Перебор с перечислениями

Это студентам Школы редакторов, вторая ступень.

Допустим, вам нужно перечислить много всего, например, чем занимаются студенты на практических занятиях. Вы берете и перечисляете это:

На практических занятиях студенты изучают свойства буровых растворов объектов разработки месторождений нефти и газа, моделируют процесс бурения и капитального ремонта скважин, учатся управлять подводным нефтегазодобывающим комплексом, отрабатывают нештатные ситуации.

Проблема в том, что перечисляемые элементы сложные, а самих элементов много и нет простого способа их понять. Читатель не может до конца осмыслить, что вы тут имели в виду, пока он не осилит всё предложение.

Решение — перед перечислением дать короткое обобщение или вывод, а уже потом — уходить в детали.

На практических занятиях студенты погружаются в специальность: изучают свойства буровых растворов объектов разработки месторождений нефти и газа, моделируют процесс бурения и капитального ремонта скважин, учатся управлять подводным нефтегазодобывающим комплексом, отрабатывают нештатные ситуации.

На практических занятиях студенты получают необходимые навыки для работы в отрасли: моделируют процесс бурения и капитального ремонта скважин, учатся управлять подводным нефтегазодобывающим комплексом, отрабатывают нештатные ситуации.

На практических занятиях студенты готовятся работать на предприятиях отрасли: изучают свойства буровых растворов объектов разработки месторождений нефти и газа, моделируют процесс бурения и капитального ремонта скважин, учатся управлять подводным нефтегазодобывающим комплексом, отрабатывают нештатные ситуации.

Подобрать хорошее обобщение не так-то просто, потому что у вас там может быть перечислен просто набор каки-то штук, между которыми нет связи. А вам нужно эту связь придумать. Например, во втором варианте я использую обобщения «получают необходимые навыки» — но навыки не подразумевают изучение свойств буровых растворов. Навык — это про действие, а не знание. Получается, часть про изучение свойств нужно куда-то переместить.

Это касается как перечисления внутри абзаца, так и на уровне всего текста. Например, у вас в тексте разделы «геология», «топография», «геохимия», «георазведка» и «управление СГР». Неподготовленный читатель может не понимать, какова связь между этими разделами, поэтому где-то в начале нужно сделать какое-то обобщение, типа: «Студенты выбирают одну из специальностей, связанных с исследованием теорриторий: геологию, топографию, геохимию или георазведку. Факультативно студенты могут обучиться на пилотов геологических дронов на курсе управления СГР». И потом уже заводите разделы и углубляетесь в детали.

5 мес   синтаксис
Дальше