Как это меня касается?». Это принципиально важный для меня момент: я хочу, чтобы каждая публикация четко говорила человеку: «Теперь делай так». Для наглядности мы добавляем ко всем заголовкам «Ну и что?» Вот что уже вышло:

ЦБ проиндексирует НПФ → можно смелее нести деньги НПФ
Минфин повысил МРОТ → всё равно повышайте себе зарплату своим трудом
ЦБ не пересмотрел ключевую ставку → не спешите с ипотекой
Нефть торгуется выше 55$ → вас это не касается, продолжайте хорошо работать
Скоро появятся «народные» ОФЗ → следите за новостями и оцените условия, когда они станут известны
Маткапитал не будут индексировать → тратьте его скорее, пока не подъела инфляция

Мне было интересно пронаблюдать, как большинство новостей из информационного поля никак не влияют на жизнь большинства людей. Ну торгуется нефть по 55$, что с того? Тебе от этого не надо ни хуже работать, ни меньше зарабатывать.

Попробуйте к своей следующей публикации задать такой же вопрос — «Ну и что?»

Специально для Ярослава Маркина: журналистика не отменяется

Ярослав Маркин увидел в этой статье нападение на стандарты журналистики:

[Саркастически] Точки зрения не нужны. Нужно кормить, разжевывать, и проглатывать за потребителя. Зачем мне читать, что происходит? Расскажите, как реагировать, и кто виноват.

Это, конечно, неверно. Речь не о том, чтобы заменить аналитику советами. И не о том, что аналитика плохая и ее нельзя публиковать. Речь о том, чтобы к любой аналитике добавить совет: что с этим делать.

Вот вы рассказали о ситуации с рублем. Привели факты. Сделали предположение, что будет дальше. Отлично. Сделайте последний шаг: дайте рекомендацию, что делать дальше. Те, кто с вами согласятся, последуют вашему совету. Те, кто не согласятся, проигнорируют его и поступят по-своему.

Будут люди, которым эти советы не нужны. Ты говоришь им: «Рубль держится на иностранных инвестициях» — они сами понимают, что делать. Им эти советы никакого вреда не нанесут. А людям вроде меня — помогут.

После запуска биржи Главреда у заказчиков и исполнителей появились вопросы. Отвечаю.

Почему вы не фильтруете нормальных исполнителей на входе?

Часто заказчики хотят, чтобы я предварительно отфильтровал для них исполнителей: чтобы они заходили на биржу и там сразу были нормальные ребята.

Дело вот в чем. У каждого свое представление о нормальности. Никакая моя оценка не принесет вам пользы — только вы сами можете оценить, кто для вас хороший.

Для меня хороший автор — тот, кто проведет глубокое исследование, соберет истории, будет внимательно работать под моим руководством и не побоится сделать 10 подходов к станку. Вот это нормальный для меня. Вам такой зачем?

Для одного заказчика «нормальный» — это тот, который умеет спроектировать промостраницу. Для другого — тот, кто не использует рекламные штампы. Для третьего нормальность — это грамотность. У каждого свои представления.

На бирже никогда не будет фильтра на входе: у любого автора есть шанс показать себя. И уже заказчик решает, нормальный этот автор или нет. Если я лично не готов взять какого-то автора на работу, это не значит, что автор не подходит вам.

У каждого заказчика свое представление о нормальности

Почему нет цен?

Другое пожелание — иметь возможность сразу отбраковать слишком дорогих исполнителей. Как будто выбираешь колбасу или «Макбук». Но тут есть сразу несколько проблем.

В редактуре не существует общепринятого стандарта оценки. Я беру деньги за проект. Кто-то продает время. Третьи берут за количество вариантов и прогонов. Еще берут за тысячи знаков с пробелами, без пробелов, за авторские листы, ключевые слова, лайки, шеры и черт знает что. Кто-то меняет принцип ценообразования в зависимости от задачи.

Ни один нормальный редактор не назовет вам цену, пока не разберется в задаче. Если человек хоть что-то в жизни сделал, он понимает, что у любой задачи куча нюансов, которые нужно проработать, прежде чем начинать проект. Я не говорю о высокоуровневых вещах типа «может, тут не нужен текст, а лучше снять видео». Банально написать текст о компании может быть проектом на день, а может быть на месяц. Не зная задачу, называть цену нельзя.

Вилка цен тоже вам ничего не даст. У меня вилка от нуля до миллиона рублей. Иногда я делаю проекты бесплатно. Иногда неделя моей работы стоит сто тысяч. Иногда десять. И так у всех нормальных редакторов, с которыми я работал.

Если вам с порога называют стандартную цену — значит, вашу задачу будут решать стандартно. Для стандартных задач есть стандартные биржи и стандартные копирайтинговые студии, биржа Главреда вам не поможет.

А теперь самое сокровенное: любая цена — предмет договоренностей. Если вам сказали, что статья стоит 100 тысяч, вы сможете сбить цену до 20. Или не сможете — смотря как проведете переговоры.

Читайте также: рынок, расценки и справедливая цена

Стандартной цены не бывает

Сейчас очень долго выбирать исполнителя. Хочется быстрее: в один клик

В один клик редактора не выбирают, вернитесь в реальность. Вы нанимаете человека, который будет за вас говорить что-то в интернете. Неужели вы готовы рискнуть и нанять первого попавшегося?

Вы хотите свайпнуть человека в «Тиндере» и следующим шагом оказаться с ним в загсе. Это неправильно. Правильно — внимательно изучить человека, попробовать с ним пробный проект, притереться, и только потом начинать большую работу.

Я советую внимательно изучать всех, кто вам подходит по теме и рейтингу. Пишите письма сразу десятерым исполнителям — большая часть из них отвалится и в итоге только один будет с вами работать. Это нормально: все заняты, у всех полно работы, не со всеми вы сойдетесь характерами. Будьте готовы, что найм редактора — это не поход в магазин. Это знакомства и ухаживания.

О том, как грамотно нанимать и проверять редактора в деле, я напишу еще.

См. также: как найти редактора на длинный проект

Исполнителя нужно выбирать долго

Что за рейтинг и почему в нем только ваши курсы?

Рейтинг на бирже — это показатель того, насколько человеку интересен инфостиль. Гипотеза такая: если человек читает статьи в блоге, подписан на курсы и учится в Школе стажеров, то он, скорее всего, владеет хотя бы минимальными знаниями об инфостиле. Если он выше этого — скорее всего, не владеет.

Со временем мы сделаем кучу других продуктов, которые помогут определить уровень подготовки редактора: тесты, экзамены, сертификаты и конкурсы. Но это в будущем. Пока что оцениваем то, что есть.

Скоро в рейтинге будет учитываться подписка на базовый курс Главреда, участие в Школе стажеров и Школе редакторов и подписка на учебник «Информационный стиль».

Высокий рейтинг на бирже еще не означает, что автор хорошо пишет. Ничто не мешает одним махом купить все курсы и ни один из них не прочитать. Для этого всем заказчикам даны глаза, которыми они оценивают качество работ.

Если у вас есть курс, который близок по духу информационному стилю, и вы готовы наладить обмен данными между вашим курсом и биржей, напишите: mail@glvrd.ru.

Рейтинг показывает, насколько автору интересен инфостиль

Сейчас на бирже кто попало. Как вы добьетесь сортировки качественных исполнителей?

Мы будем делать новые продукты, которые будут полезны нормальным редакторам и бесполезны плохим редакторам. Те, кому интересна профессия и близки наши принципы, автоматически будут оказываться на вершине рейтинга. Безразличные, пассивные и просто профнепригодные будут в конце рейтинга.

Это работает уже сейчас: все, кому противен этот ваш Ильяхов и кто не читает все эти инфостильные глупости, уже сейчас имеет низкий рейтинг. Ожидаемо, работы у них слабые. Дальше этот разрыв будет только увеличивается.

Вы видите биржу в зачаточном состоянии: у нас еще мало инструментов, фильтров и наград. Через полгода это будет совсем другое место с жесткой конкуренцией, где хороших ребят будет видно. Можете дождаться, когда так произойдет, или начать нанимать и зарабатывать сейчас.

Со временем хорошие окажутся наверху

Почему на биржу нельзя добавить информацию о себе? А как исправить опечатку? А как добавить еще работ?

Мы запустили биржу в тестовом режиме и пока что в ней не работает добавление новых участников или редактирование существующих карточек. Это большое хозяйство, которое нужно нормально сделать и оттестировать, поэтому на эту часть нужно время.

Как только всё заработает, я расскажу в Телеграме. Подписывайтесь:

Если не ответил на важные для вас вопросы — пишите: mail@glvrd.ru

Как обещали, открываем в тестовом режиме биржу Главреда. Здесь заказчики находят исполнителей для текстовых задач: статей, рассылок, блога, курсов и рекламы. Запоминайте адрес:

Работает так: заказчики выбирают роль и тему. Биржа показывает им тех авторов, которые представляют себя в этой роли и имеют опыт работы по теме. Например, если вам нужен главред, который писал о личных финансах:

Чтобы начать работать с исполнителем, напишите ему письмо.

Исполнители на бирже сортируются по рейтингу. Рейтинг показывает, насколько человек в состоянии заполнить анкету и в каких курсах Главреда он участвовал. Сейчас рейтинг учитывает участие в Продвинутом курсе Главреда и в курсе «Мастерская». Дальше появится участие в Школе стажёров, Школе редакторов и других штуках. Задача рейтинга — показать, насколько человеку интересен информационный стиль. Профессионализм исполнителей оценивают сами заказчики.

Как выбрать хорошего исполнителя

Выбор хорошего исполнителя основан на принципе «Не тупи». Мы хотим, чтобы найм редактора был похож на выбор спутника жизни, а не клипа на «Порнхабе» (организация запрещена на территории РФ). Поэтому биржа предполагает, что заказчики будут принимать самостоятельные взвешенные решения, а не ждать, что Главред выберет им покорного раба в два клика.

Оцените карточку исполнителя. По ней уже многое можно понять:

Изучите работы исполнителя по нужной вам теме, потом — остальные работы, наконец — портфолио. Помните, что исполнители показывают на бирже свои лучшие работы, поэтому принципиально лучше они не напишут.

Следуя принципу «Не тупи», я предлагаю заказчикам прочитать две-три работы каждого исполнителя, который им понравится. Вы должны самостоятельно оценить качество работ и насколько они подходят под вашу задачу. Никакой универсальной цифры, которая характеризует крутость редактора, нет и не будет. Почему — расскажу в отдельной статье.

Отберите десятерых кандидатов. Напишите каждому шаблонное письмо с задачей в общих чертах. Обычно вы встретитесь с таким распределением:

10 писем отправлено кандидатам
7 кандидатов откликнулись
4 согласились делать пилотный проект
3 написали понимание задачи к пилотному проекту
2 сделали пилотный проект
1 получил приглашение работать

Предложите сделать пилотный проект — небольшую, но настоящую рабочую задачу, на которой вы поймете свою совместимость. Например, если вам нужен редактор в блог, предложите ему написать одну заметку.  Я рекомендую делать пилотные проекты платными, но недорогими — с расчетом, что ни исполнителю, ни вам не будет выгодно гонять маленькую заметку по тысяче кругов согласования. Когда ставки небольшие, легче отказаться от работы.

Предложите написать понимание задачи — это документ, в котором исполнитель рассказывает вам, как понял вашу и свою задачу. Позже расскажу подробнее, как такой документ составить. Если не написать понимание задачи, почти наверняка кандидат сделает не то, что вам нужно.

Работайте по договору. Если вы работаете без договора, считайте, что дарите свои деньги исполнителю.

Ответы на вопросы

У меня ошибка в анкете: нет фотографии, ссылка ведет не туда, я допустил опечатку

Скоро мы откроем редактирование ваших карточек, и вы сможете исправить ошибку. Если что-то страшное — напишите: mail@glvrd.ru, постараемся помочь.


Я читаю продвинутый курс Главреда, а в анкете этого нет. Как исправить?

Скоро мы откроем редактирование ваших карточек, и вы сможете указать адрес, на который получаете рассылку.


Я не успел подать заявку до дедлайна. Как мне теперь попасть на биржу?

Дождитесь, когда мы откроем такую возможность. Подпишитесь на новости в Телеграме: @glvrdru


Проводите ли вы отбор авторов перед допуском на биржу?

Нет, никакого предварительного отбора. Оценку авторам дают сами заказчики. Почему так — в отдельной статье.


Как же мы поймем, кто хороший, а кто плохой?

Следуйте принципу «Не тупи»: прочитайте работы автора и составьте собственное впечатление о его уровне подготовки.


Но читать работы — это долго!

Да, выбирать исполнителя — долго. И на бирже мы намеренно не делаем так, чтобы это было быстро. Выбрать редактора — это не такси вызвать. С этим человеком вы будете работать много месяцев и лет, поэтому выбирать нужно вдумчиво.


Исполнители какие-то слабые. Нам нужен второй Ильяхов!

Чтобы получился второй Ильяхов, возьмите любого редактора, пропустите его через Школу редакторов и погоняйте пять лет на жестких редакторских проектах. Сами по себе они не появятся.


У меня остались вопросы!

Пишите: mail@glvrd.ru

16 декабря 2016, 18:11

Биржа Главреда

Авторы и редакторы, это вам. Приглашаю вас рассказать о себе на бирже Главреда и получать с нее заказы.

Каждую неделю 5-7 человек просят меня посоветовать редактора: написать статью, посмотреть текст о компании, запустить рассылку, блог или корпоративный журнал. Постоянно просят порекомендовать кого-нибудь, кто закончил мои курсы или знаком с инфостилем.

Заказчики разные: микробизнес, стартапы, агентства, федеральные и международные компании. Были люди из правительства Москвы и всех известных банков. Всем нужны нормальные ответственные авторы и информационный стиль.

Будем эту проблему решать.

В понедельник 19 декабря откроется первая версия биржи Главреда. Это будет каталог авторов, которые пишут, редактируют и запускают информационные продукты. Сначала биржа откроется в усеченном режиме: это будет просто картотека авторов с портфолио. Следующим этапом включим фильтрацию и рейтинг. На старте будет выглядеть как-то так:

Теперь все, кому нужны нормальные авторы, будут ходить на биржу и выбирать исполнителя. Выбирать будут так:

1. Говорят, на какую тему им нужен автор. Например, о личных финансах

2. Видят всех авторов, кто писал на эту тему.

3. Смотрят работы, которые есть у этого автора, смотрят портфолио и текст о себе, изучают соцсети.

4. Если человек нравится — пишут ему письмо. Могут написать хоть всем сразу.

Всё. Никаких ставок, арбитража, посредничества, про-вип-аккаунтов, личных сообщений, тайных сделок, лайков, рекомендаций коллег и т. д. Вы говорите: «Я пишу о бизнесе, вот примеры». Клиент говорит: «Нам нужен редактор о бизнесе». Клиент видит вас, изучает вас, пишет вам. Дальше сами.

Правила биржи

Заказчик имеет право предложить работу любым исполнителям на бирже.

Исполнитель имеет право принять работу или отказаться от нее. Никто никому не раб и не хозяин.

Все вопросы оплаты и денег — конфиденциальные. Говорить о деньгах можно только в личной переписке. Биржа не публикует расценки авторов.

Публиковать в своей карточке ссылки на чужие работы нельзя.

Исполнитель сам отвечает за отношения с заказчиком. Не сложилось, затупил, сделал плохо, не согласовал, не понял задачу, сделал не то — сам виноват.

Биржа не гарантирует, что исполнители компетентные и говорят о себе правду. Заказчик должен сам оценить качество работ исполнителя по работам и портфолио.

Заказчик может предложить исполнителю выполнить тестовое задание. Исполнитель может согласиться или отказаться.

Участие в бирже добровольное. Исполнитель имеет право удалить с биржи информацию о себе в любой момент.

Биржа имеет право отказать исполнителю в размещении информации о себе, если нам что-то не нравится.

Публикация на бирже бесплатная для исполнителя. Поиск по бирже бесплатный для заказчика.

Попасть на биржу

Чтобы оказаться на бирже в понедельник 19 декабря, нужно до 15:00 18 декабря заполнить анкету в гугле. В воскресенье после 15:00 я перенесу ваши ответы на сайт, в понедельник оттестируем всё и откроем. Успеете к предновогоднему шквалу срочных горящих заказов.

Чтобы заполнить анкету, понадобится информация о вас, ссылка на портфолио и ваш портрет, а еще ссылки на пять работ, которыми вы гордитесь. В будущем можно будет добавлять больше работ, но для старта хватит пяти.

Кто первый заполнит анкету, тот будет стоять выше в выдаче, пока мы не сделаем систему рейтингов. Поэтому потратьте время сейчас, чтобы потом не болтаться в конце списка.

Все работы и портфолио должны быть опубликованы в интернете. Если у вас еще нет личного сайта с портфолио, соберите его на любом веб-конструкторе.

Ctrl + ↓ Ранее