Занудный адаптивный блог

Бывает так: человек пишет статью и понимает, что ему нужна иллюстрация. Ставит картинку в текст: одну, вторую, десятую, — и получается ерунда. Статья стала более расплывчатой, читать ее стало тяжелее, фокус сбился. То есть всё наоборот: должно было помочь, а по факту сделали хуже.

Ключ в том, что автор путает декорацию и иллюстрацию.

Декорация — это просто красивая картинка, которая разбавляет текст без особой привязки к смыслу всей статьи. Часто декорация дублирует какой-то фрагмент статьи по смыслу.

Иллюстрация — это изображение, которое более раскрывает смысл статьи, то есть дополняет ее.

Декорация дублирует, иллюстрация дополняет.

Допустим, человек пишет статью о танцах. Заголовок «Как научиться импровизировать в танцах». Что там сейчас по тексту — не важно. Посмотрите на текст по диагонали и решите для себя, какой вариант статьи вам интереснее:

Смотрим на левую картинку с негритенком. Она не раскрывает смысл своего раздела. Из этой картинки понятна только эмоция: «Я ничего не понимаю». Это декорация.

Что на правой картинке: это видеозапись, в которой, судя по подписи, показывают базовые движения в хип-хопе. Она раскрывает смысл раздела: базовые движения в хип-хопе вот такие. Это иллюстрация.

Представьте, что картинка — это текст. Сможете ли вы собрать предложение из вашей картинки и окружающего ее текста? Если сможете, и это предложение осмысленное — то иллюстрация нормальная. Если предложение какое-то неполное или непонятно зачем здесь написанное — перед вами декорация.

Если заглянуть глубже в текст, мы поймем, зачем тут негритенок. Он иллюстрирует фразу «всё равно что говорить на незнакомом языке»:

То есть формально это иллюстрация: она вроде как дополняет текст по смыслу. Но это только формально. Текст у нас о танцах, а значит и вся информация в ней должна быть о танцах. То, что здесь используется метафора языка — это случайность, отклонение от темы. И усиливать это отклонение от темы иллюстрацией — вредно для фокуса.

А вот дальше в статье классный ход: автор использует смешную гифку с болтающимся человеком, чтобы проиллюстрировать танец одновременно руками и ногами. Говорит, что смотрите на эту гифку и никогда так не делайте, потому что это выглядит глупо:

Смотрите: это ведь тоже смешная гифка. Но в этом случае она идеально иллюстрирует мысль, которую автор хочет сообщить: «Не танцуйте сразу всем телом». Этот узел в статье сразу стал живым и убедительным. Потому что иллюстрация по теме.

Чтобы статью было интересно читать,
в ней должны быть иллюстрации по теме
НетДа
Смешные гифки из фильмов и сериаловПрямые иллюстрации того, о чём вы говорите
Задумчивые портреты герояПортреты героя за тем делом, о котором идет речь
Красивые пейзажи и абстрактная красотаПейзажи конкретных мест, о которых идет речь
Фотографии с фотостокаФотография того, о чем вы пишете

См. также: почему ваша картинка к статье — говно

P. S. Статья в примере — одна из работ участника продвинутого курса Главреда. Подписывайтесь на вариант с домашними заданиями, и о вашей работе тоже может появиться статья в блоге.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Иногда на второй ступени Школы редакторов я собираю своих редакторов и помогаю им с заданием — уже после того, как поставил оценки, разумеется. Так как этот год — последний, в котором я на второй ступени даю задания про Теслу и коллайдер, решил опубликовать такую встречу для следующих наборов.

У ребят было задание рассказать о безопасности Теслы или безопасности адронного коллайдера. Для этого им предложено спроектировать, написать и оформить страницу для сайта.

На вебинаре я ссылаюсь на чатик. Это спецбеседка для общения редакторов второй ступени. В ней я даю комментарии по работам и помогаю разрешить противоречия.

Кто хотел, но не успел поступить в Школу редакторов — попробуйте написать в школу: school@artgorbunov.ru. Возможно, для вас найдется место. Но уже без гарантий: набор закрылся сегодня в полночь.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Год назад я написал в блоге вот такую статью. Она актуальна и по сей день, и особенно — в связи с тем, что заканчивается набор в Школу редакторов и Школу стажеров. Повторяю для тех, кто не читал.

Меня стали часто спрашивать, стоит ли идти в школу с точки зрения профессионального роста. Отвечу на этот вопрос сразу всем.

В бюро придумали метафору профессионального роста: осьминожки.

Осьминожка — работник. У него два направления роста: в длину и вширь. Рост в длину — улучшение навыков. Вширь — добавление новых.

В этой статье я на примере осьминожек расскажу, как представляю себе профессиональный рост редактора. Буду рад, если кто-то увидит себя на этом карьерном пути.

Текстовик

Когда будущий редактор начинает карьеру, он еще не редактор, он пока что текстовик: пишет недорогой текст для средних сайтов. Текстовик обитает на биржах копирайтинга или фрилансит. Его зарплата — зарплата младшего специалиста. Осьминожка текстовика маленькая и ранимая:

Быть текстовиком трудно. Типичная задача — «как-нибудь креативно о нашей фабрике шлакобетона». Часто текст никто не читает. Скоро текстовику становится скучно и он ищет пути развития.

Можно развиваться в длину и научиться не напрягаясь выдавать по сто страниц в день. Можно стать журналистом, но об этом я ничего не знаю. Я знаю, что если текстовик много работает и развивается во все стороны, он становится редактором.

Редактор

Польза редактора в том, что он создает продукты: иногда сам, но чаще с помощью своей команды. Если текстовик пишет текстики для сайтов, то редактор сделывает эти сайты. Если текстовик — рабочий с молотком, то редактор — прораб с бригадой строителей.

Зарплата опытного редактора — на уровне руководителя отдела. Вот его осьминожка:

Редактору придется разбираться в новых предметных областях, прокачивать текст и редактуру, переговоры и управление для работы с редакцией, управление вниманием для создания продуктов, и даже верстку и дизайн. Теперь результат его работы — не текст, а сайты, спецпроекты, статьи, курсы, игры и приложения.

У редактора появляется преимущество, когда он развивает навык юриста. Это достаточно специфический навык: лучше его иметь, но свести к минимуму ситуации, когда он нужен.

Редакторов меньше, чем текстовиков, и на их работу колоссальный спрос. Ко мне постоянно приходят компании с просьбой не писать для них текстики, а вести рассылку, организовать блог или запустить курс. Все это — работа редактора.

Поэтому на редакторской стадии на первом плане не текст, а переговоры и управление. В первую очередь — управление собой. Крут не тот редактор, который развелся, сдал проект и лег под капельницу. Крут тот, кто уделял время семье, следил за здоровьем — и сдал проект. Работать в авральном режиме может любой дурак. Попробуйте работать без авралов.

У хорошего редактора появляется соблазн открыть студию, потому что он начинает видеть экономику и ощущать вкус реализованных проектов. Редактор увеличивает масштаб, делает более значимые вещи, влияет на умы. Следующий этап — превращение в издателя.

Издатель

Издатель — это редактор, который не только решает чужие задачи, но и запускает собственные проекты: те же курсы, сервисы, сайты, игры, блоги и СМИ. Он все еще делает клиентские проекты, но теперь как предприниматель, а не как исполнитель.

Издатель зарабатывает не только на клиентских проектах, но и на собственных. Его доход ограничивает его же изобретательность. Сколько изобрел — все его.

Вот как я вижу осьминожку издателя:

Рост — только с практикой

Кажется, что для развития навыков достаточно прочитать правильную литературу: прочитал Мильчина и Кемпа, и ты редактор.

Это наивное заблуждение. Когда ты прочитал книгу, ты узнал только теорию, как должно. Теперь пора пахать и развиваться.

Это не значит, что теория не нужна. Теория помогает сразу делать правильно, а не тратить время на пробы и ошибки:

Возьмем переговоры. Когда слушаешь Синельникова на курсе, то сначала думаешь, что все понял и теперь всех заборешь. Потом выходишь на учебные переговоры и обламываешься на простейшей задаче. А с клиентом первое время вообще все не так, как написано у Кемпа. И только с опытом понимаешь, что на самом деле все так — просто ты Кемпа не так читаешь.

С редактурой еще нагляднее: в комментариях все Львы Толстые, а как текст о себе написать — нужно попытки три, не меньше. Почитайте все мои статьи по тегу «Текст о себе» — и у вас все равно не получится сразу написать хорошо.

Теория — только направление. Развитие навыков начинается на практике.

Школа редакторов и профессиональный рост

Вот как выглядит развитие человека в Школе редакторов:

Мы берем людей на начальном этапе роста и доводим их до состояния редактора — человека, который умеет самостоятельно запускать проекты.

Практика начинается на второй и третьей ступени: редакторы выполняют задания и получают суровые рецензии. Вот кое-что из моей рецензии на работы студентов на прошлой неделе (всего 38 страниц):

На третьей ступени студенты решают уже не учебные задачи, а запускают собственный проект. Проект допускается к защите только если он реализован. Главный вопрос во время защиты — почему проект работоспособный.

Школа не гарантирует, что после диплома вам предложат конкретную зарплату или должность. Но если человек после школы идет работать, а не почивает на лаврах, то за год-два он получит тот гонорар, который захочет.

Профессия и жизнь

Может показаться, что в жизни редактора есть только работа, и больше ничего. Это вредный и разрушительный взгляд.

Профессия — лишь одна из сторон жизни. Профессионал справляется не только с работой:

Если человек умеет управлять собой, то он не только продуктивно работает. Он успевает отдыхать, заниматься спортом, воспитывать детей и что угодно еще.

Если человек владеет переговорами, то он договорится не только с шефом или рекламодателем. Он договорится с супругой, ребенком, таксистом и даже начальницей овира.

Человек растет не только в профессии. Когда у тебя турбина, тебе интересно все. У тебя в принципе интересная жизнь.

Мы сделали Школу редакторов, чтобы давать билет в профессию тем, кто хочет посвятить рабочее время созданию информационных продуктов: сайтов и приложений, СМИ и блогов, курсов, игр и рекламы. Мы выпускаем практиков: тех, кто запускает продукты и приносит пользу.

После школы рано расслабляться: вы еще не великий редактор. Но за пару лет станете таким, что текстовики будут злопыхать, завидовать и кусать воображаемые щупальца.

На момент публикации этой статьи до конца набора оставалось меньше недели. Поступайте и становитесь редакторами.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре
27 июня, 16:18

Читайте вслух

У ребят, которые серьезно относятся к инфостилю, бывает два перекоса: пересушенный текст и слишком длинные перечисления. И то, и другое лечится простым чтением вслух.

Как это работает:

  1. Смотрите на текст.
  2. Читаете его вслух. Не шепотом, не про себя, не мур-мур-мур, а именно вслух.
  3. Где спотыкаетесь — переписываете.
  4. Проверяете, не пропал ли смысл. Если пропал — возвращаете.

Как работает в жизни. Вот студент пишет текст об интернет-магазине:

Сомневаетесь в выборе — позвоните. Ребята из колцентра помогут выбрать технику для любой жизненной ситуации: подарок другу-гику, телефон с большими кнопками бабушке или телевизор для игры в приставку себе. Покупаете в интернет-магазине впервые, помогут оформить заказ. По телефону или чату — как вам удобнее.

Читаем вслух. Первое предложение слишком короткое и механическое. Второе слишком длинное, не хватает воздуха. Третье предложение начинается слишком резко, в нем не чувствуется связь с предыдущими предложениями, и снова звучит механически. В последнем вообще парцелляция.

Исправляем все эти проблемы простым переписыванием и перечитыванием:

Если сомневаетесь, что выбрать — звоните. Наши ребята из колцентра помогут выбрать технику для любой ситуации. Если нужен подарок гику, они сориентируют по техническим характеристикам и найдут что-нибудь необычное. Если дарите технику родителям — помогут подобрать самое простое и удобное. Мы стараемся консультировать просто и по-человечески.

Если вы впервые покупаете технику в интернете, консультанты помогут оформить заказ и оплатить его. Мы консультируем по телефону или в чате — как вам удобнее.

Я прекрасно помню, что в каких-то советах и рассылке Главреда я писал, что иногда в тексте можно избавляться от союзов и местоимений. Ключевое слово — в некоторых. Оно значит, что всякий раз редактор должен оценивать, нужно ли здесь удалять. Если просто механически всё удалять, то и текст получится механическим.

Не стоит воспринимать советы как догму. Слепое следование догме — это не информационный стиль. В информационном стиле главное никогда не выключать вкус и здравый смысл.

Вот это реально единственная догма информационного стиля:

Никогда не выключайте
вкус и здравый смысл

Об этом даже в книге написано

Я специально опубликовал об этом параграф из книги Главреда — «Сложные случаи. О вкусе и здравом смысле»:

См. также: синтаксис, парцелляция, однородные члены, перечисления, о чтении вслух, энергичные предложения, о салоне «Чайки»

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Студенты второй ступени Школы стажёров и Школы редакторов, это вам.

Одно из ваших заданий будет посвящено рекламе книги Яна Уайта «Редактируем дизайном». Задача будет представить эту великолепную книгу так, чтобы ее захотелось купить.

У вас будет соблазн поставить развороты этой книги в слайдер. И даже будет прецедент: ровно то же сегодня сделал я на сайте книги Главреда:

Друзья и коллеги: это плохое решение. Оно здесь не потому, что оно хорошее, а потому, что на лучшее у меня просто не было времени. Когда будет время, я всё переделаю.

Чем оно плохое:

1. Клик дороже, чем скролл. Среди всех людей, которые придут на эту страницу, многие не кликнут в слайдер и не начнут листать. Кто-то скажет, что это и хорошо: мол, немотивированный читатель может пойти на фиг. Но я так не думаю.

2. Такое решение предоставляет читателя самому себе. Читатель должен сам влезть в разворот книги; сам разобраться, что к чему; сам сделать выводы. В первых слайдах я делаю попытки объяснить, на что смотреть, но это плохо работает. Я не могу нормально рассказать о продукте, когда мой рассказ упакован в слайдер.

3. С первого взгляда неочевидно, что это нужно листать. Чтобы это стало понятнее, мне пришлось рисовать конскую надпись «Полистайте», а это грубый и злой костыль. Не делайте так.

Это решение хорошее только одним: я смог его собрать за час между полуночью и часом ночи, менее чем за сутки перед отлетом в отпуск, в режиме жесткого дедлайна. Да, это кривое решение, но оно быстрое и кое-как работает. После отпуска я сделаю по-нормальному.

Слайдер хорош только в одной ситуации: когда у вас коллекция однотипных предметов. Типа «посмотрел один — понял все». Например, Артемий Лебедев поехал в Вильнюс и сфотографировал интересные канализационные люки. Они все одинаковые, но он их сфотографировал десять штук в разных местах. Вот тогда десять одинаковых канализационных люков можно поставить в слайдер.

Как правильно

Правильно — ставить развороты один над другим и проводить за ручку. Проводить за ручку — значит указывать читателю, на что тут смотреть и почему это хорошо. Это можно делать слева, справа, снизу, сверху, в новом информационном слое, наискосок и как угодно еще.

Вот эскиз на коленке за пять минут, как эта страница должна была выглядеть, если бы на нее было три часа, а не один:

Не повторяйте мою ошибку: не ставьте важного в слайдер.

Прятать контент за клик — грешно

Почему об этом должен думать редактор

От того, как стоит материал на странице, зависит и текст, и последовательность изложения, и дизайн — всё зависит. Если редактор неграмотный с точки зрения интерфейса, работоспособности и организации материала, то у него и продукты будут неработоспособные.

Сложно представить, как редактор решил поставить материал в слайдер и написал какой-то сопроводительный текст, а дизайнер потом каким-то волшебным образом сделал всё красиво. Так не бывает. Организация материала — забота редактора.

Если тоже хотите в этом разбираться, поступайте: artgorbunov.ru/school/editors/

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

В интернете много статей о волшебных словах, которые нужно использовать в переговорах, чтобы добиться успеха. Авторы таких статей часто ссылаются на такие вещи как подсознание, мотивационно-волевой аппарат, неокортекс, лимбическую систему, вибрации, гармонии, струны, психоакустику и другие ужасы.

Вот мои фразы-триггеры для эффективных переговоров.

«Какую проблему вы хотите решить?» — интерес к проблеме заказчика, а не фокусировка на конкретных действиях, активирует преамигдолитические нейромедиаторы митрального клапана, благодаря чему ваш собеседник становится более склонным рассказать вам о реальной проблеме, которую вы хотите решить.

«Давайте уделим время пониманию задачи» — это древняя ведическая мантра использовалась еще Томасом Эдисоном в известном эксперименте Брокгауза-Швиммера, неоднократно подтвержденная Бостонским институтом нейропсихологии и психофизиологии межличностных отношений крестоцветов. Эта фраза, произнесенная вслух, создает гармонические колебания эфира достаточной силы, чтобы собеседник захотел обсудить с вами задачу.

«Мне приятно, что вы видите во мне специалиста. Но предлагать что-то сейчас будет преждевременным, я бы хотел глубже разобраться в задаче» — этой фразе меня научил индийский гуру Кэмп Стартвизно второй. В переводе с суахили она означает «Боги переговоров, уберегите меня от неверно поставленной задачи».

«Есть подозрение, что это не решит вашу задачу» — несмотря на сложность этой конструкции, ее эффективность опробована ВВС США на пилотах-истребителях стрептокока и показала стопроцентную эффективносить. Фраза вызывает психогностические сдвиги, которые заставляют собеседника переосмыслить задачу.

«Мне это будет невыгодно» — эта запрещенная в 22 странах фраза еще не попала под психоастральные санкции в России. Этот мощный защитный заговор активирует фрактальные колебания эфира, создающие вокруг вас непробиваемый щит уважения.

Это неполный список, но даже этот минимальный набор сделает вас гораздо более эффективным и влиятельным переговорщиком. Не благодарите.

См. также: понимание задачи

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

В продвинутом курсе Главреда есть тема «Как не переделывать работу по десять раз». Мы с Людой думали, что за одно письмо расскажем о согласовании замечаний. Но все оказалось сложнее. Чтобы нормально объяснить согласования, пришлось писать четыре длинных письма:

  1. Подготовка к согласованию: психология, договор, общение с клиентом
  2. Презентация работы: личная встреча, повестка, задачи, сама презентация
  3. Сбор и работа с замечаниями: сортировка, согласование и защита
  4. Разрешение конфликтов. Что если у клиента появились новые замечания

Первое письмо из этого цикла я делаю бесплатным: открываю для всех. Это важное письмо с точки зрения отношения к жизни и работе. Ключевая мысль этого урока:

Вы не раб проекта. Вы не обязаны брать каждый проект, который вам предлагают. Если вам некомфортно работать с клиентом, вас не устраивают условия или вы не договорились по деньгам — вы имеете право отказаться.

Если проект уже в процессе стал для вас слишком расточительным, слишком долгим или некомфортным, вы имеете право уйти с проекта. Это будет иметь определенные последствия — вы не сделаете работу и испортите репутацию. Но это право у вас всегда есть. Вы не обязаны терпеть унижения и издевательства клиента, даже если подписан договор и сделана предоплата.

Вы работаете так, как вам нужно. Если вы считаете, что для написания статьи нужно потратить два часа на понимание задачи и пять часов на согласование, значит, вы их потратите. Если это клиенту неудобно — окей, он может обратиться к другому человеку. Но вы знаете: без согласования ничего дельного не получится. Вы имеете право диктовать свои методы работы, а клиент имеет право с ними согласиться или отвергнуть.

Никто никому ничего не должен.

Полная версия этой части урока открыта для всех желающих. Можно распространять, перепечатывать и пересылать друзьям: http://eepurl.com/b7coPT

Если вам по душе то, что здесь сказано, подписывайтесь на продвинутый курс Главреда или поступайте в Школу редакторов — студенты школы получают подписку на курс вместе с приглашением на первую ступень.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Когда автор отлично разбирается в своем деле и пишет текст о себе, иногда бывает такое:

Меня зовут Иван. Я делюсь знаниями, которые получил в Газпроме и 10 лет проверял на практике.

Привет! Меня зовут Алиса. Я делаю так, чтобы ваш бизнес рос и развивался. Мой конек — оптимизация процесса продаж...

Меня зовут Ольга Петрова, и я — фея клиентского счастья. Моя работа в том, чтобы каждый ваш клиент...

Здесь авторы торопятся рассказать о пользе от своей работы, скорее хотят вовлечь читателя и удивить его. Но им не хватает одной детали: просто сказать, кто они.

Просто — то есть такими словами, которые будет поняты сразу и без пояснений. Читатель должен в первом же предложении понять в общих чертах, с кем он имеет дело.

Меня зовут Иван, я преподаватель...

Привет! Меня зовут Алиса, я программист...

Меня зовут Ольга Петрова, я руководитель отдела поддержки...

Если вы не совсем преподаватель или не совсем программист, а кто-то больше — нестрашно. Сначала говорите так, чтобы все поняли, а потом объясняйте, что вы имели в виду. Главное — чтобы с первых слов читатель мог вас представить:

Я редактор СМИ и учебных продуктов. Руковожу авторами в журналах и корпоративных блогах, создаю курсы о финансах и бизнесе. Специализируюсь на всём, что выходит регулярно: рассылках, уроках, длинных циклах статей.

Как редактор я не только работаю с текстом, но и верстаю, слежу за эстетикой, управляю авторами и обучаю их. Поэтому статьи и уроки, которые выпускают мои редакции, аккуратно собраны и эффектно проиллюстрированы. Я заставляю своих авторов внимательно относиться к форме и содержанию, чтобы...

Я понимаю, что сразу хочется удивить читателя меткой формулировкой или удивительным сравнением. Но если начать с такой фразы, читатель может растеряться. Приберегите гениальные метафоры для романа, в коммерческом тексте о себе напишите просто.

НепростоПросто
Мастер стратегий и конверсийМаркетолог
Директор по счастьюСпециалист техподдержки
Создаю шквал продажПродавец
Создаю ураган продажКоммерческий директор
Мастер незабываемых церемонийВедущий свадеб
Световой кудесникФотограф
Ловец неуловимогоДетский фотограф
Доктор человеческих душПсихотерапевт

Даша спрашивает: «А что если ты уже не копирайтер с биржи, но еще не редактор?». В этом случае пишите «редактор и автор коммерческого текста» или просто «автор и редактор». Или «Редактор и писатель». И дальше поясняете, что вы пишете, как и для чего. Главное — чтобы слова были простыми.

Я Даша, работаю редактором. Пишу свои и редактирую чужие статьи для сайтов и соцсетей. Делаю так, чтобы сложные вещи выражались простыми словами...

Этот урок вдохновлен примерно десятком рассказов о себе, которые мне присылают на проверку студенты продвинутого курса Главреда. Студенты Школы редакторов получают подписку на курс в подарок.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре

Студенты школ, авторы статей, подопечные и коллеги! Пишу здесь, чтобы потом по сто раз не повторять.

Если вы работаете со мной или учитесь у меня, я буду безжалостно критиковать вашу работу. Я буду использовать бранные слова, указывать вам на мелочи, залезать в вашу работу, заставлять всё переделать, гонять вас по кругу, отказываться смотреть недоделанное.

Вот пример самого нежного комментария, который я оставляю опытному автору, с которым мы работаем уже больше года:

Главное — хорошая работа

Критиковать вас — моя работа. Я должен сделать так, чтобы у вас получилась самая лучшая из возможных статей. Меня интересует только это. Если после меня у вас получилось плохо — это я не досмотрел. Если я вас мало критиковал, значит, я плохо сделал свою работу. К сожалению, часто так и получается, и я стараюсь каждый день смотреть внимательнее, критиковать четче и принимать строже.

Меня не интересуют хорошие отношения, друзья в отрасли, обоюдное лобызание на конференциях и восторженные комменты коллег. Меня не интересует середнячок. Меня не интересует ваше самолюбие и гордость. Меня интересует только хорошая работа. До тех пор, пока у вас в работе говно, я буду заставлять вас его чистить.

Я не хочу вам нравиться. Я не добрый и не деликатный редактор. Все, кто пишут для меня, всегда страдают. Но потом они смотрят на свою работу и говорят: «Да, получилось хорошо». Это главное.

Кто не боится критики — приходите

Я всегда ищу интересных авторов в Тиньков-журнал. Перед тем, как писать, прочитайте редполитику, особенно в части 1.5 Правда, польза и забота

Если хотите учиться, поступайте в Школу редакторов. На второй ступени у нас теперь вот такие чатики, в которых я критикую работы и отвечаю на вопросы в прямом эфире:

Кого задело — прошу прощения

Если вы со мной не работаете и у меня не учитесь, а я обидно покритиковал вашу работу, то прошу прощения. Я болею душой за текст в любых проявлениях, и если я неосторожным словом задел ваши чувства по поводу вашей работы, то мне очень жаль.

Я ничего о вас не знаю. Наверняка вы хороший человек. Чисто по-человечески я вас понимаю: всегда обидно, когда какой-то хер с горы лезет в то, в чем он не разбирается. Тем более когда вы на этом зарабатываете, у вас есть кейсы, цифры и деньги. Я понимаю, что своими комментариями задеваю ваше самолюбие. Простите меня, я не со зла. Иногда трудно выключить главреда.

Если же моя критика окажется вам полезной, я буду рад. Помните, что критика — это комплимент.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре
Ctrl + ↓ Ранее