Пропаганда: фокус и повестка

Открываю для вас тайное знание, которое разделяет пропагандиста и его жертву. Это наверняка говорят на первом курсе журфака, об этом писали уже все кому не лень, но мне тоже не лень, поэтому мой белый броневичок уже на вашей улице. Должен предупредить, что это всё мои наблюдения и антинаучная хрень, я в пропаганде никто и всё украл у Пелевина.

Но всё же. Раз уж вы тут.

В мире одновременно есть всё

В мире одновременно есть и новое красивое Зарядье, и пытки в отделениях полиции; и ипотека для молодой семьи, и двухсотметровый пентхаус в центре Москвы; есть новые велодорожки и старый мусорный полигон; есть торговый центр и наркопритон; есть «Азбука вкуса» и «Ашан», «Эпл» и «Микрософт», Ильяхов и Каплунов, Земфира и Монеточка, Франклин и Фараон, БГ и Боуи.

Где-то всегда обязательно что-то взрывается. Где-то пожарный снимает с дерева котенка. Где-то мэр перерезает красную ленточку в новом перинатальном центре, и тут же через полчаса приковывает проститутку наручниками к батарее. Кошечка нежной лапкой касается черешенки. Лисица перегрызла горло зайчику и тащит его труп через белоснежное поле, оставляя за собой кровавый след. Какает буйвол. Пишутся стихи. Кродеться мыш.

Всё это происходит одновременно и никак друг другу не противоречит.

СМИ не умеют показывать всё

Обо всех событиях ты не расскажешь, на это физически нет времени. Поэтому СМИ вынуждены выбирать важные на их взгляд события. Это называется повесткой. Сам факт выбора и его критерии — это некое высказывание: «Наше издание считает, что это важно».

Tjournal считает важным Илона Маска и треды «1 лайк — 1 факт»
Т—Ж считает важным, когда кто-то доходит до Верховного суда
Навальный и Медиазона рассказывают о коррупции, судах и пытках
А если верить «Москве 24» — в Москве сплошное Зарядье и велодорожки
А если верить картине за окном, то этот мусоровоз уже достал, когда уже он уедет? Вид из моего окна — это моя личная повестка.

Важно помнить, что всё это есть в мире одновременно, не противореча друг другу. Нет противоречия в том, что по «Москве 24» Зарядье, а в Медиазоне — пытки током по яйцам. У нормальных людей это должно не укладываться в голове и вызывать острое чувство несправедливости (и это правда несправедливо). Но миру плевать на справедливость, в нем всё просто есть.

Ну так вот. Каждое СМИ — это своя картина мира. Она по определению искажена, не бывает никакой объективной информационной повестки. Даже если сами события представлены сухо и беспристрастно, сам факт отбора событий уже является искажением. Как будто ты сидишь в темноте, и кто-то с прожектором высвечивает для тебя куски реальности. Ты видишь события собственными глазами, но ты видишь только то, что тебе показал оператор и главред.

Кто управляет повесткой — управляет взгядом читателя

Страшная сила СМИ — в способности управлять повесткой. Так как одновременно происходит всё, СМИ может создать для читателя любое ощущение от мира:

Хочешь показать, что в Европе опасно, чтобы люди не хотели уезжать? Подбирай кадры грязных европейских улиц, мигрантов, пожаров и задымлений. Прямо сейчас можно снять кучу кадров, чтобы горел европейский дом, на улице спал сирийский беженец, а в каком-нибудь аэропорту эвакуировали людей из-за угрозы заминирования.

Хочешь показать, что опасно в России, чтобы люди хотели уезжать? Достаточно одной истории в день, как полицейские пытают подростков, чтобы те признавались в экстремизме. Через месяц все твои читатели будут паковать чемоданы.

Хочешь показать, что в Москве при Собянине появилось много хорошего? Запросто: отправляй съемочную группу на новые автобусы, новые улицы, новые творческие кластеры и прочие зарядья.

Хочешь показать, что Собянин развалил Москву? Не проблема: отправляйся на ул. Правды, там раньше печатали газеты, а теперь в разваливающихся корпусах стоят фотостудии и репбазы.

Не надо врать, не надо искажать факты. Просто направь камеру в нужную сторону, реальность сама даст тебе картинку. Этой картинкой ты расскажешь историю, и эта история сформирует взгляды на мир, а эти взгляды превратятся в действия: люди пойдут или не пойдут на выборы, уедут в эмиграцию или останутся, создадут бизнес или пойдут работать в МВД, дадут взятку или нет, захотят участвовать в политике или не захотят.

Причем красивый Варламов может сначала выступить с пламенной речью типа «Всем надо участвовать в политике». А потом «Медиазона» опубликует историю, как мальчика за политику, пытали током, после чего он покончил с собой. И какой вывод сделают для себя читатели — идти в политику или нет?

Потом дырки в восприятии останется заполнить обобщениями, и картина мира будет полной.

Что делать редактору

Для начала редактору достаточно осознать последствия выбора повестки. Какую картину мира вы рисуете и как это влияет на вашего читателя?

А дальше еще поговорим.

Дальше