Закон, справедливость и милосердие
Возьмем три фразы, которые хорошо смотрятся в фейсбучных постах и на собраниях морального обкома:
все должны быть равны перед законом;
я выступаю за справедливость;
мы должны оставаться людьми.
Все три фразы в одинаковой степени наполнены пафосом. Но чу!
«Все должны быть равны перед законом!» — это если сын прокурора сбил ребенка на машине, а мы предполагаем, что он избежит наказания. Но, допустим, журналистка в Петербурге расчленила своего мужа-абьюзера. Она, конечно, совершила преступление, но ведь он был абьюзером! Мы не хотим, чтобы такой светлый человек был равен перед законом, поэтому «мы за справедливость».
«Я за справедливость!» — например, вы написали статью или сделали фото. У вас это сперли и разместили на сайте какой-нибудь коммерческой компании. Вы бы хотели привлечь их по закону, но у вас нет денег на юриста. Тогда в посте нужно писать о том, что делать так — несправедливо и справедливость должна восторжествовать.
Но что если некий человек занимался инфобизнесом и нарушил чужие права? Например, разместил в своем продукте пиратскую версию чужой книги, за что его привлекли к ответственности. У него нет денег, чтобы заплатить огромный штраф, и он уже взывает не к справедливости, а к милосердию. Все же люди, можно войти в положение...
«Давайте будем людьми!» Тут достаточно вспомнить случай сестер Хачатурян. Половина фейсбука говорит «нужно оставаться людьми и оправдать», другая половина — «они нарушили закон и должны ответить».
Это не история о том, кто прав и кто виноват, что справедливо, а что по-человечески. Мы не в фейсбуке и не на суде истории. Это история о том, что...
