О силе вопросов

Этот пост — подсказка всем нынешним и будущим студентам Школы редакторов, ссылка на эту статью будет приложена к заданию. Но если прочитать статью внимательно, она может перевернуть жизнь и открыть новые горизонты тем, кто в Школе редакторов не учился.

Ситуация и непонятки

Допустим, вы получили непонятное задание от условного клиента: сделать интерактивный спецпроект для условного тематического издания. Вам многое неясно:

Что такое спецпроект? Это просто статья? Это игра? Чем спецпроект отличается от обычной статьи?
Что значит «интерактивный»? Если его можно скроллить — это интерактивный?
Чего условный клиент ожидает от спецпроекта? Что в нем главное?
Какой уровень проработки? Нужно сразу круто дизайнить или достаточно схематичных набросков?
Насколько нужно интегрировать продукт клиента в спецпроект?
Как сеттинг задания влияет на содержание? Например, если спецпроект в журнале «Юный техник», что это значит для содержания?

Эти вопросы можно и нужно задать. Лучше не задавать их подряд одним сообщением, потому что крайне сложно ответить на всю батарею вопросов сразу. Можно позадавать эти вопросы постепенно. Можно в процессе разговора задавать уточняющие вопросы.

Когда вы задали вопросы, велика вероятность, что вам на них ответят. Причем если вопросы будут открытыми, то вам ответят с каким-то уровнем детализации.

Ошибки

Вот как бывает наоборот (и это затрудняет вашу работу):

Преодоление. Если у вас есть трудности, их нужно устранять, а не преодолевать. Разница вот в чем.

Устранить неопределенность — это поговорить с условным клиентом. Поговорить можно по-разному: на созвоне, в чате, письмом. Если вы видите, что вопросов получается много, можно предварительно договориться: «У нас много вопросов, как лучше поступить?».

Преодолеть неопределенность — это вложить сто часов в работу в попытке угадать, как правильно. И потом, когда работа не попадет в нужный результат, расстраиваться и быть на грани нервного срыва.

Есть старая притча: всем плевать, как вы устали. Если вы получили нужные ответы за пять минут, а потом сделали нужную работу за час — это отличная работа. Если вы убились в сто часов работы и сделали не то — это плохая работа, несмотря на сто часов.

Вместо вопросов — предположения и угадайка. Часто студенты сами себе придумывают какие-то ответы на вопросы. Например, они решают, что в спецпроекте обязательно должны быть кликабельные элементы, за которые нужно прятать контент. И что интеграция продукта обязательно должна быть в конце на плашке с кнопкой «Купить сейчас». Это неверные предположения. Если сделать работу на их основе, то получится ерунда.

Студент делает работу, получает критические комментарии, расстраивается. Потом делает другие предположения и приносит новый вариант. Снова мимо. «Да что ж такое!? Сколько вариантов надо этому мудаку?»

А этому мудаку нужен ровно один вариант, который вы сделаете, разобравшись в задаче. А для этого нужно осознать, что вы не понимаете задачу, и пойти в ней разбираться.

Источник проблемы

Обычно людям страшно задавать вопросы, потому что им кажется, что если ты чего-то не знаешь — это плохо. Мол, настоящий редактор должен знать ответы на все вопросы сразу. И если вы не знаете, что такое спецпроект, это фу, кошмар, вон из профессии.

В реальности любой клиент понимает, что если ему задают вопросы, значит, кому-то не безразличен результат. Клиент готов ответить на 30 вопросов, чем потом отклонять 30 корявых вариантов.

Когда я обсуждаю с клиентом новый проект, я задаю тупейшие вопросы типа «Что вы понимаете под словом блог» или «Что вы понимаете под информационным стилем?» Я этим занимаюсь всю профессиональную жизнь, но лучше перепроверить, потому что у клиента могут быть весьма необычные интерпретации.

Хорошая новость: вы можете исправить ситуацию почти на любом этапе

Например, у вас две недели на задание. На первой неделе вы сделали совсем не то, не так, не попали, не угадали и не задали ни одного вопроса. Вы получили комментарии условного клиента: «Мне это не подходит, нужно совсем другое, переделайте». Вы очень расстроены.

Еще не поздно изменить ситуацию. Например, можно договориться с условным клиентом о какой-то сессии вопросов и ответов. Позадавать открытые вопросы, получить ответы. Может быть, составить письменное понимание задачи и согласовать его. И за оставшееся время сделать что-то, что будет соответствовать задаче.

Иногда кажется так: студенты ждут, будто кто-то добрый придет, ласково их обнимет и скажет: «Ну пусечка, ну ты же не разобралась в задачечке, вот тебе подсказочки». Вот станьте этим кем-то для себя. Обнимите себя и ласково шепните: «Мы идем не туда. Надо перестать идти не туда, разобраться и начать идти туда». И пока не разберетесь — не идти.

Дальше