Профессиональный рост редактора

Скоро заканчивается набор в Школу редакторов, и меня стали часто спрашивать, стоит ли идти в школу с точки зрения профессионального роста. Отвечу на этот вопрос сразу всем.

В бюро придумали метафору профессионального роста: осьминожки.

Осьминожка — работник. У него два направления роста: в длину и вширь. Рост в длину — улучшение навыков. Вширь — добавление новых.

В этой статье я на примере осьминожек расскажу, как представляю себе профессиональный рост редактора. Буду рад, если кто-то увидит себя на этом карьерном пути.

Текстовик

Когда будущий редактор начинает карьеру, он еще не редактор, он пока что текстовик: пишет недорогой текст для средних сайтов. Текстовик обитает на биржах копирайтинга или фрилансит. Его зарплата — зарплата младшего специалиста. Осьминожка текстовика маленькая и ранимая:

Быть текстовиком трудно. Типичная задача — «как-нибудь креативно о нашей фабрике шлакобетона». Часто текст никто не читает. Скоро текстовику становится скучно и он ищет пути развития.

Можно развиваться в длину и научиться не напрягаясь выдавать по сто страниц в день. Можно стать журналистом, но об этом я ничего не знаю. Я знаю, что если текстовик много работает и развивается во все стороны, он становится редактором.

Редактор

Польза редактора в том, что он создает продукты: иногда сам, но чаще с помощью своей команды. Если текстовик пишет текстики для сайтов, то редактор сделывает эти сайты. Если текстовик — рабочий с молотком, то редактор — прораб с бригадой строителей.

Зарплата опытного редактора — на уровне руководителя отдела. Вот его осьминожка:

Редактору придется разбираться в новых предметных областях, прокачивать текст и редактуру, переговоры и управление для работы с редакцией, управление вниманием для создания продуктов, и даже верстку и дизайн. Теперь результат его работы — не текст, а сайты, спецпроекты, статьи, курсы, игры и приложения.

У редактора появляется преимущество, когда он развивает навык юриста. Это достаточно специфический навык: лучше его иметь, но свести к минимуму ситуации, когда он нужен.

Редакторов меньше, чем текстовиков, и на их работу колоссальный спрос. Ко мне постоянно приходят компании с просьбой не писать для них текстики, а вести рассылку, организовать блог или запустить курс. Все это — работа редактора.

Поэтому на редакторской стадии на первом плане не текст, а переговоры и управление. В первую очередь — управление собой. Крут не тот редактор, который развелся, сдал проект и лег под капельницу. Крут тот, кто уделял время семье, следил за здоровьем — и сдал проект. Работать в авральном режиме может любой дурак. Попробуйте работать без авралов.

У хорошего редактора появляется соблазн открыть студию, потому что он начинает видеть экономику и ощущать вкус реализованных проектов. Редактор увеличивает масштаб, делает более значимые вещи, влияет на умы. Следующий этап — превращение в издателя.

Издатель

Издатель — это редактор, который не только решает чужие задачи, но и запускает собственные проекты: те же курсы, сервисы, сайты, игры, блоги и СМИ. Он все еще делает клиентские проекты, но теперь как предприниматель, а не как исполнитель.

Издатель зарабатывает не только на клиентских проектах, но и на собственных. Его доход ограничивает его же изобретательность. Сколько изобрел — все его.

Вот как я вижу осьминожку издателя:

Рост — только с практикой

Кажется, что для развития навыков достаточно прочитать правильную литературу: прочитал Мильчина и Кемпа, и ты редактор.

Это наивное заблуждение. Когда ты прочитал книгу, ты узнал только теорию, как должно. Теперь пора пахать и развиваться.

Это не значит, что теория не нужна. Теория помогает сразу делать правильно, а не тратить время на пробы и ошибки:

Возьмем переговоры. Когда слушаешь Синельникова на курсе, то сначала думаешь, что все понял и теперь всех заборешь. Потом выходишь на учебные переговоры и обламываешься на простейшей задаче. А с клиентом первое время вообще все не так, как написано у Кемпа. И только с опытом понимаешь, что на самом деле все так — просто ты Кемпа не так читаешь.

С редактурой еще нагляднее: в комментариях все Львы Толстые, а как текст о себе написать — нужно попытки три, не меньше. Почитайте все мои статьи по тегу «Текст о себе» — и у вас все равно не получится сразу написать хорошо.

Теория — только направление. Развитие навыков начинается на практике.

Школа редакторов и профессиональный рост

Вот как выглядит развитие человека в Школе редакторов:

Мы берем людей на начальном этапе роста и доводим их до состояния редактора — человека, который умеет самостоятельно запускать проекты.

Практика начинается на второй и третьей ступени: редакторы выполняют задания и получают суровые рецензии. Вот кое-что из моей рецензии на работы студентов на прошлой неделе (всего 38 страниц):

На третьей ступени студенты решают уже не учебные задачи, а запускают собственный проект. Проект допускается к защите только если он реализован. Главный вопрос во время защиты — почему проект работоспособный.

Школа не гарантирует, что после диплома вам предложат конкретную зарплату или должность. Но если человек после школы идет работать, а не почивает на лаврах, то за год-два он получит тот гонорар, который захочет.

Профессия и жизнь

Может показаться, что в жизни редактора есть только работа, и больше ничего. Это вредный и разрушительный взгляд.

Профессия — лишь одна из сторон жизни. Профессионал справляется не только с работой:

Если человек умеет управлять собой, то он не только продуктивно работает. Он успевает отдыхать, заниматься спортом, воспитывать детей и что угодно еще.

Если человек владеет переговорами, то он договорится не только с шефом или рекламодателем. Он договорится с супругой, ребенком, таксистом и даже начальницей овира.

Человек растет не только в профессии. Когда у тебя турбина, тебе интересно все. У тебя в принципе интересная жизнь.

Мы сделали Школу редакторов, чтобы давать билет в профессию тем, кто хочет посвятить рабочее время созданию информационных продуктов: сайтов и приложений, СМИ и блогов, курсов, игр и рекламы. Мы выпускаем практиков: тех, кто запускает продукты и приносит пользу.

После школы рано расслабляться: вы еще не великий редактор. Но за пару лет станете таким, что текстовики будут злопыхать, завидовать и кусать воображаемые щупальца.

На момент публикации этой статьи до конца набора оставалось 10 дней. Поступайте и становитесь редакторами.

Дальше
2 комментария
Александр Гридасов 2015

Очень вдохновляюще написано, умная игра с картинками.

Татьяна Дегтяренко 2015

Хочу на бесплатное место:)