В защиту ютуберов-иноагентов (политический лонгрид)

Как обычно представляют ютуберов-иноагентов:

Сидит Дудь, например. Звонок в дверь. За дверью стоит офицер британской разведки, в руках конверт. Дудь расписывается на планшетике, открывает конверт, в конверте флешка, на флешке ПДФ-файл, в нем — методичка: о чем снимать интервью, о чем — нет. На второй странице редакторы МИ-6 составили вопросы Цыгановым. Тут же приходит СМС: Postuplenie ot The British Razvedka 100,000.00 EUR.

Понятно, что это бред. Но если серьезно, то вот самопровозглашенный эксперт, а за ним Антонов, рисуют нам такую картинку:

6 лет назад британское пиар-агентство Zinc Network на деньги Пентагона начинает качать российских оппозиционных видеоблогеров на Ютубе: помогать им с продакшеном, рисовать картинки-превьюшки, подсказывать темы и обеспечивать беспалевность заработка. Цель — чтобы они вели антироссийскую работу, как можно дольше не привлекая внимание Минюста.

Zinc Network в своем отчете не называют, кого конкретно они продюсировали, но Эксперт и Антонов подозревают Навального, Дудя, Варламова и Каца — у них как раз шесть лет назад попёр ютубчик.

Господа, при всём уважении, мне кажется, вы сильно преувеличиваете роль британского пиар-агентства. Вот мои встречные предположения и аргументы.

Главный аргумент — всё в мире делается через жопу, а если это госконтракт — то еще и за 20% от обозначенной в смете стоимости. Наши иноагенты-ютуберы действуют не по методичке, а истово и от чистого сердца. С их точки зрения попадание в список иноагентов — это Путин лично душит их свободу свободной журналистики, основанной на фактах.

Сумма контрактов смехотворная. Всего заактировано контрактов на 3,5 млн долларов, еще около 300 тысяч долларов висят незаактированные. Это значит, что в реальности на проект могли бы потратить от силы 1,5 млн, всё остальное — оверхед агентства, откаты и попил. За эти деньги никакие кураторы никаких блогеров не будут вести шесть лет. Это максимум бюджет на год, да и то сомнительно.

Максимум, что можно сделать на эти деньги, — провести несколько видеоблогерских слётов, выступая как подрядчик Ютуба. Классный спикер прилетает из Лос-Анжелеса и показывает, как заниматься продакшеном. На эти встречи может прийти и Дудь, и Собчак, и Стас Айкакпросто. Никакие офицеры там не вербуют молодых журналистов.

Я не верю в персональное курирование продакшена и юридическую поддержку, как обращает внимание Антонов, читая отчет Zinc Network, — ну не найдешь ты таких дешевых юристов.

Наши иноагенты — люди идейные, искренние и добросовестные. Смотришь любое интервью Дудя, и не видишь в нём ни лжи, ни иронии. Варламов не создает впечатление человека, который читает текст по британской методичке. Припадочную ярость Каца невозможно подделать. Когда я смотрю их продукт, я вижу по-настоящему идейных и искренних патриотов США и Великобритании. В Собчак фальшь вижу, в Дуде — нет.

Методички работают очень редко и через жопу. Невозможно прислать людям тезисы и ждать, что они будут их воспроизводить. Ну не работает так, людям это не свойственно. Иноагенты искренне повторяют одни и те же тезисы, потому что читают одну и ту же западную прессу, лайкают друг друга в одних и тех же соцсетях. Они реально верят в британо-американскую пропаганду.

Человек не может долго заниматься тем, что противоречит его природе. Со временем он начинает этот процесс саботировать. Кто-то начинает принимать наркотики. Иные при первой возможности увольняются. Но ты не будешь шесть лет качать тему развала России, если ты в это не веришь.

При этом есть люди, которые работают по методичке — это промт-инженеры на ботфермах. Они генерят комменты к роликам Дудя, Каца Навального и прочих. Там действительно сидят подрядчики и смотрят: «Ага, сегодня хвалим хоккеиста за то, что он такой молодой, а уже такой умный...» Эти промт-инженеры не в курсе, что это за хоккеист и кто такой Дудь, они просто работают по ТЗ. Месяц назад они поддерживали Дудя, на следующий день — Байдена, потом у них ТЗ по Израилю, дальше будет пропаганда прививки от гонконгского гриппа. Есть такая работа — фабриковать общественное мнение, этим занимаются все уважающие себя страны.

Шесть лет назад у всех попёрло. В 2016-2017 году родились все те жанры, к которым мы сейчас привыкли: длинные подкасты-интервью, эссе-мнения и ютубные документалки. Появился новый сценарий потребления контента: включить ютубчик фоном и не думать о трафике. Многие из тех, кто начал делать видеокасты в то время, до сих пор красавцы и на волне. Все смотрели друг на друга и копировали хорошие решения. Сами, своим умом, все дошли до того, что в Ютубе работает. Это заслуга и достижения авторов видео, а не каких-то анонимных пиарщиков.

Как всё на самом деле (мое мнение)

Я думаю, дело обстоит так:

  1. Где-то в Великобритании в пыльном кабинете сидит дежурный офицер по русскому ютубу. Он мониторит, что сегодня выпустили российские ЛОМы про Россию, Путина и т. д.
  1. С помощью нейросетей или сами, глазками, эти люди смотрят вышедшие ролики. Выбирают, какие из них записаны в интересах Великобритании, а какие — нет. Составляют эксельку: эти хорошие, те плохие. Экселька улетает гугл-офицеру и в ботферму.
  1. Гугл-офицер ставит в базе данных пометку, что вот эти ролики — хорошие, было бы неплохо их алгоритмически подсветить. А вон те — плохие, было бы неправильно их рекомендовать. Алгоритм Ютуба делает своё дело: правильные антироссийские ролики пролезают в рекомендации даже тем, кто явным образом сказал «Перестань мне показывать ролики с этого канала».
  1. Ботферма берет задачу на буст нужных роликов. Боты с однотипными именами оставляют однотипные комменты по ТЗ. Например, к двухчасовому ролику через пять минут приходит коммент «Посмотрел на одном дыхании! Вот бы больше людей узнали ПРАВДУ!»

Для иноагента это выглядит так:

«Я сделал ролик о том, что в России построили онкоцентр. Но как-то не летит вообще, еле-еле набирает просмотры. Ну как так, а? Неужели в России не хотят знать о лечении онкологии?»

«А теперь сделал ролик о том, что Россия убивает своих онкобольных. Ролик летит! Тысячи комментариев! Вот это поддержка! Вот это мощь! Российский народ со мной! Надо повышать цены на рекламу!»

Все эмоции искренние. Им реально кажется, что их поддерживают, а значит — нужно продолжать в том же духе.

О команде

Ни Дудь, ни Варламов, ни Кац не делают ролики в одиночку. Там работает команда: редакторы, операторы, звукари, монтажеры, дизайнеры и т. д. Рекламщики продают рекламу. Бухгалтер занимается приемом денег от партнерок. И все они работают искренне, профессионально и точно не под диктовку офицера британских спецслужб.

Если взять редактора, например: он изучает реакцию аудитории, смотрит на интересы, читает комментарии, делает выводы. Он исследует героя, копается в его прошлом, составляет перечень вопросов и ответов. Никто никогда не присылал этому редактору методичку «Как развалить Россию и продвинуть интересы Великобритании во имя демократии». Редактор делает это искренне и по собственной инициативе.

Это не значит, что таких методичек нет в природе — вот, например, «Как натянуть Россию» от RAND. Но по этой методичке никаких Цыгановых ты не проинтервьюируешь.

При этом внутри команд обычный хаос видеопродакшена: просираются сроки, платят мало, зарплаты задерживаются, внутри много разногласий, шеф может орнуть, планерки в час ночи и т. д. Если бы вы увидели этот процесс изнутри, у вас бы не осталось сомнений, что это наши родные распиздяи, которые потом и кровью сражаются за каждый миллион просмотров.

То, что они действуют против интересов России, — ну, так воспитаны. Пару вечеров в кальянной с нужными людьми, и они увидят ситуацию с другой стороны.

А Zinc, на мой взгляд, провели три семинара для не пойми кого и нарисовали красивый отчет. Обычное очковтирательство.

3 мес   политика
Популярное