Пропаганда: в то время как

Классный пропагандистский прием — «в то время как». Берешь любые два факта, связанные одним ключевым словом; ставишь их рядом, как будто они связаны.

В детских садах Nске дети недополучают фрукты. И в то же самое время администрация Nска отчиталась об уничтожении 100 тысяч тонн санкционных фруктов.

Пока Навальный прохлаждается в спецприемнике, тысячи школьников оказались втянутыми в незаконный митинг.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, банкир катает своего пса на частном самолете.

Возмутительно? Но ведь это возмущение можно направить на кого угодно:

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, молодые люди вкладывают в биткоин.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, онлайн-кинотеатры выросли за год на 100500 процентов.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, каждый год появляются новые роскошные торговые центры и бутики.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, люди покупают айфоны по 120 тысяч рублей.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, средняя зарплата программиста в Москве — 100 тысяч рублей.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, корпоратив Григория Лепса стоит 100500 тысяч евро.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, на борьбу со спидом выделяют 100500 млн рублей.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, за год было построено 100500 храмов.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, один только Яндекс выплатит своим сотрудникам годовые премии на 100500 млн рублей.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, государство выделяет 100500 млн рублей на съемки патриотического кино.

Стрелочка поворачивается

Это манипуляторский приём, который можно повернуть в любую сторону, если сопоставить нужные факты. Магия приема в том, что автор не высказывает причинно-следственные связи, а дает читателю прийти к этим связям самостоятельно. Например:

«В детских садах Nске дети недополучают фрукты. И в то же самое время администрация Nска отчиталась об уничтожении 100 тысяч тонн санкционных фруктов»

Читатель делает вывод: «Вот варвары! Могли бы эти фрукты отдать детям, и всем бы хватило!»

На самом деле: нельзя взять незаконно ввезенные фрукты и дать их детям. Представьте, какой будет скандал: «В Nске детей кормят контрабандными фруктами».

Детям не дали фруктов не потому, что в Nске раздавили санкционные фрукты. Может быть, решение о закупке принял некомпетентный заведующий. Может быть, подрядчик по детскому питанию замешан в коррупционной схеме и экономит на питании. Может быть, тетка на раздаче в столовой тырит те фрукты и несет своим детям домой, а то у нее зарплата 10 тысяч, как она детишек своих будет содержать? Или мэр города лично пришел ночью и сожрал все фрукты. Надо разбираться.

Но задача пропаганды — не чтобы вы разобрались, а чтобы вызвать у вас эмоциональную реакцию. Поэтому у пропаганды всегда всё просто: «вот виноватые, вот причина всех бед». А в жизни никогда ничего не бывает простым — особенно если в чём-то разбираешься.

Не ведитесь, а если ведетесь — ведитесь осознанно.

Еще статьи о пропаганде:

Числа в контексте
Приём «а сам»
Атака на ленд-ровер
Обобщение
Телепатия
Повестка
Первое правило
Второе правило
Зловонная куча

15 декабря   Пропаганда
Популярное