Занудный адаптивный блог

Чтобы текст было легко читать, его нужно писать так, будто ты его рассказываешь. Как бы проговариваешь текст в голове и тут же пишешь, не задумываясь. И когда написал — редактируешь.

А бывает наоборот: ты текст не рассказываешь, а как бы конструируешь. Не проговариваешь в голове, а собираешь из кусочков, как конструктор. Когда конструируешь, текст всегда получается нечитаемым.

Вот вам для сравнения конструированный и естественно рассказанный текст:

КонструкторРассказ
Мой опыт управления командой до 10 человек — 4 года. Тематики подразделений всегда были разные: редакция электронных книг (издательство «Конспект»), мобильных приложений (киностудия «Ленфильм»), детский сайт с аудиторией более 2 млн. пользователей (международная франшиза «Медведушкино»), а также отдел контент-маркетинга веб-студии «Крабс». Последние четыре года я работал менеджером. У меня были небольшие команды, от трех до десяти человек. Я занимался электронными книгами в издательстве «Конспект». На «Ленфильме» я делал контент для мобильных приложений. Год назад занимался контентом на детском сайте «Медведушкино». Последний год я работал веб-студии «Крабс», и там тоже занимался контентом.

Понятно, что вариант справа еще не идеальный, но его уже гораздо легче читать. Теперь отредактируем:

До редактурыПосле
Последние четыре года я работал менеджером. У меня были небольшие команды, от трех до десяти человек. Я занимался электронными книгами в издательстве «Конспект». На «Ленфильме» я делал контент для мобильных приложений. Год назад занимался контентом на детском сайте «Медведушкино». Последний год я работал веб-студии «Крабс», и там тоже занимался контентом. Я работаю менеджером. Последние четыре года — в небольших отделах, от 3 до десяти человек. Моя основная работа — текст: я делал электронные книги в издательстве «Конспект», мобильные приложения на «Ленфильме», статьи для детского сайта «Медведушкино». Последний год писал статьи и вел соцсети для веб-студии «Крабс».

При следующей редактуре нужно не забыть о выводах, примерах и сценариях.

Давайте еще потренируемся:

НетДа
В издательстве у нас было более 10 тысяч единиц контента, на детском сайте был ежедневный план в 7 статей и еженедельный план по запуску развлекательных активностей. В веб-студии помимо ежемесячного плана создания экспертных статей, постов соц.сетей, управления рассылками, также был ежеквартальный план по выпуску 1 спец.проекта и 1 white-paper в квартал. В издательстве я за два года написал 10 тысяч единиц контента. На детском сайте у меня выходило по 7 статей в день, плюс каждую неделю — конкурс или викторина. В веб-студии мы каждый месяц выпускали экспертные статьи, плюс ежеквартальные спецпроекты и аналитика.

См. также: скобки

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре
19 августа, 14:45

Справочник Главреда

С 2011 года я пишу статьи и советы о редактуре. Они помогают редакторам писать интересные статьи, привлекать читателя, рассказывать о себе и рекламировать продукты своих клиентов.

Советов и статей уже за 300: это полноценный электронный справочник по редактуре. В нем пять лет редакторского опыта, который я перерабатываю в обучающие и справочные статьи. Часто я пишу статьи, потому что нахожу интересную закономерность в редактуре. Иногда разбираю чужие статьи. Иногда пытаюсь вывести редакторские законы и составить шпаргалки.

Любой человек, который прочитает и поймет все эти статьи, уже будет знать о редактуре больше, чем демиурги копирайтинга™.

До сегодняшнего дня справочник жил на моем личном сайте. Теперь он живет на сайте Главреда. Запомните адрес:

Как и раньше, страница начинается со свежих статей в хронологическом порядке. Это для тех, кто регулярно следит за статьями и хочет получать редакторские знания первым:

Для тех, кто впервые у нас, есть раздел «Для начинающих»: это необходимый минимум, после которого можно углубляться в другие разделы.

Советы и статьи разложены по категориям по полезному действию: удержать внимание, создать доверие, рассказать о себе, прорекламировать, подтолкнуть к полезному действию, сократить, повысить читаемость, эффектно подать текст, улучшить интерфейс, перевести, договориться с клиентом, построить карьеру в редактуре. Изучите все статьи раздела, чтобы стать сильнее в каком-то направлении редактуры:

Если вы ищете конкретный совет или хотите подобрать советы на определенную тему, пользуйтесь поиском. Пока что он находит только точную фразу из текста совета, но скоро научится обрабатывать запросы на естественном языке. Пока что лучший способ — ввести корень слова, который вы хотите найти. Например, чтобы найти советы о верстке, впишите в поиск «верст»:

Доступ к советам и статьям справочника бесплатный навсегда. Постепенно в справочник попадут хорошие статьи других авторов. Если у вас есть такие, присылайте: maxim.ilyahov@yandex.ru

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Сегодня мы открыли предзаказ книги «Пиши, сокращай» с доставкой по России. За доставку у нас отвечает агрегатор «Яндекс-доставка»: он собирает предложения от российских доставщиков и дает нашим читателям лучшую цену. Если не случится ничего экстраординарного, доставку по России мы сделаем.

Проблема с доставкой за пределами России: «Яндекс-доставка» там не работает.

Нам с Людой нужна логистическая компания, которая сможет доставить книгу на Украину, в Белоруссию, Казахстан, Эстонию, Латвию, США, Бразилию, Германию, Францию, Испанию и далее со всеми остановками.

Параметры такие:

Официальный договор с российским ИП,

АПИ для оценки стоимости доставки

Личный кабинет для контроля доставки

Курьер от компании приедет на склад, чтобы забрать книги

Мы не занимаемся таможенными вопросами

Международную доставку оплачивают наши читатели, поэтому я хочу, чтобы это стоило дешевле, чем в DHL. Но качество и надежность мне важнее.

Все компании, с которыми мы общались, предлагали нам хорошие условия по цене, но за наличные и без договора. Но мы работам строго официально, поэтому такой вариант нам не подходит.

Мы ожидаем получить где-то 100 международных заказов. Если вы знаете, кто мог бы нам помочь с такой задачей, напишите: book@glvrd.ru

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Проблема со всеми копирайтерскими формулами такая: они ставят форму впереди содержания.

Допустим, некий демиург копирайтинга придумал формулу «7,5 плюшек». Согласно этой формуле, в любом рекламном тексте должно быть ровно семь «плюшек», то есть преимуществ, и еще одна дополнительная «полуплюшка». Почему семь? Потому что НЕЙРОНАУКА!

Дальше толпы его фанатов начнут тулить во все свои рекламные выбросы ровно семь с половиной «плюшек». И неважно, что столько у товара может не быть. Или наоборот: у товара 12 «плюшек», но демиург копирайтинга ведь сказал семь с половиной. Значит, оставляем семь с половиной.

В обоих случаях получится отстой. Но не потому, что 7,5 — плохое число, вовсе нет. Отстой из-за того, что автор думает не о смысле, а о формулах. А формулы не имеют отношения ни к смыслу, ни к полезному действию, ни к пользе текста.

Это то же самое, что «в хорошем интерфейсе должно быть пять пунктов меню». В хорошем интерфейсе вообще не должно быть меню, дубина!

Формулой можно пользоваться как вспомогательным инструментом, чтобы проверить себя. Но сначала нужно написать полезный и интересный текст. Любое слепое следование формулам и шаблонам в написании текста — признак дилетанта. Тем более вредно начинать текст не с поиска смысла и пользы, а с выстраивания скелета из формул.

Пропаганда формул пусть останется на совести демиургов копирайтинга. Я же рекомендую редакторам и авторам никогда не выключать голову. И аккуратнее с плюшками.

В книге «Пиши, сокращай» ноль волшебных формул копирайтинга. Зато целый параграф посвящен поиску пользы для читателя. Демиурги такое не одобряют.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Сняли проморолик о книге. Помимо того, что это реклама, тут еще и полезный совет о редактуре:

Предзаказ для Москвы уже открыт на book.glvrd.ru. На этой неделе — предзаказ для всех городов России.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

В продвинутом курсе Главреда есть задание «Текст о себе». Так как многие мои студенты — редакторы, я часто проверяю рассказы о редакторах. Вот один из интересных случаев.

Это рассказ о себе редактора, который хочет работать в спортклубе. Прочитайте целиком, а далее посмотрим, как эту задачу можно решить элегантнее:

Что здесь хорошего и плохого

Хорошо: позиционирование. Не просто «редактор на все случаи жизни», а редактор именно для спортклуба. Человек знает, что спортклубу нужно, и, судя по всему, умеет решать его задачи. При таком позиционировании найти клиента гораздо проще, чем если стрелять сразу во всех направлениях.

Хорошо: тональность — спокойная, дружелюбная и заботливая. Без пафоса и самовосхваления. Нормально так, приятно читать.

Плохо: структура в мире автора. Документ организован вокруг того, что человек делает, а не вокруг того, чем он полезен. Такая структура полезна, когда ты хочешь работать «молотком», то есть когда работодатель ищет исполнителя под конкретную узкую задачу типа «работать в Фотошопе».

А здесь наоборот: человек представляет себя как управленца и самостоятельную боевую единицу. Здесь нужна структура вокруг полезного действия:

В мире автораВ мире читателя
Пишу текст
Веду проекты
Заполняю сайт
Возьму на себя весь текст
Организую мероприятия
Помогу с рекламой и пиаром

Плохо: детализация собственных действий, а не полезного действия. Автор тщательно перечисляет, какие конкретно действия он совершает: пишет сам, редактирует чужое, звонит тем, благодарит этих. Нужно наоборот, рассказывать о пользе от своей работы: это поможет тут, поможет там, решит такую-то задачу.

Действия автораПолезное действие
Пишу собственный текст, редактирую чужой, публикую на сайте и в соцсетях, при необходимости верстаю сам или помогаю дизайнеру Делаю так, чтобы клиенты узнавали о событиях клуба и промоакциях. Для этого делаю то-то и то-то. Я беру это на себя, чтобы вам не пришлось тратить время на контроль и исправления

Плохо: мало подробностей, которые показывают знание жизни спортклуба. Попробуйте заменить спортклуб на клинику или на детский развивающий центр — текст подойдет. См. об этом: Как понять, что текст о компании слабый

Действия автораПолезное действие
Напишу концепцию события, расскажу об идее, подогрею интерес и подготовлю пресс-релиз. Знаю, как организовать промоакцию, которая привлечет в клуб новых клиентов: например, соревнование или открытый танцевальный мастер-класс. Придумаю концепцию, найду тренеров...

Плохо: нет конкретного предложения. Человек за всё письмо так и не называет прямо, чего он хочет и что предлагает. Он просто говорит о себе: я такой-то. Нужно было просто и честно в самом начале сказать, что предлагаешь или хочешь: «Хочу работать редактором в спортклубе „Ворлд-класс“».

Плохо: всё вывалено в одном письме. Никаких вопросов, даже закрытых. Сразу полное коммерческое предложение, без понимания задач конкретного клиента. Сразу выставлена цена. Сразу перечислены все услуги.

Проблема в том, что здесь слишком много может пойти не так: начиная с того, что клубу может быть не нужен такой редактор, и заканчивая ценой, которая покажется директору клуба завышенной. И так как всё уже сказано в письме, нет повода задать вопрос или что-нибудь обсудить.

Такой текст может быть, когда он адресован неконкретному кругу лиц: когда это текст на сайте, на который заходят десятки и сотни потенциальных работодателей. Они тебя ни о чем не спрашивают, ты как бы предугадываешь их вопросы и хочешь на них по-максимуму ответить.

Но тут явно другая ситуация: это предложение какому-то конкретному спортклубу. Есть смысл поубавить саморекламы и сосредоточиться на вопросах клиенту. По крайней мере, предложить эти вопросы обсудить.

Плохо: гифка. Достали гифки, ей-богу. Они несмешные, и из ста человек, которые их используют, остроумно не получается ни у кого, в том числе у меня.

Мое решение

Предлагаю так: вместо длинного КП — короткое простое письмо. В письме:

  1. Конкретное предложение
  2. Знание деталей
  3. Доказательство опыта
  4. Приглашение к диалогу

Вот как это будет выглядеть:

Здравствуйте, Иван!

Меня зовут Петр, я редактор. Хочу помогать вашему спортклубу с сайтом, мероприятиями, рекламой и привлечением клиентов.

Я работал редактором в клубе «Зебравилль». На мне был весь текст: реклама, объявления, сценарии видеороликов и мероприятий, рассылки и поздравления клиентов, сайт и контекстная реклама.

Я сам организовывал открытые мастер-классы и соревнования, о которых писали в местных СМИ и после которых в клуб записывались новые клиенты. Я научился делать это самостоятельно и при необходимости подключать нужных мне людей: тренеров, ведущих, дизайнеров, пиарщиков, журналистов и производителей сувенирной продукции.

Я не знаю, какие задачи стоят перед вашим спортклубом. Но предполагаю, что я мог бы быть полезен как пиарщик, рекламщик или просто главный по тексту. Если вам интересна такая помощь, буду рад созвониться или встретиться.

Петр Петров, +7 903...

Подписывайтесь на продвинутый курс, чтобы получить разбор своего текста о себе. Или почитайте разборы и случаи из работ других участников.
А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

На прошлой неделе редакторы второго набора доделали задание «Интерактивная статья». Стояла задача придумать интерактивный спецпроект для воображаемого журнала «Юный техник», который бы помог рассказать о батареях «Теслы», генетическом анализе «23-энд-ми» или о «Фьюжн-гитаре».

На вебинаре разбираю результаты работ и рассказываю, что улучшить. Будет полезно будущим наборам Школы редакторов.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Представьте: вы учитесь на первом курсе Института инфостиля им. Ильяхова. Вам 18 лет, вы прекрасны, инфостильны и на бюджете.

Как всегда после занятий вы выпиваете в баре «Компотик». В бар заходит Терминатор, робот-убийца из будущего. Терминатор просит подзарядиться от ЮСБ. У вас как раз есть переносная батарея. Терминатор подсаживается к вам.

Пока Терминатор заряжается, вы выясняете, что он прилетел всего лишь на пять лет назад, из 2021 года. Вы спрашиваете: «Терминатор, каково живется редакторам в 2021 году?»

— Хреново живется, ребята. Очень большая нагрузка, работают по двенадцать часов в день, по ночам проверяют тетрадки своих учеников. А еще редакторские собрания, редсоветы, чуть что — уголовка. А платят им всего 15 тысяч в месяц.

Вы в шоке. Продолжаете спрашивать:

— Хорошо, Терминатор, а кому из диджитальщиков хорошо живется в 2021 году?
— Чуть лучше живется дизайнерам. У них зарплата 50 тысяч рублей.
— А вообще кому хорошо живется?
— Вообще в 2021 году самые богатые люди — разработчики нейросетей.
— Спасибо, Терминатор!
— Не за что, редакторы!

Бросите ли вы после этого редактуру? Пойдете ли учиться на разработчика нейросетей?

Если после этого вы продолжите заниматься редактурой, то должно быть верно хотя бы одно из следующих утверждений:

1. Вы не верите Терминатору и готовы рискнуть своим будущим благосостоянием. Не верить и рисковать — ваш выбор.

2. Вы считаете инфостиль своим призванием, поэтому готовы жить бедно, лишь бы нести культуру массам. Жить бедно — ваш выбор.

3. Вы советский человек и склонны к патернализму. Вы уверены, что раз вы получаете высшее образование в институте Ильяхова, то Ильяхов отвечает за ваше благополучие. Если потом вы будете зарабатывать мало, виноват будет Ильяхов.

4. Вам кажется, что раз вы поступили на первый курс, то у вас больше нет выбора: вы не можете сменить специальность, попробовать себя в чем-то другом или даже совмещать учебу с теми же нейросетями.

Проповедь

Я считаю так: каждый сам отвечает за последствия своих карьерных решений. Вот ты учишься в институте. Тебя окружают нищие преподаватели. Ты видишь, что если станешь преподавателем в этом вузе, через пять лет ты будешь таким же. Если ты останешься преподавателем — это твой выбор и никто тебе не виноват.

Если ты выучился на профессию, которая оказалась невостребованной — это твое личное дело. Ты можешь сменить профессию. Ты можешь пойти на курсы инфобизнеса и продавать курсы инфобизнеса. Можно сидеть на шее у родителей или супругов. Есть много способов изменить жизнь. Если ты ошибся в выборе профессии, никто тебе не виноват.

Я понимаю, что в любом вопросе множество нюансов. Есть люди, которым по состоянию здоровья можно работать только в каком-то определенном месте. Или которых из-за возраста уже никуда не возьмут, а до пенсии они себя не обеспечили. О таких людях общество должно заботиться, если они не смогли позаботиться о себе сами. Но заботиться в формате «обеспечить минимальный уровень жизни», а не «платить наравне с востребованными специалистами».

Если человек уже сегодня знает, что выбранный им путь гарантированно приведет его в тупик, — зачем он по нему идет? Почему не свернет?

Призвание

Я занимаюсь инфостилем, потому что он несет вечные ценности: честность, простоту и внимание к смыслу. Когда всем надоест слово «инфостиль», я придумаю какое-нибудь новое слово и буду продвигать его. Это мой выбор.

Если у меня ничего не получится, в этом буду виноват только я сам — не Горбунов, не Лебедев, не Путин и не Медведев. Я не пойду к Горбунову и не спрошу: «А че дизайнеры получают 50 тысяч, а редакторы 15? Где справедливость?»

Ведь я заранее знаю ответ:

«Никакой справедливости нет.
Каждый сам отвечает
за свою карьеру»

См. также: рынок, расценки и справедливая цена

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Теперь Главред не только оценивает долю стоп-слов в тексте, но и красит оценку в один из трех цветов: зеленый, оранжевый или красный, в зависимости от баллов.

Плохо
0,0—4,9 С текстом что-то не так. Проверьте, не робот ли его написал
Средне
5,0—7,4 Дочистите до 7,5 и займитесь смыслом, подачей и читаемостью
Хорошо
7,5—10 Хватит чистить. Займитесь смыслом, подачей и читаемостью.

Если вам больно, что Главред не ставит тексту десять баллов, не переживайте. Теперь можно добиться оценки в «зеленой зоне» и наконец-то заняться тем, что действительно важно: пользой, смыслом, интересом, подачей и иллюстрированием. Если оценка еще не в «зеленой зоне» — продолжайте чистить.

Обновление уже работает: GLVRD.RU

Что почитать о важном

К сожалению, удаление стоп-слов из текста — лишь малая часть работы. Скоро Главред научится оценивать текст более подробно, но пока что почитайте о том, что действительно важно в тексте.

Об иллюстрировании
Картинка — говно
Иллюстрация или декорация
Главный секрет редакторского ремесла
Чувственный опыт и иллюстрации

О рекламе себя
Создать доверие
Ситуации и сценарии
о выводах
Проверка маркером

О читаемости Однородные члены
Синтаксис и энергичные предложения
Парцелляция
Страдательный залог

О тексте вообще
Чувственный опыт
Фальшь в рекламе и отзывах
Людям интересны люди
Как писать о банальном

Хороших выходных!

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Бывает так: человек пишет статью и понимает, что ему нужна иллюстрация. Ставит картинку в текст: одну, вторую, десятую, — и получается ерунда. Статья стала более расплывчатой, читать ее стало тяжелее, фокус сбился. То есть всё наоборот: должно было помочь, а по факту сделали хуже.

Ключ в том, что автор путает декорацию и иллюстрацию.

Декорация — это просто красивая картинка, которая разбавляет текст без особой привязки к смыслу всей статьи. Часто декорация дублирует какой-то фрагмент статьи по смыслу.

Иллюстрация — это изображение, которое более раскрывает смысл статьи, то есть дополняет ее.

Декорация дублирует, иллюстрация дополняет.

Допустим, человек пишет статью о танцах. Заголовок «Как научиться импровизировать в танцах». Что там сейчас по тексту — не важно. Посмотрите на текст по диагонали и решите для себя, какой вариант статьи вам интереснее:

Смотрим на левую картинку с негритенком. Она не раскрывает смысл своего раздела. Из этой картинки понятна только эмоция: «Я ничего не понимаю». Это декорация.

Что на правой картинке: это видеозапись, в которой, судя по подписи, показывают базовые движения в хип-хопе. Она раскрывает смысл раздела: базовые движения в хип-хопе вот такие. Это иллюстрация.

Представьте, что картинка — это текст. Сможете ли вы собрать предложение из вашей картинки и окружающего ее текста? Если сможете, и это предложение осмысленное — то иллюстрация нормальная. Если предложение какое-то неполное или непонятно зачем здесь написанное — перед вами декорация.

Если заглянуть глубже в текст, мы поймем, зачем тут негритенок. Он иллюстрирует фразу «всё равно что говорить на незнакомом языке»:

То есть формально это иллюстрация: она вроде как дополняет текст по смыслу. Но это только формально. Текст у нас о танцах, а значит и вся информация в ней должна быть о танцах. То, что здесь используется метафора языка — это случайность, отклонение от темы. И усиливать это отклонение от темы иллюстрацией — вредно для фокуса.

А вот дальше в статье классный ход: автор использует смешную гифку с болтающимся человеком, чтобы проиллюстрировать танец одновременно руками и ногами. Говорит, что смотрите на эту гифку и никогда так не делайте, потому что это выглядит глупо:

Смотрите: это ведь тоже смешная гифка. Но в этом случае она идеально иллюстрирует мысль, которую автор хочет сообщить: «Не танцуйте сразу всем телом». Этот узел в статье сразу стал живым и убедительным. Потому что иллюстрация по теме.

Чтобы статью было интересно читать,
в ней должны быть иллюстрации по теме
НетДа
Смешные гифки из фильмов и сериаловПрямые иллюстрации того, о чём вы говорите
Задумчивые портреты герояПортреты героя за тем делом, о котором идет речь
Красивые пейзажи и абстрактная красотаПейзажи конкретных мест, о которых идет речь
Фотографии с фотостокаФотография того, о чем вы пишете

См. также: почему ваша картинка к статье — говно

P. S. Статья в примере — одна из работ участника продвинутого курса Главреда. Подписывайтесь на вариант с домашними заданиями, и о вашей работе тоже может появиться статья в блоге.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре
Ctrl + ↓ Ранее