Ctrl + ↑ Позднее

Ошибки в РСС

Привет всем, кто читает мой блог через РСС!

Вы заметили, что у меня РСС сломан. В чем проблема — никто не знает. Техподдержка хостинга, переустановка движка и ручная работа с кодом не дали никаких результатов. Илья Бирман говорит ¯\_(ツ)_/¯ Я не знаю, как устранить эту проблему.

Если бесит такая подача статей — отписывайтесь от РСС и подписывайтесь на Телеграм: @glvrdru — там всё самое свежее: статьи, советы, просто наблюдения о редактуре. На прошлой неделе кидал туда интересную эксельку об аналитике, а за неделю до — проводил опрос.

Если вы сталкивались с таким и знаете, в чем дело — расскажите мне, пожалуйста: maxim.ilyahov@yandex.ru

23 июля  

Зачем писать о музыке

Я уже критиковал язык и дизайн работ, которые прислали в ответ на вызов MTV. Пора поговорить о том, как же правильно писать.

Это рассуждение длинное, потому что сформулировать это коротко у меня пока не хватает таланта Фрэнка Заппы. Зато хватит мозгов порубить рассказ на несколько частей.

Начнем с простого: с какой целью вообще пишется рецензия?

Айзек Хейз, музыкант и музыкальный донор

Зачем

Давайте на секунду забудем, что существуют жанры «рецензия» и «анонс». Нет никаких стилей и стандартов музыкальной журналистики; нет журналистской тусовки, пичфорков, ролингстоунов, афиш, медуз, горбачевых и волобуевых; нет авторитетов, правил и канонов.

Но есть слово — «Зачем?». Зачем мы будем тратить силы и время на публикацию об альбоме, который даже не мы написали?

Правильного ответа на этот вопрос не бывает. У каждого будет своя цель. Попробую привести примеров с помощью карточек: 

Для друзей

Обычный человек кайфанул от альбома Мияги и Эндшпиля, потому что ну вроде обычный рэп и рэгги, но как-то черт его знает, нормально качает и радует. Хочется поделиться радостью с друзьями.

Цель — приобщить друзей к своей радости, получить с друзьями совместные впечатления.

Задача — дать возможность друзьям тоже получить эти впечатления. Донести до них, почему человек от этого кайфанул и почему могут кайфануть они.

Не стоит писать высокопарно и замороченно — друзья подумают, что это адресовано не им. Лучше говорить просто, как обычно пишешь друзьям.

Разобраться в своих чувствах

Девочка двухтысячного года рождения впервые послушала «Четырнадцать недель тишины» Земфиры (когда вышел альбом, девочке было два года). Девочку накрыло: будто Земфира видит её душу и говорит с ней голосом бога и старшей сестры. Девочка хочет рыдать, и чтобы во рту оставался честный вкус сигарет.

Цель — разобраться в себе, исследовать новые эмоции.

Задача — «Писать. Писать, пока этот горький комок в горле не вывалится на бумагу. Пока не распутаешь каждую ниточку этого узла. Писать, пока не отпустит. Пока не допоет поставленная на бесконечный репит девочка, живущая в сети».

Нельзя ориентироваться на постороннего читателя. Разбираться в себе нужно наедине с собой. Публиковать необязательно.

Для коллег

Музыкант послушал новый альбом Бад Зу, ему там понравились звучание перкуссионных слоев. Хочет обсудить с коллегами, узнать их мнение.

Цель — спровоцировать коллег на дискуссию.

Задача — используя язык музыкантов, обратить внимание на музыкальные приёмы. Задать вопрос.

Важно не накосячить с терминами. Нет необходимости писать просто и понятно — коллеги поймут, а людям за пределами музыкальной тусовки это неинтересно.

Просветить

Эксперт в музыке расслышал в песне Бейонсы сэмпл из Айзека Хейза Walk on By. Этот сэмпл даёт там самый жир и сок. «Ох, если бы люди, которые это слушают, понимали, что на самом деле слушают чувака из шестидесятых!» Он хочет, чтобы люди начали слышать эти отсылки и обратились к первоисточнику, чтобы кайфануть одновременно и от старого, и от современного.

Цель — помочь немузыкантам услышать истоки, стать более эрудированными в музыке.

Задача — показать музыкальные связи, предложить послушать первоисточник, заодно приведя другие песни, которые черпают вдохновение конкретно из Walk on By: как минимум Ву-Тэнга и Хуверфоника.

Нельзя умничать и уходить в дебри — обычный читатель не поймет, цель не будет достигнута.

Успокоиться

Рэпер услышал недавний альбом Фараона и почувствовал зависть, собственную неполноценность. «Я тоже так могу! Если бы мне дали миллион, я бы тоже так раскрутился. Я был бы круче, чем этот чмошник-недорэпер. Если бы не бабки его отца, он бы никогда не поднялся! Конечно, с такой-то тачкой и такой командой, и если снять такой особняк, конечно у него всё будет круто! Но так-то он совершенный ноль! Это все подтвердят!»

Цель — успокоить бушующее чувство неполноценности.

Задача — описать изъяны альбома так, чтобы выглядеть при этом крутым музыкантом и умным человеком.

Важно не подавать вида, что альбом тебя задел и вызывает зависть. Оставаться подчеркнуто снисходительным, чтобы показать свое превосходство в игре.

Приобщить друзей

Любитель музыки ЮАР тащится от культуры и колорита, но его друзья не разделяют энтузиазм.

Цель — помочь друзьям разглядеть в музыке и культуре ЮАР что-то для себя и составить ему компанию на концерте Die Antwoord.

Задача — предложить друзьям приобщиться к музыке; объяснить, в чем кайф. Предложить им подборку чего-то, что легко понять и полюбить. Показать симпатичные видео.

Важно использовать простой язык, показывать клевые ролики и быть дружелюбным, а не навязчивым.

Ввести в курс дела

В интернете набирает популярность направление клауд-рэпа. Редактор популярного СМИ получает задание ввести читателей в курс дела — что это вообще такое и как его понять.

Цель — помочь читателю врубиться в новое направление хотя бы на уровне поддержания разговора.

Задача — объяснить контекст, отобрать характерные композиции и предъявить их; объяснить, на что обращать внимание, когда будешь слушать; предложить точку зрения.

Главное здесь — кураторство, то есть отбор характерной музыки и введение читателя в контекст. Можно знакомить читателя с терминами и персонами, но только с самыми необходимыми. Хорошо зайдет объяснение истоков жанра.

Нае...ниться

Журналист работает в лайфстайловом издании, но он мёртв внутри. Ему на рецензию падает очередной, тридцатый за этот месяц, альбом. Это Nine Inch Nails — но журналисту наплевать. Для него это всё бессвязный шум, потому что вся хорошая музыка для него закончилась в 1977 году.

Цель — скорее сдать текст и пойти в бар.

Задача — создать текст, насколько возможно используя готовые шаблоны.

Нет необходимости осмысливать альбом и делать глубокие выводы. Поверхностные выводы, выраженные языком штампов, приводят в бар быстрее.

Вариантов будет еще много, но идею вы поняли: писать о музыке можно с разными целями. То, что вы читали в книге Пьера Байяра, журнале «Афиша-воздух» и в учебнике стилистики русского языка — всё это круто, но это лишь частные случаи.

Под разные цели будут разные задачи и инструменты. В одной ситуации тебе нужен обывательский язык, в другой — профессиональный. Под одну цель нужно предъявлять музыку, под другую — необязательно. Где-то нужно сделать подборку лучшего, где-то — один трек, где-то вообще нужно найти акапеллу. Есть даже ситуация, когда необходимо накатать огромную простыню самокопательного текста. К счастью, публиковать ее необязательно.

Рецензия уважаемого журналиста Горбачева в этом смысле ничем не лучше и не хуже, чем рецензия Ивановой из десятого «Б». У Горбачева своя цель, у Ивановой своя. У Горбачева своя аудитория, у Ивановой своя (не исключено, что по численности аудитория Ивановой больше). Это не конкурс, кто из них лучший музыкальный журналист, это просто два СМИ достигают своих целей.

О штампах

Статья о штампах разбередила души многих авторов, потому что она берет решение конкретной задачи и как будто распространяет его на все ситуации. Это, конечно, не так.

Писать без штампов — это просто один из инструментов, с помощью которого приходят к цели. Цели бывают разные.

Например, если вы хотите, чтобы ваш текст выделялся среди десятков других аналогичных, то писать без штампов — хорошая идея. Все пишут как под копирку, а вы не как под копирку. Вы выделяетесь, цель достигнута. Если такой цели нет, то и необходимости чистить текст от штампов тоже нет. Это не вопрос «хорошо» и «плохо», это вопрос целей и инструментов.

Вы пишете в бортовой журнал известной авиакомпании. Журнал читают, когда некуда направить внимание на борту Боинга. Человек сидит без интернета, его ноутбук разрядился, а айпад отнял ребенок. Журнал — единственное доступное чтиво, деваться некуда. Как бы вы ни написали рецензию, читатель ее нет-нет, да и пробежит глазами. От штампов можно не чистить, овчинка не стоит выделки.

А теперь другая ситуация.

Читатель подписан на пять музыкальных изданий, включая ваше. Выходит альбом Ланы Дель Рей. Четыре издания написали про «характерный кинематографичный звук с щепоткой современного западного хип-хопа» и как «американская поп-дива повзрослела, а ее изношенная набоковская похоть сменилась почти что купринской нежностью, если бы Куприн был вейпером-морфинистом». Вы будете пятым изданием, который возьмет эту метафору, или будете искать что-то своё?

В следующей части — как задачи превращаются в конкретные элементы статьи, на примере воображаемого издания MTV. Анонс будет в Телеграме @glvrdru.

22 июля   вызов   редактура

Вызов на MTV: разбор работ, дизайн

Продолжаю разбирать результаты вызова на MTV. В прошлый раз говорил о тексте, теперь — об организации, дизайне и интерфейсе.

Длина и визуальная структура

Какой из анонсов кажется более привлекательным: с коротким текстом или с простыней на 3 экрана?


Ладно, я утрирую. Длинный текст тоже может существовать, если он очень хорошо написан: попадает во все читательские боли, говорит с ним на одном языке и раскрывает важную тему. Допустим, этот длинный текст гениальный. НО НА АБЗАЦЫ-ТО РАЗБИТЬ МОЖНО? Это не какое-то тайное редакторское знание и не вопросы стиля, это правило гигиены.


Было круто, когда в нескольких работах не только дробили на абзацы, но и выделяли разделы. А зная ограничения «Вконтакта» и «Фейсбука», для подзагов использовали юникодовые маркеры. Я кайфанул, текст сразу выглядит упорядоченным:

Ключевая информация

В анонсе концерта важно, что это за группа, где и когда она выступает, где купить билеты. Неплохо бы расставить эту информацию так, чтобы она считывалась с первого взгляда. Хорошее место для этого — афиша и начало текста:


Совсем горячо, когда ключевая информация еще и вынесена в отдельный блок, например, в начале публикации (можно и в конце). Сразу понятны адреса и явки, а дальше уже, пожалуйста, сколько угодно лирики и «сто процентов драйва в самый жаркий день лета».


Часто из работ было трудно понять, о какой группе или альбоме идет речь. Нужно было выцарапывать название из текста. В двух работах я так и не смог достоверно установить предмет описания.


Конечно, есть такое направление — брутализм. Это когда автор намеренно усложняет чтение, специально склеивает всё в один абзац, заворачивает текст в трубочку, сжимает интерлиньяж и всячески издевается над читателем. «Думаешь, в сказку попал? Вчитывайся, мразь!» — как бы говорит автор читателю. Так тоже можно, но это нужно делать осмысленно, с какой-то целью.

Звук и видео

Лучший способ рассказать о концерте — показать с него хорошее видео. Лучший способ рассказать о музыке — дать послушать нужный фрагмент. И к этому уже добавить текст.

Поэтому я просил писать анонсы концертов в Фейсбуке — там хорошо работает нативное видео. Можно было сделать видеонарезку из концертов вашей любимой группы, дописать пять строк с адресами, явками и личным отношением — и все бы кайфанули. В видео вы бы показали весь тот «максимальный драйв, ощущение вечной молодости, отрыв и невероятную энергетику» — такие штуки достоверно передаются только в видео, а не в тексте. Так не сделал никто.

Да боже мой, даже свою нарезку не надо — просто найдите готовое фанатское видео и сошлитесь на бедолагу, чтобы юристы пришли к нему, а не к вам.

Вот просто сравните это:

Достало холодное лето? Легендарная бристольская трип-хоп группа возвращается! Бэт, Джэфф, Адриан, Клайв и Дейв порадуют жителей Северной столицы фирменным классическим звучанием на стыке джаза, пост-рока и хип-хопа уже совсем скоро. Готовьте свое самое грустное лицо! Portishead по праву считаются отцами-основателями трип-хопа — их фирменные меланхоличные струнные, хрустящий хип-хоп-бит и настоящий аналоговый звук винила проберут вас до мурашек и перенесут на 18-й этаж студенческой общаги, где была ваша первая затяжка, первая серьезная любовь и первый голодный доширак. Это нельзя пропустить! Меланхолический заряд на всё лето гарантирован! Приходите туда-то туда-то такого-то числа, и это холодное лето станет еще холоднее!

И это:

Portishead дают единственный концерт в Санкт-Петербурге: такого-то числа, там-то
Бэт Гиббонс как-то говорила в интервью, что группа никогда не приедет в Россию. Надеюсь, концерт — не шутка. Судя по сайту группы, будут играть лучшие песни всех альбомов.
Если не в курсе, кто это, послушайте вот этот плейлист: тут всё лучшее Portishead и те, кем они вдохновлялись: (ссылка)
Билеты: (ссылка)


Ладно, с Фейсбуком было сложно. Но когда вы описывали альбом во «Вконтакте», можно было сделать как минимум три вещи:

дать ссылку на плей-музыку и эпл-музыку, чтобы купить и послушать кусочки
дать ссылку на Яндекс-музыку, чтобы послушать целиком
прикрепить к посту ваши любимые композиции из альбома и рассказать о них пару слов.

К сожалению, так сделали далеко не все.

Но мы же редакторы, а не дизайнеры!

Хороший редактор не текстики пишет, а выпускает продукт. Анонс концерта или рецензия — продукты. Чтобы продукт был хорошим, нужно владеть сразу многими инструментами. А если не владеть, то хотя бы иметь представление, когда какие инструменты применять.

Хороший редактор знает, что для передачи неуемной энергии и драйва нужно показать видео, а не страдать графоманией. А чтобы продемонстрировать безудержный зубодробильный дабстеп, достаточно дать его послушать.

Это не отменяет важности текста — писать всё еще надо уметь. О том, что и как писать, и как вообще выглядит классная рецензия и анонс — в следующей статье.

Чтобы научиться делать информационные продукты, поступайте в Школу редакторов.

А как правильно-то?

Если интересно, какую я сам предлагаю написать рецензию, чтобы она была интересной и без штампов — подписывайтесь в Телеграме на @glvrdru, всё новое там.

21 июля   вызов   редактура

Результаты вызова на MTV

Опубликовали результаты вызова на MTV: challenge.glvrd.ru/mtv.html — на странице появилась таблица с результатами и ссылка на сводную таблицу результатов в гуглдоке.

Победители — Егор Стремоусов, Oleg Linrevevokte и Александра Золотова. Я свяжусь с авторами, чтобы выплатить им денежный приз.

Участники, чьи работы заняли первые 20 мест и которые указали почту при подаче заявки, получили +20 баллов на бирже Главреда. Они поднялись в рейтинге.

На конкурс подали 148 работ. Из них только 90 работ соответствовали техническим требованиям конкурса. Большая часть дисквалифицированных работ не открылись по приложенным ссылкам из-за настроек приватности — мы не только не видели работы, но и не видели авторов. Еще я дисквалифицировал работы, которые были опубликованы без хештегов или не на тех площадках, которые были указаны в задании. Творчество творчеством, а дисциплина тоже нужна.

Если вас дисквалифицировали

Если вы нашли себя в списке дисквалифицированных за второе задание, сделайте вот что:

  1. Настройте видимость вашей страницы для всего интернета, а не только для пользователей «Вконтакте»
  2. Проверьте, что страница и пост открываются из приватного режима
  3. Подождите

В воскресенье 23 июля я перепроверю настройку приватности у дисквалифицированных работ, и если где-то ситуация изменится, я попрошу членов жюри вновь посмотреть ваши работы. Если появятся новые победители — они тоже получат призы.

Обновлено 23 июля

После пересмотра работ 23 июля квалификацию прошли еще 18 работ: судя по всему, авторы обновили настройку приватности, и их работы открылись. Появился еще один победитель — Юлия Пугачева. Еще 17 человек заняли места с 4 по 20, шестеро указавших свои эл. адреса получили +20 баллов на бирже Главреда.

Победители:

Егор Стремоусов
Oleg Linrevevokte
Юлия Пугачева
Александра Золотова

Юлия, как и другие победители, получит обещанный приз лично от меня.

Обновленные результаты — на странице конкурса.

Что дальше

Поздравляю авторов, пишу разбор. Если команда MTV захочет пригласить вас на работу — с вами свяжутся. Если нет — не свяжутся.

Скоро будут новые конкурсы. Спасибо за участие :-)

21 июля   вызов

Вызов на MTV: разбор работ, текст

Мы с ребятами из MTV дочитали все работы, которые прислали на вызов Главреда. Победителей мы уже определили, сейчас я пытаюсь запрограммировать табличку с результатами. Она появится где-то до понедельника. В этой статье — впечатления от работ.

Мнение есть у всех

Это мой личный взгляд на работы как постороннего читателя. Я не музыкальный журналист, у меня нет колонки в «Афише», а мои старые потуги писать о музыке стыдно показывать. Поэтому всё, что будет здесь написано, — это взгляд человека, который прочитал сто восемьдесят анонсов и рецензий.

И, как правильно заметил безудержный череповецкий пост-редактор С. К., я побаиваюсь заходить на эту территорию. Черт его знает — может быть, то, что я буду критиковать — это как раз самое кайфовое, что бывает в музыкальной журналистике, а я тут своими грязными сапогами по вашему белому роялю.

Но я уверен, что о музыке можно писать лучше. Как именно — пойму позже. А пока что первая часть разбора, посвященная только тексту.

Околомузыкальные штампы

Почти все работы состоят из штампов, как будто списаны из одного журнала. Читать текст со штампами скучно.

Происхождение: дерзкие шведы, безумные австрийцы, талантливая американка, взрывные питерцы, ироничные эстонцы. Национальность музыканта имеет смысл только тогда, когда она влияет на музыку очевидным способом: если у вас концерт тибетских духовных песен или американского кантри. Если же вы не можете объяснить национальный компонент, то всем пофигу, откуда взялись очередные стильные поп-панки.

Смеси: смесь гитар и синтезаторов, странный салат из пост-панка и инди-хопа, безумный коктейль адской лирики и ангельских битов, нежное переплетение грайнд-кора и копро-металла; оргия с участием рок-н-ролла, панк-рока и пауэр-рэпа.

Такие конструкции интересно придумывать, но неинтересно читать. Никакого творческого прорыва в «неожиданных смесях» нет, а когда их много — становится тошно.

Приверженцы — туда же: адепты экспериментального звука, последователи русской школы авторской песни, апологеты брейкбита, староверы прогрессив-хауса. Это просто замороченные способы сказать, что люди занимаются музыкой определенного жанра. Не усложняйте.

Мне показался весь этот выпендреж лишним. Лучше просто перечислять жанры через запятую:

Заумно

Просто

Неожиданная смесь инди-рока и панка от старожил отечественной сцены

Жанр: инди-рок, панк
Россия

Коктейль из зубодробильного грайма и классики от корифеев русского ремикса

Грайм, академическая музыка, ремикс

Бронебойный заряд высокооктанового дабстепа и небесного-беззаботного рэгги от последователей новой школы

Рэгги, дабстеп, новая школа

Монархический титул: королева синти-попа, короли подпольного звука, цари ударных, повелители синтезаторов, принцесса грайндкора, графиня небесного клауд-рэпа, эрцгерцог гитарных запилов, лжедмитрий русского рэпа (кстати, неплохо, но это я сам).

Превозносить музыкантов в рецензиях бессмысленно: куда ни глянь — сплошные короли и принцессы. Вот если бы королева Великобритании выпустила рэп-альбом — тогда да.

Абстрактные критики: получили признание критиков, критики оценили альбом, критики были в восторге, критики лестно отзывались. Непонятно, почему мнение абстрактных критиков кому-то интересно. Лучше взять конкретного критика и привести его оценку, если она интересная.

На концерте все потеют: волна энергии и драйва, бешеные пляски, стопроцентная отдача, с максимальной энергетикой, полный отрыв гарантирован, зарядиться неуемной энергией на всё лето. На всех рок-концертах все потеют, потому что там жарко и все прыгают. И когда это встречается в каждом третьем анонсе концерта, от этого дурно.

Журналистские штампы: бомба замедленного действия, акулы музыкальной сцены, в лучших традициях, ворваться в чарты, в обязательном порядке, город на Неве, вспомнить только, корифеи эстрады (?!?), дивный новый мир, «но кто сказал, что...», нужное подчеркнуть, не вписывается в рамки, в свои столько-то лет, сильные мира сего, дебютная работа, одноименная; 19 мая 2017 года состоялся релиз седьмого, самого спорного, студийного альбома; стиль появился в Великобритании на рубеже таких-то годов. Главреда на вас нет.

???: неутомимые защитники великой истины в лучах полуденного солнца и искатели правды в прогулках под лунным светом. Вообще не понял.

Музыкальные штампы

Последнее, что нужно делать в рассказах о музыке — описывать звучание. Это раньше, наверное, это было необходимо: пока дойдёшь до магазина «Березка», растеряешь все чеки. Поэтому нужно было читать журнал «Огонек» и представлять себе, как «пульсирующие синтезаторы прорезают космическую тишину и обрушиваются шквалом риффов» (я фантазирую). Но мы живем в интернете — сейчас можно дать ссылку на Ютуб или приложить песню из «Вконтакта». Не нужно описывать звучание, можно просто дать послушать — даже с правами не будет проблем, есть же Vevo и лицензии «Вконтакта».

Но нет. Две трети рецензий — упражнения в звукописи.

Стиль: эйфорический инди-трэш, угарная панкуха, развязный джаз-панк, меланхоличный трип-хоп, напористый инди-рок, злой дабстеп; ультрасовременные rnb-импульсы уживаются с горделивым ретро-соулом. Что?

Кулинария: сочные рифмы, вкусные биты, хрустящие звуки, свежие запилы, плотный жирный бас, воздушные синтезаторы, карамельные стихи, сахарный поп (sic!), шоколадное настроение; подмешал в свой блюз-рок капли гранжа, пост-панка и электронной музыки. Никогда не пишите про музыку «вкусно».

Как для глухих: ломаный флоу, искусно чередует лоупасовые фильтры и сайдчейновые кики, волшебным образом обрывает трэк и меняет тональность, внезапно разгоняется и превращается в ревущего монстра, ровный бит и скрипящий синт сочетаются с пробирающим до мурашек сопрано певицы, затягивает в гипнотический водоворот; завораживающий dream-pop с романтичными переборами гитары, мягкими ударными, объемной звуковой атмосферой, неспешным ритмом и нежнейшим, теплым и обволакивающим как мед вокалом; в новых треках стало куда меньше гитарных рифов, агрессии и брэйдаунов; гитары то повисают в космосе, то обрушиваются как цунами, то робкой, щемящей нитью идут сквозь песню.

Я видел рецензии на двадцать абзацев, где люди просто пересказывали структуру произведений, потреково. Это дичь. Так не переводят музыку даже сурдопереводчики:

В эту ловушку легко попасть, потому что описывать музыку интересно. Это прикольное упражнение для ума: переложить на текст то, что ты слышишь в альбоме любимого артиста. Сразу чувствуешь себя таким классным музыкальным критиком, который подобрал слова к неподбираемому. Очень хорошее чувство.

Читать такое скучно. Просто дайте послушать.

Разговоры о погоде

Давайте по-честному: музыка не привязана ко времени года. То, что фестивали проводятся летом — это просто потому, что летом их проводить удобнее, чем зимой. Все разговоры о «самом горячем фестивале этого холодного лета» — пустая болтовня.

Если «лето не радует», надо уезжать в отпуск, а не слушать альбом вашей любимой группы. И «холодными осенними вечерами» слушать альбом Трики так же нормально, как и Олега Газманова. Сезонная музыка и все рассуждения о связи музыкальных стилей с погодой — это приёмы с первой полки. Связать жаркое лето с жарким концертом — оттуда же.

Скукота, короче. Читать о погоде скучно.

Сыпать именами

В нескольких работ авторы просто перечисляли имена людей из группы и что-то им приписывали. Могу только догадываться, зачем — может быть, чтобы показать свою осведомлённость. Это, может быть, нормально, когда ты пишешь для фанатов конкретной группы, но мы-то пишем для всех.

О людях писать, конечно, круто. Но о людях нужно рассказывать истории, а не просто сыпать именами.

Сыпать именами

Рассказывать истории

Легендарные Стив и Мэт снова на сцене вашего любимого клуба! Зажигательные американские пост-панки устроят вам самую жаркую ночь этого лета и надолго поселятся в ваших плейлиствх! Отрыв и максимальная отдача гарантированы!

Вы погрузитесь в мир грохочущих меланхоличных ритмов, ревущих гитар и пульсирующих синтезаторов, щедро сдобренных доброй толикой небесного вокала Мэта. Этот концерт нельзя пропустить! Если вы не знаете, что делаете в эту субботу — теперь вы знаете! Холи холи хей!

В 2003 году Стив Коблин и Мэт Бригс косили от армии. Они стояли на медкомиссии и изображали психов. Чтобы показаться убедительнее, Мэт набросился на Стива и разбил ему лоб прямо перед врачами. Так они познакомились.

Сейчас это самый чокнутый панк-дуэт Калифорнии по мнению журнала «Пичфорк». Когда они играют песню «Коси под психа», Мэт всегда бросается на Стива и бьет ему морду. Однажды Стив в ответ зарядил ему в лицо гитарой, и парней увезли на скорой прямо с концерта. Высокие отношения.

Самокопание

Часть рецензий и анонсов фокусировались на внутреннем мире автора. Чтобы это цепляло, автор должен быть известным или очень талантливым. Такого я пока не разглядел.

Но было такое:

Кожа покрывается мурашками, волна тепла, до дрожи, до слез, до глубины души, в самое сердца, запомнилось навсегда, жизнь никогда не будет прежней, царапает душу и не отпускает до конца

70 минут 91 секунда экзистенциального оргазма без дозы запрещенного препарата

Надеваешь наушники, закрываешь глаза. Из глубины ты слышишь мрачный саксофон, глухие тарелки, чьи-то пальцы на струнах, гипнотический голос, тягучий эмбиент. Музыка обволакивает, не отпускает и тянет, медленно тянет за собой на дно

Что же ждал я от одной из самых любимых групп? Я хотел услышать именно то, за что меня зацепили.

Отдельно отмечу заход типа «я никогда не была фанаткой» — зачем это? Показать с первых строк, что вам неинтересен музыкант?

Круто, когда автор пишет не о себе и для себя, а для читателя. Чтобы не только самому кайфовать, но и другие кайфовали. Когда автор уходит в самокопание, со стороны это выглядит уныло.

Будет продолжение

Есть ещё много соображений об оформлении, интерфейсе и вообще подходе к написанию музыкального текста, но на эту статью уйдет время. Подписывайтесь на @glvrdru в Телеграме, я напишу, когда опубликуем результаты конкурса и появится продолжение разбора.

Если вы знаете, как правильно писать о музыке — расскажите. Я-то дилетант, откуда мне знать.

P. S. О штампах из другой статьи

Это прицеп из статьи о целях и задачах.

Статья о штампах разбередила души многих авторов, потому что она берет решение конкретной задачи и как будто распространяет его на все ситуации. Это, конечно, не так.

Писать без штампов — это просто один из инструментов, с помощью которого приходят к цели. Цели бывают разные.

Например, если вы хотите, чтобы ваш текст выделялся среди десятков других аналогичных, то писать без штампов — хорошая идея. Все пишут как под копирку, а вы не как под копирку. Вы выделяетесь, цель достигнута. Если такой цели нет, то и необходимости чистить текст от штампов тоже нет. Это не вопрос «хорошо» и «плохо», это вопрос целей и инструментов.

Вы пишете в бортовой журнал известной авиакомпании. Журнал читают, когда некуда направить внимание на борту Боинга. Человек сидит без интернета, его ноутбук разрядился, а айпад отнял ребенок. Журнал — единственное доступное чтиво, деваться некуда. Как бы вы ни написали рецензию, читатель ее нет-нет, да и пробежит глазами. От штампов можно не чистить, овчинка не стоит выделки.

А теперь другая ситуация.

Читатель подписан на пять музыкальных изданий, включая ваше. Выходит альбом Ланы Дель Рей. Четыре издания написали про «характерный кинематографичный звук с щепоткой современного западного хип-хопа» и как «американская поп-дива повзрослела, а ее изношенная набоковская похоть сменилась почти что купринской нежностью, если бы Куприн был вейпером-морфинистом». Вы будете пятым изданием, который возьмет эту метафору, или будете искать что-то своё?

Что происходит с редакторами после школы

Задача Школы редакторов — дать редакторам билет в профессию. Это значит, что сначала мы их обучаем, потом они работают в интересных проектах за интересный для них гонорар.

Вот люди, с которыми я работал на третьей ступени Школы редакторов — что с ними стало и чем они занимаются.

Я пишу только о тех, о ком знаю и кто защищал у меня дипломы. Если вы у меня учились, но я о вас не написал — я просто не знаю, чем вы занимаетесь. Расскажите в Телеграме, как у вас дела (и фотографий пришлите): @perepisal

Работают в «Тиньков-банке»

В «Тиньков-банке» ценится бюрошная школа, поэтому многие выпускники у нас либо уже работали, либо работают сейчас, либо готовятся выйти на работу.

Ася Челован работает в бизнесовой редакции. Она развивает «Тиньков-бизнес» и выпускает статьи о бизнесе в «Тиньков-журнале». Ася доминирует в переговорах и управлении: когда она решает, что ей нужно выпустить статью о бизнесе, я начинаю страдать.

Я попросил Асю прислать фотографий, как она работает в «Тиньков-банке». Вот что она прислала:

Надя Цветкова работает в продуктовой редакции: делает так, чтобы люди узнавали о новых продуктах банка. Еще она пишет сценарии и снимается в программе «Мы разобрались» в «Тиньков-журнале» — объясняет на пальцах, коробочках и машинках, как устроены банки. Я режиссирую.

Со съемок 11 июля 2017 года

Костя Голубев не дошел до сдачи диплома, но сразу возглавил отдел путешествий в «Тиньков-журнале». С другими ребятами он запустил совместный проект с «Авиасейлзом» — «Чемодан». Фотографии Кости не нашел, но вот вам «Чемодан»:

Татьяна Адьякова прошла две ступени школы, еще во время учебы начала работать в Тинькофф Банке. Сейчас ведущий редактор банка.

На лендингах, в презентациях и в брошюрах рассказывает о том, что делает Тинькофф Банк. Написала лендинги об Apple Pay и партнерских проектах.

Участвовала в создании страниц:

интернет-эквайринг,
Тинькофф-бизнес,
кредит наличными,
приведи друга,
Planetcard.

В письмах и СМС объясняет на примерах, как получать больше кэшбэка, не переплачивать по кредитам, сориентироваться на сайте и в приложении. Например, делала серию писем о том, что нового в личном кабинете банка. В интерфейсе сайта и приложения пишет подсказки, чтобы проще было заказать карту, проверить и оплатить долги, пригласить друга в банк. Силами SEO делает так, чтобы проще было найти в интернете информацию о продуктах и сервисах банка.

Помогает редакторам, которые стажируются в банке.

Татьяна Адьякова и продуктовый менеджер банка Дарья

Еще в «Тиньков-банке» и журнале в разное время работали мои выпускники Серега Васин, Карина Фомина. Наверняка кто-то еще. Простите, если забыл о вас.

Развивают другие СМИ и блоги

Юлия Медведева живет в Милане, пишет в «Тинькофф-журнал» и развивает блог модного бренда «12 сториз». Недавно у нас в журнале вышла шикарная статья «Как давать деньги подросткам». Я попросил Юлю передать нам привет из Милана:

Ян Хацкевич делает редакторский блог «Приуныл» и работает менеджером продукта в «Драйве — 2». Еще он ходит на «Живые советы» и ведет оттуда трансляции в Телеграме.

Люба Мамаева работает в «Необычных концпециях» и рассказывает миру об эджайлах, скрамах и прочих канбанах. Она выпускает статьи на сайте «Основы эджайла» и в блоге компании. Я попросил ее передать вам привет. Вот:

Наташа Ганецкая теперь главред «Айти-эдженси». Пишет сама, обучает других. Из недавнего известного — статья для сотрудников колцентров

Пишет Наташа: «У меня с ноутом есть вот такая фотка из Таиланда. На ней я работаю, и она для меня типичная, потому что мы по три месяца путешествуем и работаем фулл-тайм»

Света Кирпа развивает фитнес-издание для спортклуба «Фит-юнион» — снимает ролики, проводит фотосессии и работает с тренерами. Вот мы встретились со Светой перед «Живыми советами», а я криворуко сфотографировал:

Занимаются своим делом

Майя Богданова — известный контент-маркетолог и руководитель собственной школы копирайтинга. Она была крутой до школы, осталась крутой после школы, у неё всё хорошо :-)

Петр Рябиков сделал сервис «Сделыватель тестов» и зарабатывает. Еще я направляю к нему клиентов из сегмента B2B.

Никита Ларионов работает в «Открытии-факторинге».

Кристина Фролова была юристом и осталась юристом. В школе она запустила сервис «Юрфак» и продолжает его развивать. Еще она продолжает писать в «Тинькофф-журнал», слава небесам! Попросил ее передать вам привет:

Выпускники второй ступени

На второй ступени учатся 30 человек, с ними мы делаем групповые практические задания и общаемся в чатике. Это тоже та еще школа жизни. Попытаюсь вспомнить, как сложилось у тех, кто закончил вторую и не пошел на третью:

Марина Сафонова — ответственный секретарь и выпускающий редактор «Тинькофф-журнала». На прошлой неделе она была в отпуске, и мы были в огне, всё в огне. МАРИНА, ВЕРНИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА МЫ БОЛЬШЕ НЕ МОЖЕМ БЕЗ ТЕБЯ. А еще посмотрите на ее портфолио.

Марина в офисе «Тинькофф-банка»

Ира Усиченко, Артур Белостоцкий и Тоня Сергеева работают под руководством Люды Сарычевой на сайте «Дело».

Ира Усиченко в Телеграме: «Это я по пятницам иду работать в любимую тульскую кофейню Кофекульт. Это те пять минут, когда я довольна собой, потому что за неделю много всего сделала. Но потом я опять буду недовольна, что ничего не успела»

Стас Звягинцев еще на второй ступени начал работать с «Оранжем» (это такой оператор связи). Так и продолжает.

Артемий Рагимов пишет о себе так: «После школы отучился на интенсиве в ХТМЛ-академии. Работать продолжаю в 2ГИСе. Неделю назад запустили большущий проект, в котором я был главредом, — путеводители по городам».

Антон Городецкий: «У меня самое большое событие после школы — в „Эксмо“ вышел трехтомник толкований Книги Перемен под моей редакцией. А недавно китаист, который переводил толкование, передал его в дар Путину и Си Цзиньпину». Вот он пишет об этом в фейсбуке.

Игорь Субботин работает редактором в «Безумных котиках» — это журнал и студия контент-маркетинга. Передает вам привет из Шри-Ланки:

Игорь: «Это как раз за работой. Я работал, вышел в сад. Через секунду на меня там с дерева упала змея. Змею укусила обезьяна. Которую я перед этом дразнил»

Света Фатеева пишет в Телеграме: «Работаю редактором в бюро локализации „Инлинго“. В июне сделала прототип урока для учебника и с августа начинаю работу редактором-методистом проекте федерального значения»

Теперь Света работает редактором-методистом в совместном проекте «Ростелекома» и «Просвещения». Будет делать учебники

А вот выпускники второй-третьей ступени встретились на моих «Живых советах» 12 июля:

Слева направо: завуч школы и выпускница Школы стажеров Лера Панина, Света Кирпа, Ира Усиченко, Миша Голев и Антон Городецкий. Антон не пошел на третью ступень. Фотографирует их Петя Рябиков, судя по всему

После первой ступени

Бывает и так, что люди начинают работать редакторами уже на первой ступени.

Рассказывает Наташа Ганецкая, главред «Айти-эдженси»: «Вячеслав Демиш — наш автор. Пишет статьи для агентства, помогает с материалами для клиентов. Запустил свою страницу, где собрал и отсортировал образовательные рассылки. Из агентского: написал правила оформления гуглдоков».

Слава Демиш передаёт привет и хвастается страничкой

Саша Смолокурова работала и работает в консалтинговом агентстве Paper Planes: «Хотя я за полтора года знакомства с Гларедом формально не изменилась в должности, очень сильно выросло и качество наших продуктов, и все что мы делаем. Я пришла молодым руководителем на курс по инфостилю, а теперь сама читаю вебинары клиентам. А Слава (Демиш) сначала с нами работал, я его нашла, еще когда он только начал учиться :-) Потом отпустили в „Айти-эдженси“»

Саша ведёт вебинар для клиента

Ася Репрева написала в Телеграме: «Привет! Училась в школе редакторов на 1 ступени. До проекта была СЕО проекта про путешествия и развитие „Трип-сикретс“, сейчас работаю в сервисе по поиску попутчиков „Бипкар“ в „Мейл-ру“ и руковожу комьюнити-маркетингом».

Ася: «Это мы на Болотов-даче недавно»

Андрей Башта учился на первой ступени. Пишет в Телеграме: «Я после Школы редакторов работал в „Финологе“ с Мишей Смоляновым, а также в „Партикуле“ с Андреем Ильинским». Вот его рассказ о проекте для «Партикулы» и для «Финолога» — здорово, когда есть портфолио с рассказами о проекте.

Андрей на отдыхе в Польше: «Путешествовать начал»

Татьяна Половинченко в Телеграме: «Незадолго до окончания школы я нашла новую работу. Рассказ о школе и знания, полученные на ней, в этом очень помогли. Зарплата теперь отличается от зп на предыдущей ровно в два раза: 70 против 35. Такие дела»

Константин Серов в Телеграме: «После того, как отправил вступительное задание и начал ждать начальный рейтинг студентов, со мной связался „Подряд“ и мы начали разговор про редполитику. Это было 14 декабря.

Занятия в школе начались 30 января, и уже 1 февраля мы начали работу по созданию редполитики. Учёба в школе помогала каждую неделю, особенно „Право“ и „Переговоры“.

Благодаря этим предметам смог сдать проект вовремя, и договорился о внедрении редполитики после её написания: сам составил договор по инфостилю. Это, в свою очередь, помогло продолжить учёбу уже живя в Таиланде.

Ещё могу сказать про учеников. Я платил помесячно, и на последний месяц не хватало денег. Я поговорил с Лерой Паниной, и уже мысленно попрощался со школой. Написал в чатик со всеми попрощаться, но Женя Воронцова подняла тревогу, и студенты коллективно скинулись мне на обучение, за что всем спасибо! Сейчас понимаю, как было бы хреново сдаться на последнем шаге и не закончить школу.

В школе больше всего развилось то, что болело: вёрстка, интерфейсы. Я и сейчас в этом профан, но уровень сильно вырос. Я хотя бы начал видеть отступы и сетку (сетка вообще откровение).

Я думаю, это добавило мне ценности как редактору, потому что могу делать небольшие проекты полностью сам — и текст написать, и промостраницу сверстать, и к CRM подключить.

Мечтаю попасть на вторую ступень со следующим набором».

От себя добавлю, что редполитика «Подряда» опубликована на сайте rdpk.ru

Костя: «Сейчас в Новосибирске, живу в хостеле и делаю новый проект — промостраницу для оптового направления Кемеровской компании „4 колеса“. На фото я пытаюсь расположить фотографии по сетке Горбунова»

Михаил Рыкун откликнулся на моё приглашение в Телеграме: «Я из первого набора Школы редакторов. Закончил только первую ступень. Но это никак не мешает мне делать классные проекты.

4 года я развиваю своё агентстсво, в котором мы создаем маркетинговые материалы для бизнеса: сайты, презентации, маркетинг-киты, баннеры и т. д. А несколько месяцев назад я вписался в стартап biznzip.ru»

От себя добавлю: у Михаила была классная курсовая о выборе бананов.

Михаил Рыкун одновременно развивает два проекта
Встреча студентов первой ступени, из фейсбука Иры Усиченко

Так будет не у всех

Должен предупредить: окончание второй или третьей ступени не гарантирует, что вы сразу автоматически получите приглашение на интересную работу. Хотелось бы, но нет. Хорошо работают после школы те, кому интересно и хочется. Предложений будет много, но как вы ими распорядитесь и что выберете — зависит от вас.

Если вы участвуете в «Бирже Главреда», то за первую ступень вы получаете 50 баллов, за вторую — 75, за третью — 100, всего за три ступени — 225 баллов. Все выпускники школы выводятся наверху и получают заказы в первую очередь. Но получить заказ и выполнить его — не одно и то же. Поэтому здесь та же ситуация: заказов и предложений будет много, как вы ими распорядитесь — зависит от вас.

Я советую идти в школу в двух случаях:

  1. Вы хотите посвятить профессиональную жизнь редактуре, созданию информационных продуктов и запуску изданий. Если вам нравится работа сказителя, вы хотите влиять на мир через информацию и истории, если любите сидеть за компьютером, стоять за камерой или даже перед камерой.
  2. Вы занимаетесь чем-то другим (например, программированием), но хотите научиться редактуре, дизайну, управлению и переговорам, чтобы лучше делать свою нынешнюю работу.

До конца набора осталась неделя.

Если вы больше хотите заниматься дизайном, интерфейсом и визуализацией — лучше идите в Школу стажеров. Если интересна аналитика и маркетинг — в Школу менеджеров.

Комплекс спасителя

Когда я был помладше, я был уверен, что моя миссия — внедрить инфостиль, сделать текст в России понятным и читаемым, спасти русский язык от канцелярита. Мне казалось, что это благородно и важно.

И вот я пишу советы, статьи в блог, веду курсы. А потом какая-нибудь копирайтесса напишет в Фейсбуке очередной «инфостиль лишает текст души», и я уже осатанело пишу отповедь.

Раньше такие дамы меня выбивали из колеи. Но недавно дошло, что бесят меня не сами люди. Меня бесило то, что я их спасаю-спасаю, а они не спасаются.

И вот дошло: люди-то спасаться не должны. Кто хочет — возьмет мой метод и будет на нем зарабатывать. Кто не хочет — не проблема, мне больше достанется.

И вообще с чего я решил, что для таких людей мой метод — это спасение? Черт возьми, да я сам каждые полгода улучшаю метод — как я сам могу говорить, что инфостиль 2016 года — это для кого-то спасение? А потом, может быть, их графомания — это единственное, что дает им силы и хлеб?

Короче: не надо никого спасать. Есть метод, его нужно совершенствовать. Есть знания, их нужно обновлять. Есть работа с понятным полезным действием, ее нужно делать. А еще время жизни стремительно уходит, и если горевать за каждого графомана, то ничего из этого не успеешь.

С этой мыслью появилась «Мастерская». Кому надо серьезной редактуры — добро пожаловать. Кому надо душевных текстов и выражения чувств — пожалуйста, не беспокойтесь.

А самый свежий инфостиль со всеми новыми находками — в электронном учебнике. Ничего новее и полнее пока нет.

Если интересно проследить развитие метода, почитайте советы на сайте бюро — от нижних к верхним. Самому нижнему совету шесть лет. Постепенно видно, как меняется тон: от агрессивно-назидательного к спокойному и дружественному. Видно, как раньше меня задевали провокации, а теперь я их могу иной раз придумать сам, чтобы развлечься.

Все курсы и продукты

Мы с Толей готовим навигатор по курсам и конкурсам Главреда. Пока она не готова, вот напоминалочка.

Школа редакторов

Лучшая редакторская школа: дистанционное обучение, практические задания, дипломный проект, компании-партнёры приглашают на работу. Занятия в удобное время.

Первая ступень стоит 40 тысяч рублей, есть бесплатные места. Идет набор

Очный четырехдневный курс

Всё, что я знаю о редактуре, в интенсивном четырёхдневном курсе. Занятия с утра до вечера в бюро или дистанционно.

40 тысяч рублей. На ближайший запись закрыта, но наверняка будут еще

Базовый курс Главреда

Уроки о стоп-словах, информативности и заботе, приходят почтой.

Бесплатно.

Продвинутый курс Главреда

40 уроков о стоп-словах, структуре, стиле, дизайне, создании рекламы и работе с клиентом. Пока что есть домашние задания, скоро уберем.

1750 ₽ с без домашних заданий
5400 ₽ с проверкой домашних заданий

Мастерская

Редакторские наблюдения, открытия и примеры редактуры. Для тех, кто серьезно занимается редакторским делом. В комплекте — участие в закрытом редакторском чате.

3300 ₽ за еженедельные письма

Работа с клиентом для редактора

Как спокойно общаться с клиентом, много зарабатывать и не делать работу в стол. Написано для редакторов, но подходит для всех творческих людей.

2750 ₽ — только уроки
4300 ₽ — уроки, чат и иногда — практика

Что дальше

С 1 июля цены на некоторые курсы могут повыситься из-за новых требований к кассам. Я еще не решил этот вопрос, но опасность такая есть.

В продвинутом курсе скоро отменятся домашние задания для новых подписчиков. Если думаете, когда подписываться — подписывайтесь сейчас.

Набор в Школу редакторов точно идёт этим летом. Будет ли он осенью — неизвестно, потому что следующий набор зависит от предыдущего. Если планировали поступать в Школу редакторов, делайте это сейчас.

Вызов Главреда о реновации: интерес

В мае я бросил вызов редакторам: предложил рассказать о москоской реновации. На конкурс отправили 41 работу, я их оценил. Авторам лучших работ я выплатил денежные призы, других призеров подписал на курс «Мастерская».

Если вы заняли с 1 по 10 место в турнирной таблице, но еще не получили письма из «Мастерской», пожалуйста, напишите мне: maxim.ilyahov@yandex.ru — вероятно, я забыл спросить ваш эл. адрес и поэтому не могу подписать.

Постепенно в цикле статей я расскажу о работах: что понравилось, не понравилось и что об этом нужно знать всем редакторам. В этой — об интересе.

Интерес в начале

На теме реновации уже нажились многие издания, поэтому было важно сформулировать интересную тему и подобрать интересную заглавную иллюстрацию. Интерес, конечно, субъективная категория, поэтому я судил по себе.

У меня не вызвали отклика темы вроде «Что нужно знать о реновации», «Реновация: вопросы и ответы» или просто «О реновации». Это хорошие заголовки сами по себе, но на общем фоне они проигрывают.

Некоторые авторы использовали в заголовке метафоры или иносказания, типа «Реновация и я» или «Вид из пятиэтажки». Удачной игры слов я не увидел.

Немного лучше заголовки, которые обещают какую-то пользу: «Гид по реновации», «Важное о реновации».

В моем мире выигрывают конкретные нишевые заголовки, в которых указана аудитория или ситуация: «Что нужно знать о реновации немосквичам», «Что делать, если ваш дом в списке».

С заглавными иллюстрациями почти у всех была беда: в основном, выбирали дежурные фотографии пятиэтажек разной степени разрушенности. Это само по себе не плохо, но на общем фоне неинтересно.

Здорово, когда в начале статьи чувствуется личный интерес автора, создаётся интрига, есть отношение к проблеме. В этом смысле запомнилась работа Николая Титенка «У меня уже один раз снесли хрущевку».

Интерес на протяжении статьи

В моем представлении у любого информационного продукта должны быть опорные точки: такие элементы, которые притягивают внимание внутри статьи и запоминаются. У Антона Клеймана эти опорные точки расставлены стратегически: сначала картинка «Было — стало», потом наглядный визуальный календарь, потом еще разные примеры. Благодаря таким точкам статью хочется хотя бы проглядеть.

Демонстрация вида из окна «до» и «после» в работе Антона Клеймана
Наглядный календарь реновации у него же. Можно было более очевидно показать первый снос дома

В качестве опорных точек можно было взять линии времени, отдельные хорошо сделанные цитаты, хорошие иллюстрации. Всё это притягивает взгляд, когда скользишь по статье.

Линия времени — не лучшее применение для этого материала, но сама форма заставляет обратить на себя внимание. Работа Нины Белой

Некоторые участники перегружали. Статья Ксении Пелипенко настолько плотно уложена и в ней столько опорных точек, что читать становится тяжело.

В статье Ксении Пелипенко всю дорогу спорит основная и вспомогательная колонка. И есть момент, где иллюстрация вставлена внутрь иллюстрации и спрятана за клик. Это сложные, утомляющие читателя конструкции

Работу Никиты Пакутина «Реновация на пальцах» можно было не читать, а просто пролистать по картинкам — это уже было достаточно интересно. Подобраны интересные иллюстрации, подмечены интересные детали. Сравните с иллюстрациями в работе Антонины Асановой: вроде тоже картинки, но совсем о другом. У Никиты иллюстрации рассказывают историю, у Антонины просто стоят. Читайте об этом: иллюстрации или декорации.

У Антонины Асановой картинки разбавляют текст, у Никиты Пакутина иллюстрации рассказывают историю

Интерес к материалу

Чувствуется, когда человек равнодушен к теме и когда она его зажигает. Работа Екатерины Мирошкиной в этом смысле показательная: видно, что тема реновации ее приводит в ярость — но не своим фактом, а отношением к ней людей.

Сравните работу Антона Клеймана и работу Светланы Зиминой. Антон копает и достает интересное, приводит доказательства и разбирается; Светлана пересказывает общеизвестные факты. Не знаю, как другим читателям, но первый подход мне нравится больше, чем второй.

Что дальше

В будущих статьях я расскажу о наглядности, вёрстке, ссылках и практической применимости работ. Следите за новостями в Телеграме: @glvrdru

Идеальные члены предложения

Электронный учебник «Информационный стиль» я пишу не один. Каждый разворот я утверждаю с Артёмом Горбуновым. Иногда он предлагает новые темы или по-новому подать уже знакомый материал. На прошлой неделе мы добавили в учебник главу, о которой ни он, ни я еще толком нигде не писали — об идеальных членах предложения.

Идеальный член предложения — это слово, которого нет в тексте, но функция которого выполняется. Это о том, как ситуация, интерфейс и носитель влияют на текст; как избавляться от избыточности и элегантно использовать окружение. Полезно знать всем, кто серьезно занимается текстом.

Иллюстрации тоже огонь.

2017   книга
Ctrl + ↓ Ранее