Занудный адаптивный блог

Авторы, вот вам совет по следам Паши Федорова и его «Прокрастинации». Паша пишет так:

Модная среди редакторов и копирайтеров фраза: «Пишу о сложных вещах простыми словами». Те, кто её используют, обычно простыми словами совсем не пишут.

Особенно популярна фраза на страницах с рассказом о себе. Все кругом сделают обучающую статью, запустят рассылку и напишут простыми словами о сложных вещах.

Детки, запомните: когда пишете шаблонными фразами, вы не выделяете себя среди других. Если в вашем тексте о себе можно поставить чужое имя, а смысл не изменится, то это плохой текст о себе.

Это ерунда. Если вы писатель, копирайтер, колумнист, эссеист, гонзо-журналист, райтер, рерайтер, сценарист или любой другой человек, который пишет текст за деньги, запомните раз и навсегда:

Всем наплевать, насколько вы уникальны

Когда к вам обращаются клиенты, им наплевать, насколько у вас уникальный текст о себе и можно ли в него подставить чужое имя. Они ищут человека, который выполнит их задачу. Так же, как никому не нужен уникальный стоматолог, самобытный каменщик или единственный в своем роде электрик, никому не нужен уникальный писатель. Нужен просто нормальный человек, который качественно выполнит работу за приемлемые деньги.

Допустим, я продаю телефонию, мой клиент — владелец турагентства, софтверной компании или службы доставки еды. У меня сложный продукт. Мой клиент не хочет разбираться в тонкостях, но должен понять пользу. Мне нужен человек, который будет писать мне в блог. Он должен рассказывать просто о сложном.

Я отбираю троих людей. Все трое заявляют, что умеют писать просто о сложном и имеют опыт в телекоме. Смотрю на их работы. Вижу, что два действительно хорошо объясняют на пальцах, третий нет. Из тех двоих у одного заоблачные цены, у второго нормальные. Я выбираю того, кто мне подошел по цене и работам. Дело сделано.

Мне наплевать, насколько у этого человека был уникальный текст о себе. Я, естественно, не сравнивал его со всеми остальными — я сразу смотрел на работы. Мне это главное, а не то, насколько оригинально и вычурно написан текст о себе. Потом я с ним еще пообщался, посмотрел на реакцию, расспросил о его интересах. Почитал его соцсети на всякий случай — вдруг он какой-то псих. Но на уникальность текста о себе мне было совершенно точно наплевать.

Сила любой рекламы, в том числе текста о себе, — в том, чтобы вы говорили о том, что важно клиенту. А чтобы это было убедительно, нужно доказывать каждое свое заявление. Если вы пишете просто о сложном, приведите пример такой работы. Если помогаете компаниям делать рассылки — скиньте ссылку на готовое письмо. Если вы про стратегию и долгосрочные отношения с клиентом — напишите об этом статью, опубликуйте рассказ о проекте.

Не надо быть уникальным. Для начала достаточно не пиздеть.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

У Главреда обновление правил. Добавилось 50 новых штампов и ненавистных слов. Герой рейтинга — слово «крайний». Теперь Главред его знает и ругается.

Добавлена система весов правил. Теперь за некоторые правила оценка Главреда не снижается, а за другие снижается лишь частично. В среднем оценка за текст сейчас подпрыгнет на 0,2—0,5 баллов, но за счет новых правил в течение двух недель вернется на прежний уровень.

За личные и притяжательные местоимения оценка больше не снижается. Проверяйте, нужны ли вам местоимения, и если нужны, Главред не будет вас карать.

База стоп-слов постоянно пополняется. Присылайте слова, которые вас бесят.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Есть такой сайт (и рассказ, и философская идея) — «Вавилонская библиотека». В ней с помощью специальной формулы хранится весь текст, который может быть написан с использованием 23 латинских букв. Для простоты скажем, что это весь возможный текст на английском. Вообще весь.

Всё, что было написано с момента изобретения алфавита; всё, что пишется сейчас; всё, что будет написано с помощью этих букв — уже хранится в этой библиотеке. Майкл вам расскажет подробнее. Смотрите с 17-й минуты:

Парадокс этой библиотеки в том, что там есть всё, но этим невозможно пользоваться. Там есть лекарство от рака, но чтобы его найти, нужно точно знать, где искать. Там есть рассказ о том, как вы умрете, причем все возможные варианты. Но вы не можете просто открыть том, где написано «Смерть» и найти там себя. В «Вавилонской библиотеке» есть всё, но это бесполезно.

К чему я это всё: когда вы делаете очередную подборку «99 инструментов и статей об интернет-контент-диджитал-имейл-маркетинге», вы строите филиал «Вавилонской библиотеки». У вас вроде много чего собрано, но пользоваться этим невозможно, потому что никто в жизни не сядет и не станет читать подряд 99 статей.

Я знаю, что пост с 99 статьями наберет кучу лайков и репостов. Но я так же знаю, что польза от такого поста будет нулевая. Вы потратите время жизни на что-то, что соберет лайки и не принесет пользу. Насколько нужно не уважать себя, чтобы так расходовать время?

Как улучшить длинные подборки статей:

Делать их короткими, чтобы один человек за полчаса мог бы осилить всё.

Разбивать на разделы, чтобы читатель мог выбрать что-то, что важно именно ему.

Давать аннотации и пересказы, чтобы сами статьи не нужно было читать. Или чтобы по аннотации можно было выбрать самое интересное.

Высказывать личное мнение о каждой статье — опять же, чтобы читатель мог выбрать.

Всё это называется кураторством. Хотите классную подборку — вложите в неё личное мнение, опыт и навыки, а не просто копи-энд-пэйст из Экселя.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Лекция в Минэкономразвития об основах информационного стиля и как он применяется в работе чиновников. Есть новая тема — формализм. Много новых примеров победы над канцеляритом.

08:49 Как должно говорить государство
13:49 Отглагольные существительные
19:40 Страдательный залог
21:49 Канцеляризмы
28:48 Формализм
33:58 Примеры

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Иногда авторы в статьях дают очевидные советы, которым сложно следовать. Я называю эти статьи «делайте зарядку», Сергей Король — «будьте счастливы»:

СоветПочему хрен выполнишь
Делайте зарядку по утрамУтром нет сил
Будьте счастливы и улыбайтесьЖизнь — боль
Не ешьте на ночь, особенно
мучное и сладкое
Самый страшный голод нападает ночью
Делегируйте полномочия
подчиненным
Все подчиненные — дебилы
Принимайте взвешенное
решение о покупке
Нет времени и сил взвешивать
Попросите повышения на работеСтрашно получить отказ
Не используйте бессмысленные
слова в тексте
Но я не вижу в тексте
бессмысленных слов!
Откладывайте 10%
с каждой зарплаты
Мне едва хватает от зарплаты до зарплаты
Составляйте список
перед походом в магазин
Вечно забываешь
Не бойтесь провалаНо я боюсь провала!
Выйди из зоны комфортаДА КАК В НЕЕ ПОПАСТЬ-ТО?

Это хорошие советы, но их ценность — нулевая. Если вы пишете статью, один из советов которой подходит для левого столбца моей таблицы, то ценность вашей статьи тоже нулевая.

Дело в том, что следование таким советам требует сильного характера и железной воли — того, чего у большинства людей нет. А те, у кого они есть, и так знают, как жить.

Возьмем для примера совет: «Составляйте список покупок перед походом в магазин». Это хороший совет: если прийти в магазин со списком, действительно всё будет быстрее и четче.

Почему этому совету трудно следовать? Потому что в магаз ходить некогда и нет сил. Не бывает момента, когда ты радостно собираешься в магаз и у тебя есть силы дополнительно составить список. Поход в магаз — просто какая-то фоновая задача, от которой ты хочешь скорее избавиться. А составлять список — значит делать эту фоновую задачу больше.

Составлять список покупок перед походом в магаз будут только волевые и высокоорганизованные люди. Я к таким не отношусь. И я не знаю никого, кто относится.

Поэтому если у вас в статье «Как не попасться на уловки маркетологов» будет сказано «Составляйте список покупок», я попрошу вас переписать эту статью.

Окей, как ее переписывать? Смотрим на проблему: составлять список покупок некогда. Думаем, как эту проблему решить. За пять минут придумываем: надо составлять список покупок не перед походом в магаз, а в момент, когда у тебя появляется потребность в продукте. И составлять его не на бумажке, а в телефоне, который всегда в руках. Грубо говоря, взял с полки последний рулон туалетной бумаги — записал в заметки «Бумага». Пожарил последние яйца — записал в телефон «Яйца». Можно Сири надиктовать.

То есть раньше был совет «Составьте список покупок перед походом в магазин». А теперь совет «Записывайте в телефон всё, что вам надо, как только оно кончается». И в статье подробненько объясняем, как это работает.

Такой совет не требует стальной воли или характера. Телефон всегда в руках. И когда бы ты ни пошел в магазин, у тебя всегда есть список покупок какой-то степени готовности.

Есть много поверхностных журналов, которые специализируются на абстрактных невыполнимых советах типа «Будьте лидером», «Делегируйте», «Вдохновляйте персонал» и «Готовьтесь к провалу». Их ценность нулевая, потому что они не влияют на жизнь людей. Эти мотивационные сопли уже давно никого не мотивируют.

Чтобы сейчас писать сильные статьи, нужно писать не о том, что у вас в левой колонке, а о том, что в правой. Не «не жрите на ночь», а «как справиться с голодом, когда он нападает ближе к ночи». Не «просите повышение на работе», а «как справиться со страхом отказа». А для этого нужен жизненный опыт и мясо.

Не «будь супергероем»,
а «как решать свои проблемы,
если ты не супергерой»

См. также: Как писать о банальном, курс молодого бойца

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Осталась неделя до конца набора в Школу редакторов. Приглашаю в школу тех, кто хочет профессионально заниматься редактурой и информационными продуктами: сайтами, приложениями, курсами и СМИ.

Эта заметка для тех, кто сейчас учится на первой ступени, хочет доучиться до третьей и защитить диплом.

Что за третья ступень

В конце обучения у вас будет месяц, чтобы придумать и запустить дипломный проект. Он может быть любым по смыслу и содержанию: хоть о воспитании детей, хоть о сортах металлопроката, хоть о полетах на Марс. Важна не тема, а форма: проект должен быть сделан и опубликован.

Почему важно, чтобы проект был сделан и опубликован? Потому что важно только сделывание. Нас не интересуют прототипы, идеи, макеты и тексты в гуглдоке. Любой человек может придумать идею или нарисовать макет. А вот довести что-то до реализации — далеко не любой.

Именно на этапе сделывания вы учитесь принимать решения, флексить, думать о полезном действии и вести переговоры. Вот вам примеры:

В вашем проекте нужен личный кабинет. Вы нарисовали его в макете, он прекрасен. Но программировать его долго и дорого. Можно использовать чужое решение. Можно договориться с программистом сделать его бесплатно. Можно договориться с арт-директором не делать кабинет, а выкрутиться без него.

Вы делаете курс по подписке. Первый урок получился отличным, всем нравится. А промостраница для курса получается скучной. Самое интересное на промостранице — скриншоты из этого самого первого урока. Вы принимаете решение: сделать первый урок лендингом: то есть опубликовать сам урок и в конце поставить форму подписки.

Вы сделали классный сайт, в котором основную задачу решают иллюстрации. Арт-директор попросил вас заменить все иллюстрации. За иллюстрации вы уже заплатили. Вы можете либо решить сделать их снова за деньги, либо попросить иллюстратора переделать бесплатно, либо договориться с арт-директором ничего не менять.

В интернете полно дизайнеров и редакторов-теоретиков: людей, которые знают в теории, как правильно, но на деле полные импотенты. Любая трудность — и они пасуют. Любой конфликт — и сразу все кругом у них идиоты. Я понимаю такую позицию, но с точки зрения профессии она бесполезна.

Третья ступень нужна для того, чтобы вы столкнулись с реальной жизнью, требовательным заказчиком и необязательными разработчиками. Чтобы у вас упал сервер в ночь перед публикацией, и вам пришлось бы откатываться до бэкапа, которого у вас нет. Чтобы вы столкнулись с выбором: пилить самому всю ночь или нанять студентов. Чтобы вы могли вложить в разработку свои деньги, но вместо этого вы бы нашли спонсора. Чтобы вы почувствовали дедлайн и научились выкручиваться, чтобы успеть. Третья ступень — не про редактуру, а про сделывание — редчайший навык.

Если научитесь сделыванию, то добавляйте к зарплате сто тысяч, и вас оторвут с руками в любую серьезную организацию. Если не научитесь — ничего страшного, можно попробовать снова. Никто вас не съест.

Главное на третьей ступени — сделывать

Что значит «работоспособный»

Всем студентам школы я задаю один и тот же вопрос: «Почему твой проект не сдохнет через месяц после защиты?». И если студент делает диплом у меня, я заставляю его делать то, что не сдохнет. Какие могут быть варианты:

Проект вечный. Сделали один раз — он актуален всегда. Например, сайт Юли Медведевой о переезде в Италию есть не просит, живет в интернете и собирает людей.

Проект берет деньги вперед. Взял деньги — придется отрабатывать. Мы хотели сделать такое в книге Любы Мамаевой, но в последний момент поменяли способ монетизации на кое-что более интересное.

Проект связан с коммерческой организацией и приносит ей деньги. Например, у Яна Хацкевича сайт, который в итоге привлекает клиентов в его же бизнес. А Леонид Касаткин сделал из своего проекта «Клиентомер» бизнес и сейчас проходит с ним акселератор ФРИИ.

Какие проекты совершенно точно неработоспособны:

Что-то, что не приносит деньги и требует поддержки. Основная работа за деньги всегда победит поддержку этого проекта и вытеснит его из вашей жизни. Не нужно делать очередной сайт «Мои любимые виды аквариумных рыб» или «энциклопедию умных мыслей».

Что-то, за что другие люди не готовы заплатить. Если ваш продукт недостаточно ценен, чтобы за него платить, то им не стоит заниматься. Например, рассылку Нади Цветковой о клиентском сервисе можно продавать, потому что она ценная и интересная людям. Но она намеренно не продает ее, чтобы расширить охват и продавать своим подписчикам кое-что другое.

Вообще деньги для меня — лучшая мера работоспособности. Если кто-то готов вам за это заплатить, значит, это представляет ценность. Если никто не готов — значит это на хрен никому не нужно и делать это не стоит. Поэтому своих студентов я заставляю сначала считать деньги и только потом — редактировать текст. Чего и вам желаю.

Идеальный проект в моем представлении — тот, который с первого дня дает выручку и окупает ваше обучение за первый же месяц работы. Такое придумать непросто, но полезно.

Начинайте думать о своем дипломе уже на второй ступени. Не будьте теми ребятами, которые приходят на первую встречу с арт-директором без единой мысли о своем дипломном проекте.

Если вы еще не поступали в Школу редакторов, торопитесь.

Осталась неделя: artgorbunov.ru/school/editors
А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Последняя часть курса молодого бойца. Читайте всё:

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать
  7. Как мы работаем
  8. Как выходит статья

Сегодня — как устроен наш редпроцесс, какие трудности у вас могут возникнуть и когда вам за всё это заплатят.

План выхода

Статья в «Тиньков-журнале» проходит шесть этапов, вы участвуете во всех:

  1. Заявка
  2. Мясо
  3. Черновик
  4. Чистовик
  5. Оформление и верстка
  6. Публикация и первый посев

Поехали по каждому

1. Заявка

Работа начинается с заявки: вы предлагаете мне тему для статьи. Ваша задача — убедить меня, что тема интересная и вы ее хорошо напишете.

Как заполнять и сдавать заявку, написано в инструкции в начале самой заявки. Открывайте, снимайте копию, заполняйте, кидайте мне ссылку в Телеграм.

Как выбрать хорошую тему — читайте в редполитике и в первой части этого курса.

Я могу попросить вас уточнить или расширить заявку, пока не буду уверен, что статья может получиться хорошей. Могу отклонить заявку полностью. Чаще всего я попрошу вас сузить фокус до какого-то одного пункта и переделать заявку. Например, вы писали заявку «Как получить деньги на бизнес», там был пункт «Краудфандинг». Я попросил вас написать статью о краудфандинге.

Чтобы отправить заявку, вам не нужно подписывать договор, заранее со мной договариваться или делать что-то особенное — просто пишите заявку и присылайте.

Обсуждаем заявку мы в Телеграме. Не в почте, не в Фейсбуке, не устно, а только в Телеграме. Даже если я сижу за соседним столом в кафе — статьи обсуждаются только в Телеграме.

Если вы отправили мне заявку, а я не ответил в течение дня — напоминайте. Если я не ответил второй раз — напоминайте. Пока я не ответил, я не принял по вашей статье решения. Напоминайте, пока решение не будет принято.

2. Мясо

Теперь ваша задача — собрать мясо для статьи. Не статью, не текст, а именно мясо. Всё мясо вы упаковываете в свободной форме в черновик в гуглдоке и снова кидаете мне в Телеграм.

Как выглядит черновик с мясом — читайте в статье «Слова и стиль».

Полезное действие этого этапа — чтобы я убедился, что ваша статья будет интересной и основанной на фактах. Об этом я подробно писал в статье «Мясо».

Если у вас еще нет мяса — сейчас то самое время, когда вы должны его добыть. Если мы договорились, что вы проводите эксперимент — проводите его сейчас. Если вы должны были связаться с экспертами — связывайтесь сейчас. Всё основное мясо собираете сейчас и показываете мне.

На этом этапе я могу попросить вас провести более глубокое исследование, поменять эксперимент, найти новых экспертов. Могу полностью забраковать мясо. Могу подсказать, что улучшить. Может оказаться, что выбранная тема невозможно обширная или слишком узкая. Может быть, мы вообще откажемся от темы — такое бывает. Лучше это узнать сейчас.

Мясо отдавайте как хотите. Главное — в одном документе.

3. Черновик

Когда утверждено мясо, берете свои самые острые ножи и готовите статью. Теперь уже делаете всё остальное: структуру, слова, стиль, управление вниманием — всё, чему вас учили в школе.

Отнеситесь к этому этапу как к чистовику: вы сдаете уже готовую, вычитанную, хорошо написанную статью. То, что я называю черновиком, для вас должно быть чистовиком.

Здесь будет больше всего замечаний: я буду придираться к словам, структуре, заголовкам, последовательности изложения, логике, фактам. Буду перечеркивать абзацы вашего текста и просить поставить вместо них иллюстрацию. Буду выкидывать текст разделами. Что-то буду переписывать сам, что-то — отдам вам.

Работать будем в несколько итераций. Вы присылаете текст мне в Трело, я даю замечания, вы их принимаете или задаете вопросы в Телеграме. Учитываете замечания, снова приносите чистовой текст. Я снова даю замечания. Вы снова их согласовываете. И так — пока я не скажу «можно верстать».

Чаще всего статью мы делаем за 3-4 итерации. Два автора на моей памяти смогли сдать статью с первого раза. Один автор пилил статью 8 итераций.

Полезное действие на этом этапе — сделать из вашего сырого мяса съедобное блюдо.

4. Чистовик

На этапе чистовика мы с вами поправим мелочи. Главная ваша задача теперь — собрать все иллюстрации для публикации: скриншоты, сканы документов, фото с места событий. Что именно и как готовить, вам расскажет ответсек и дизайнер.

Еще один момент на этом этапе — комментарии экспертов из банка. Некоторые статьи мы показываем сотрудникам банка, они могут сказать что-нибудь ценное. Вы получаете их замечания и что-то с ними делаете, после чего снова показываете статью мне. Если вы не понимаете, что имел в виду эксперт или боитесь, что статья с его комментом станет хуже — звоните Марине.

Часто к этому этапу ваш текст изменится до неузнаваемости: мы поменяем структуру, логику и стиль. У особенно впечатлительных авторов в этот момент включится «обиженная примадонна»: мол, «я это под своим именем публиковать не буду». У автора есть право напечатать статью под псевдонимом, но меня такой подход бесит.

Если вам кажется, что статья получилась слабой, вы должны это донести. Я нормально отношусь к критике, поэтому не стесняйтесь и высказывайтесь. Я тоже хочу, чтобы в журнале выходили классные штуки. Так что не бойтесь критиковать.

Если же вас просто обижает, что ваш священный текст изменили слишком сильно — это херня, а не работа. Вам не ко мне.

Результат этого этапа — готовый для верстки гугл-документ.

5. Оформление и верстка

Работа еще не окончена. Когда ваш текст отправился на верстку, вы всё еще нужны. Вы должны подготовить внутритекстовые иллюстрации, собрать и отредактировать данные для таблиц. Если нужно — подготовить графики вместе с нашим дизайнером.

Может потребоваться снять скриншот, сделать скан документа, найти нужные фотографии или сделать их самостоятельно, взять экстренный комментарий у эксперта, уточнить факт или переформулировать спорную мысль. Это тоже делаете вы, поэтому если на момент выхода статьи вы не на связи — мы не выпускаем статью.

Когда иллюстрации готовы, мы их ставим в статью, проверяем верстку, еще раз вычитываем и только тогда публикуем.

6. Публикация и первый посев

Когда всё готово, мы публикуем статью и анонсируем ее в Фейсбуке, Телеграме и по другим банковским каналам.

Теперь и только теперь можете считать, что статья вышла. Теперь можно анонсировать статью у себя в соцсетях, хвастаться друзьям, показывать маме.

Оплата

Банк платит вам за статью только после шестого этапа, публикации.

Мы платим совершеннолетним гражданам России. У вас должен быть ИНН и счет в банке. Если вы несовершеннолетний или гражданин другой страны, утвердите у меня заявку и обсудите вопрос оплаты с ответсеком. Если оплата вам невозможна, вы не пишете дальше ничего.

Мы платим авторам по оферте, никаких бумажек подписывать не надо.

Стандартная ставка за одну выпущенную статью — 10 тысяч рублей чистыми. Все налоги и взносы по закону за вас платит банк.

Если вы не выпустили статью, то ставка за нее — ноль рублей. Сами по себе заявки, черновики и даже чистовики не имеют ценности для банка или журнала.

Оплата происходит раз в месяц, в расчетный день. Обычно это где-то между 1 и 10 числом месяца. Если деньги нужны вам сразу после выхода статьи — оформите кредитную карту и расплачивайтесь ей. Банк платит в строго определенные дни.

С чего начать

Если вы прочитали весь курс, со всем согласны и вам есть что рассказать в журнале, начинайте с заявки:

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Никак не могу закончить курса молодого бойца. Читайте всё:

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать
  7. Как мы работаем

В этой статье — о наших принципах работы. Если вас бесит Ильяхов, Главред, Тиньков и наш дух протестантского ультрагуманизма — закройте эту статью сейчас же. Здоровье дороже.

Чья задача — тот и носится

Если вам что-то от кого-то нужно, вы сами должны добиться этого от человека. Напоминайте о себе много раз, если вам не отвечают. Добивайтесь решения своей проблемы.

Если вы отправили мне статью на согласование и три дня не получаете ответа — стукните мне в Телеграм или напишите письмо. Если вам кто-то обещал эксперта и не дал — напомните о себе и напоминайте, пока не дадут эксперта. Если вы отправили статью посмотреть сотруднику банка, а он вам не ответил — напишите еще раз, позвоните, посоветуйтесь с ответсеком.

Если вам нужно прояснить замечания, которые вам оставил я, Рай, Марина или сотрудники банка — доставайте нас сами: пишите в Телеграм, звоните. Большинство вопросов можно решить за пять минут чатика. Если вы написали в чатик и вам не ответили — напишите еще раз.

Читайте об этом: Чья задача — тот и носится

Просто напишите снова

Всем наплевать, как вы устали

У нас принят диктат результата. Мы смотрим на результат, обсуждаем результат и публикуем результат. Что вы должны сделать, чтобы получить результат — ваше личное дело.

Вы взяли статью, но переоценили силы: оказалось, что материал необъятный. Чтобы успеть к сроку, вы сидите день, ночь, день и еще ночь. После второй ночи вас увозят на скорой.

Неделю спустя вы открываете свою статью, а там сто моих комментариев. Самый безобидный из них — «Это всё скукота, надо выбросить и написать в десять раз короче».

Первая нормальная реакция любого человека: «Как же так?! Я же вложил в эту статью всю душу! Это прекрасная статья!»

Реакция нашего автора: «Окей, давайте разбираться, что тут не так».

Тот факт, что вы вложили в статью много сил, никак не связано с тем, насколько она хороша. Хорошую статью можно написать одной левой, если хорошо знать тему и владеть мясом. А можно убиться, отлежать неделю в больнице, но всё равно написать говно, разбавленное водой. Поэтому ваши усилия — отдельно, результат — отдельно.

Важен только результат

Каждый сам себе хозяин

Вы сами отвечаете за свой комфорт и свои решения. Сами планируете свою нагрузку. Сами выбираете себе темы. Никто не имеет право навязать вам работу, которая вам навредит.

Если вам неудобно делать какую-то работу — вы отказываете. Если вам нужно время, чтобы оценить задачу — вы берете время на подумать. Но если вы взяли на себя обязательства по статье, то дальше никому не важно, как вы устали.

Гипотетический автор очень хочет заработать у нас много денег, поэтому взял на себя четыре статьи. Из-за нагрузки он не вставал со стула месяц, дети выросли, жена ушла к шеф-редактору журнала «Максим-онлайн». Сам автор, естественно, заработал гастрит.

Гипотетический автор сам виноват. Никто его не заставляет брать четыре статьи на месяц, не отлипать от стула или не заниматься детьми. Он сам выбрал себе такую судьбу, сам за себя отвечает.

Другой автор много путешествует и глубоко знает всякие нюансы. Любую статью о путешествиях он пишет за час и сдает со второго раза. В месяц у него выходит по четыре статьи, потому что он может.

Этот автор намеренно не берет темы, в которых не разбирается. Он знает, что он их будет курить месяц и сдавать еще месяц, и в итоге эта работа ему окажется невыгодной. Такой автор сам отвечает за свою загрузку и расход времени. Этот автор — krasava, уважуха за такое.

Никто вам не виноват

Главред — мудак, но он прав

Скорее всего, я окажусь самым неприятным главредом в вашей жизни. Я комментирую безжалостно, прямо и обидно. Один из наших авторов ведет канал в Телеграме, в котором собирает мои замечания — ознакомьтесь с ним, если боитесь жесткой критики. Если для вас такое недопустимо — не пишите для нас. В России полно других изданий, где главреды лапочки.

По умолчанию мы считаем, что все мои замечания верны. Если вы считаете, что я сморозил чушь, приходите ко мне в Телеграм и обсуждаете. Если вы меня убедите, что это чушь, я сниму замечание. Я мудак, но не самодур.

Меня не тревожит, обидитесь ли вы на мои замечания. Моя работа — сделать так, чтобы у вас получилась лучшая из возможных статей. Не забывайте, что в конце работы там стоит ваша подпись, а не моя. Поэтому пока вы делаете со мной статью, я буду вас жестко критиковать, но в итоге получится хорошо.

Быть со мной в хороших отношениях не надо. Беситься от моих замечаний — нормально. Ненавидеть меня — нормально. Но если вы пишете со мной статью, будьте добры переделывать по замечаниям.

Если я оставил вам замечание, к следующему показу вы должны либо его снять, либо доработать статью.

Читайте об этом: о критике, не путайте мудаковатость с требовательностью

Все замечания либо учесть,
либо снять

Диктатура ответсека

Главный человек в редакции — не я, не Оливер Хьюз, не Олег Тиньков, не Трамп и не Путин. Главный человек в редакции — ответственный секретарь Марина. Она управляет всем. Она — сердце, душа, процессор и хребет, альфа и омега. Она — точка сборки журнала. Ее слово — закон.

Запишите ее номер в адресную книгу.

Если у вас отключены уведомления — настройте для неё исключение.

Если вы должны сегодня сдать текст, но вас не дай бог сбила машина — сначала звоните в скорую, потом ответсеку, потом маме.

Ответсек — ваш щит и бронежилет. Если вы не можете согласовать что-то с экспертом — пишите Марине. Если у вас затык со статьей — пишите Марине. Любое отклонение от плана — пишите Марине. На вас наехали в комментах — пишите Марине.

Главная — Марина

Все нормальные люди

Мы не монстры и не роботы. Если у вас проблема — скажите об этом, а не терпите:

Если я жестко исказил вашу тему и развернул статью в неинтересную вам сторону — скажите об этом. Я не обещаю, что вы меня переубедите, но если статья вам неинтересна — писать вы ее не будете.

Если эксперт банка изговнял вам самые вкусные факты — не надо это проглатывать и переписывать. Пишите Марине или мне, обсуждайте проблему. Не надо ничего молча терпеть. Если видите, что получается говно — поднимайте тревогу.

Если вы обещали статью сегодня, но внезапно нагрянула ваша боевая бабушка из Израиля — ну напишите об этом Марине, ей-богу. У нас есть запасные статьи, чтобы в таких ситуациях закрыть дыры в редплане.

Если сегодня утром вы проснулись и поняли, что больше не хотите работать на империю Олега Тинькова — ну не надо себя насиловать. Напишите: «Ребят, я понял, что больше так не могу». Все всё понимают. Распрощаемся, разойдемся, а через год вы вернетесь.

Короче: если что-то не так — говорите. Все нормальные люди.

Не надо ничего терпеть

Что дальше

Завершение цикла — в пятницу. Подписывайтесь на канал Главреда в Телеграме, чтобы не пропустить следующий выпуск.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Сегодня в тестовом режиме мы с Толей Буровым запускаем новую версию Главреда:

Проверка синтаксиса

В Главреде появилась вкладка «Синтаксис». Теперь после проверки текста на стоп-слова автор переключается в синтаксис и отдельно работает над ним. Что мы здесь проверяем:

Подлежащие и сказуемые
Неопределенно-личные предложения
Составные глагольные сказуемые
Нагромождения существительных
Неприятные цепочки падежей
Возможную парцелляцию
Слишком длинные предложения
Скобки и вводные
Страдательный залог
Причастия и деепричастия
Мелкие синтаксические пакости

Полезное действие синтаксической проверки — помочь авторам написать энергичный текст: чтобы действующие лица не пропадали, действие было наружу, чтобы текст не тонул в однородных.

За синтаксис ставится отдельная оценка по шкале Главреда.

Сейчас мы готовим пакет правил для поиска ненужных однородных членов. Если у вас есть мысли, как улучшить нынешние правила, пишите: beta@glvrd.ru

Как и всё в Главреде, рекомендации по синтаксису попадают не всегда. Иногда то, что со стороны выглядит как парцелляция, на самом деле предложение-призыв с повелительным наклонением. Или нагромождение родительных падежей на самом деле читается очень хорошо и исправлять его не надо. Если Главред вам что-то подчеркнул, это не значит, что это нужно исправить. Но обратить внимание точно стоит.

Не забывайте золотое правило пользователя Главреда:

Не выключайте голову

Новые правила

В первой вкладке по-прежнему живет проверка на стоп-слова с собственной отдельной от синтаксиса оценкой.

В части стоп-слов у нас сотня новых правил, половина из которых — нажористые газетные штампы и канцеляризмы. База постоянно обновляется.

Если вы копирайтер и клиент вас просит писать текст не менее скольки-то баллов по Главреду, то вам нужна оценка из первой вкладки. Хорошая новость для вас: так как часть правил переехали в раздел «Синтаксис», при прочих равных ваша оценка за стоп-слова повысилась в среднем на 0,2 балла.

Как и раньше, не забывайте, что рекомендации Главреда — это рекомендации, а не религиозные заветы. Если рекомендации Главреда вам не подходят — не применяйте их.

Главред — навигатор, который подсказывает маршрут. Но водитель — вы. Если навигатор ведет вас к обрыву — не едьте к обрыву. Кроме случаев, когда вам надо в обрыв.

Не выключайте голову

См. также: семь вопросов о работе с Главредом

Новый редактор

Толя полностью переделал редактор Главреда. Внешне он не изменился, но внутри стал гораздо более стабильным. Слова больше не прыгают, курсор ведет себя спокойно, куски текста не пропадают. Если у вас не так или вы поймали какое-нибудь странное поведение — напишите нам.

Куда писать, если нашел ошибку

Если вы нашли глюк, сбой, косяк или проблему, пишите нам с Толей:

Если ошибка настолько серьезная, что вы не можете работать с новой версией, используйте старую: retro.glvrd.ru

А теперь за дело :-)

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Продолжаем курс молодого бойца. Читайте всё:

  1. Цель и тема
  2. Фокус и логика изложения
  3. Структура
  4. Мясо
  5. Слова и ваш индивидуальный стиль
  6. Что читать
  7. Как мы работаем

Минимальный набор

Для установления общего культурного контекста читайте программную литературу:

Ильяхов, Сарычева. Пиши, сокращай
Зинссер. Как писать хорошо
Колесниченко. Практическая журналистика
Амзин. Новостная интернет-журналистика
Странк, Уайт. Элементы стиля

Советы — прочитать всё
Редполитика Тиньков-журнала
Догма
Базовый курс Главреда
Продвинутый курс Главреда

Это ссылки из серии «ничего нового»: все их видели в интернете, все сохранили в закладки, но мало кто прочитал. Когда человек не читал, это сразу видно. И такие люди, к сожалению, не выпускают у нас даже первую статью — я уже не говорю о выходе серий. Поэтому я рекомендую прочитать всё, что вы еще не прочитали из этого списка, даже если вы все эти названия видели во всех подборках «Полезные книги для копирайтеров». Сохранить на стену — не то же самое, что прочитать.

Ещё я рекомендую читать Карнеги и любые книги о мозгах, обществе, космосе, физике, биологии, принятии решений и истории. Отдельной строкой — биографии предпринимателей. Но это просто я такие люблю. Чтобы писать в «Тиньков-журнал», можно иметь и другой опыт.

Читать как редактор

А дальше нужно читать всё подряд. Прямо всё, что попадается: статьи в Фейсбуке, модные книги, немодные книги, бестселлеры всех времён, бестселлеры этой недели, вирусные статьи, «Столовую 101», «Новосибрум», ВОС, «Метрополь», Медузу, Лайф, «Российскую газету», Навального, Путина, Паустовского, Достоевского — всё, у чего есть буквы.

Однако нужно не просто читать, а читать как редактор: смотреть на любой текст как на информационный продукт и анализировать, что в нем хорошо и плохо сделано. Каждый прочитанный текст должен учить вас писать лучше.

Нужно смотреть на всё: на тему, слова, структуру, оформление, подачу в соцсетях. Какой эффект материал производит и почему? Как это повторить? Какие допущены ошибки?

Вы читаете «Сырок» — автобиографию Б. Ю. Александрова. Как она устроена хронологически? Что даёт такая хронология? Как она разбита на главы? Почему такое разбиение работает? Как использовать это знание в статье?

Вы читаете Толстого, и вам скучно. Почему? В какой момент вы скучаете? Что вызывает трудности? Почему вы уже забыли, кто такой этот Долохов? Что нужно было сделать, чтобы вы не забыли? Что сделать в статье, чтобы не было скучно?

Вы читаете очередную подборку из серии «10 знаменитостей тогда и сейчас». Каждая пара знаменитостей на отдельной странице. Почему так? Зачем издание заставляет вас десять раз за статью кликнуть на стрелочку? А почему вы вообще сюда зашли, вы же только что читали Толстого?

Вы кликнули по тизеру «Группы смерти». Вы дочитали статью до конца. Почему эта статья вас зацепила? Что вас тащило до конца? Почему вы в это поверили?

Вы читаете критику статьи «Группы смерти». Почему оно вас не убеждает? Чего в этой критике нет, что есть в основной статье?

Это не ограничивается чтением. Видеоклипы в ютубе, фильмы, фотографии, всякие интерактивные статьи, игры, квесты, спектакли, юмористические зарисовки — это всё информационные продукты. Учитесь их анализировать и искать то, что работает.

Что дальше

Завершение цикла — в пятницу. Подписывайтесь на канал Главреда в Телеграме, чтобы не пропустить следующий выпуск.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре
Ctrl + ↓ Ранее