17 июля 2015, 21:30

Все выпуски рассылки Главреда. Эксперимент

Читатели рассылки Главреда часто просят меня прислать ссылки на все письма разом. Я отказывал. Но сегодня все изменится. Впервые в истории я публикую все выпуски базового курса Главреда бесплатно, в свободном доступе, для всех. Это четырнадцать упоротых и суперполезных писем о тексте и редактуре с коллекционными иллюстрациями и странным юмором. Налетай:

  1. Знакомство с информационным стилем
  2. Стоп-слова
  3. Вводные конструкции
  4. Усилители
  5. Оценка
  6. Факты
  7. Паразиты времени

  1. Штампы
  2. Местоимения
  3. Отглагольное
  4. Неопределенное
  5. Редактура на уровне слов
  6. Редактура пяти абзацев
  7. Редактура текста о компании


Сохраните себе эти ссылки, пока не забыли.

Эксперимент

Когда я встречаю такие подборки в интернете (не на свои статьи, а на чужие), вот что я обычно делаю:

  1. Проверяю 1-2 ссылки
  2. Ставлю закладку
  3. Добавляю статью в список чтения
  4. Публикую ссылку в Твитере и Фейсбуке, чтобы все видели, какой я умный
  5. Закрываю эту страницу, чтобы прочитать 14 писем в свободное время

Через 15 минут я уже занимаюсь другими делами, зная, что эти ценные знания у меня под рукой. Но за месяц я так и не прочитаю ни одного из этих писем. А через месяц забуду, что где-то такое было. Так я ничего и не узнаю. Информация есть, а знаний — нет.

Доступность расслабляет

Вот бы мне сказали: «Максим, если ты не прочитаешь эти 14 уроков до 1 августа, то они пропадут навсегда, а скачать их никак нельзя». Тогда я бы отложил первый сезон «Настоящих людей» и стал бы жадно читать все уроки подряд. К понедельнику я бы управился и прокачал навык. У этих статей появилась бы срочность.

Но эти статьи не пропадут 1 августа. К чему напрягаться? Судьба человекоподобных роботов в Швеции меня сейчас волнует куда больше, чем тонкости редактуры. Еще и работа ждет, рассылки сами себя не напишут, совет в воскресенье выпускать. Короче, потом почитаю, сейчас не до этого.

Парадокс: когда эти уроки опубликованы и никуда не пропадают, читать их несрочно, поэтому никто никогда их не прочитает.

Их никто никогда не прочитает

Понятно, что в природе встречаются люди со стальной волей. Они, как роботы, будут читать по одному уроку каждый день, через две недели прокачают навыки и как ни в чем не бывало продолжат смотреть «Настоящих людей». Вот это воля.

Я мысленно преклоняюсь перед волевыми людьми, но лично ни с одним не знаком. Все, кого я знаю, даже после этого поста, даже на спор, даже после этой фразы про спор — не прочитают все 14 уроков. Потому что читать эти уроки несрочно. А несрочно — все равно что никогда.

Я выложил ссылки на 14 уроков, но это — иллюзия. В таком виде уроки бесполезны.

Как правильно

Чтобы чему-то научиться и получить результат, нужно создать для себя систему обучения: чтобы что-то внешнее заставляло тебя заниматься. В школе это уроки, дневник и страх наказания. В университете это сессии. На работе — давление начальства. Даже в нашем ультралиберальном и мегамотивированном дизайн-бюро есть структура, которая заставляет тебя расти.

Чтобы научиться, нужна система принуждения

В Школе редакторов студенты получают 60-70 часов лекций по шести дисциплинам. Это нереально отсмотреть за один присест, тем более — усвоить. Если я вам сейчас выложу все 70 часов видео, вы с этой махиной просто ничего не сделаете.

Чтобы студенты смотрели лекции и усваивали материал, первая ступень разделена на этапы. Чтобы пройти этап, студенты сдают тесты. Не посмотрел лекцию — не сдал тест — упал в рейтинге. Слишком низкий рейтинг — не попадаешь на следующую ступень. Рейтинговый террор заставляет выделять время на учебу. Никто не хочет болтаться в конце рейтинга.

Сила школы — не в материале. Среди материалов школы нет ничего, что не было бы в одном из двух тысяч советов, которые бюро издает уже восемь лет. И эти советы никуда не пропадут. Материал есть, бери и пользуйся.

Сила школы — в системе обучения. На первой ступени ты учишься выделять время на развитие в профессии. На второй — решать задачи и соблюдать сроки. На третьей ступени ты пашешь, как черт, и выходишь закаленным бойцом.

Профессиональный рост происходит не потому, что тебе отгрузили сто гигабайт лекций. Профессиональный рост — это когда ты целенаправленно пашешь. И школа создает для этого условия. Поступайте, осталось 3 дня.

P. S. Я анонсировал в Школе редакторов вебинары: теперь на первой ступени студенты приходят ко мне на занятия и задают вопросы, а я показываю практику редактуры. Это для тех, кому мало 60 часов лекций.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре
11 комментариев
Анатолий Микалюк

Максим, зачем вы так? У меня паника после прочтения. Не знаю куда больше хочу поступить: в Школу Редакторов или Школу Стажеров :-)

Максим, а в чем главное отличие Школ?

Максим Ильяхов

В школе стажеров готовят дизайнеров. В школе редакторов — редакторов.

Анна

Здравствуйте, скажите пожалуйста, куда лучше пойти, что бы научиться лучше писать тексты. Хотела подписаться вот здесь http://maximilyahov.ru/glvrd-pro/#get, но при нажатии подписаться перекидывает на курсы для редакторов

Максим Ильяхов

Школа редакторов — лучшее место, чтобы научиться лучше писать тексты.

Роман

Какой хитрый :-)

Алексей

Здравствуйте, Максим.
В третьей записи (http://us9.campaign-archive2.com/?u=89138ced008e0282fe335b3a8&id=8dda011850) у вас опечатка: «Еше из разговорной» («еше» вместо «еще»).

Алексей

Огромное спасибо за ссылки. С удовольствием прочитал все 14 записей.

«Чтобы чему-то научиться и получить результат, нужно создать для себя систему обучения: чтобы что-то внешнее заставляло тебя заниматься» — это работает не для всех. Есть люди, которые любят сами выстраивать процесс обучения, влиять на него. Любят сами решать, прочитать один параграф или весь учебник (а потом перечитать его).

«В таком виде уроки бесполезны» — это неправда. Уроки полезны в любом виде, если ученик извлекает из них пользу. Большинство ожидает быть наученными (этим активно пользуются языковые школы, когда советуют групповые занятия), жеая при этом прилагать как можно меньше усилий. Я бужден, что эффект от уроков будет заметнее после предоставления выбора: хочешь — получай письма по расписанию, хочешь — читай все сразу. Человек сам принимает решение.

Евгений Лысый

Максим, я тот человек, который прочитал все Советы и комментарии к ним несколько раз, и продолжаю читать. С каждым прочтением всплывают нюансы, прежде незамеченные. Кроме этого, каждый день копаю еще кучу разных ресурсов. Движет мной не воля или срочность, а жуткий интерес к теме и жажда знаний. Советы никуда не убегут, а вот время или возможность их применить — еще как. Воля же мне пригождается, когда нужно взять паузу и отдохнуть :-)

Антон Баитов

Илья, хочу вас поблагодарить за полный архив рассылки! Сам подписался на почтовую недели две назад и как Хатико ждал выхода статей (ну такой я человек, смотрю сериалы, читаю статьи только после полного их выхода, чтобы не терять контекста соседних выпусков).

Касательно расслабления доступностью и систем принуждения, замечу, что самоконтроль таких вещей реализуется за счет открытой для себя программы Pocket. Там реализована система «пустого ящика» — сохранил статью, пометил ярлыками, прочитал статью, отметил прочитанной, она ушла в архив.Только вот в этом сервисе советы сохранять не получается, не переваривает он верстку и «съедает» уши с некоторыми картинками. (не сочтите за наглую рекламу, она правда спасла много сил и нервов от пропадающего интернета, его полного отсутствия и отсутствия времени на прочтение статьи в момент ее нахождения)

Иван Золотов

Challenge Accepted.

Василий Юзенчук

Максим, это лучшая подборка советов по редактуре.
Меня смутило написание «в стык» в 13 блоке, я привык доверять «gramota.ru», проверил — там слитно.Грамота врёт, или у вас опечатка?

Максим Ильяхов

Грамота не врет. Чтобы врать, нужно знать правду.

Константин Жабинский

Спасибо, Максим! Вызов принят :)

Дмитрий Черников

Спасибо, Максим. Прекрасные лаконичные и практичные материалы.
И отдельное — за иллюстрации.

Популярное