Позднее Ctrl + ↑

Почему статьи с «почему» склонны тонуть

Например, мы пишем статью про сериал «Клиника». Угадайте, какие подзаголовки будут лучше качать:

5 известных актеров, которых не взяли на роли в «Клинику»
Бредовые сюжеты и нестыковки в сериале «Клиника»: рейтинг редакции «...»
Как влюбить в героя? Разбираем на примере «Клиники»
Почему «Клиника» — великий сериал

Из всех этих тем я бы в последнюю очередь взялся за последнюю с «почему». Люди, которые кликнут на нее, должны изначально быть в курсе сериала и быть согласны, что он великий. Более того, они должны испытывать потребность в подтверждении. То есть это самые хардкорные фанаты сериала, которые хотят доказывать его величие. Остальным статья будет не так интересна.

То же самое, если бы заголовок был обратным: «Почему „Клиника“ — переоцененный сериал». Статья будет интересной, если я знаю сериал, имею на его счет мнение и мне это важно.

Попробуем еще:

«Почему нам всем стоит уважать право человека на что-то там» — очевидно, что комиссары социальной справедливости будут меня сейчас учить родину любить, идите в жопу

«Почему Москве не нужны не автобусы, а троллейбусы» — слушай, да неважно, почему. Будут автобусы — хорошо, будут троллейбусы — хорошо. Лишь бы вовремя ходили

«Почему Моргенштерн — главный артист современности» — я вообще не в курсе, кто там у артистов главный, я слушаю Дору

Короче, статьи с «почему» — это чисто тусовка для своих. Если тебя волнует тема и ты глубоко в ней, тебя возбудит это «почему», даже если ты не согласен. А если у тебя нет на этот счет мнения, ты спокойно пройдешь мимо.

Но можно сделать так:

Все обсуждают право на что-то там. Как это коснется вас?

Как изменится жизнь москвичей, если вместо автобусов запустить троллейбусы

Моргенштерна назвали главным артистом современности. Что это говорит о нашей стране

Так-то пободрее.

Теневой бан в жизни

А вот представьте, чисто теоретически... Знаю, что бред, но просто фантазия...

Представьте, что у каждого человека в вашем окружении есть секретный алгоритм. Этот алгоритм определяет, насколько человеку приятно общаться с остальными. Условно, некая Маша любит Васю на 7 из 10, поэтому с радостью посидит с ним в чате или попросит о помощи на работе. А  Оля имеет рейтинг 2 из 10, поэтому Маша пойдет к Оле только в случае крайней необходимости.

Представили? Теперь еще интереснее: этот рейтинг секретный. Ты никак не можешь понять, какой у тебя рейтинг для другого человека. Если спросить напрямую, тебе скажут: «Ой, у тебя рейтинг 10 из 10, ты лучший из лучших, просто меня тут завалило работой и некогда». А в этот момент твой рейтинг упал с 3 до 2, потому что это тупизм — выяснять вот так отношения?

Так как рейтинг секретный, тебе очень трудно понять, когда ты попадаешь в «теневой бан». Ты можешь догадаться об этом только по косвенным признакам: например, клиенты к тебе не возвращаются. Или люди не предлагают тебе пойти с ними потусить. Или тебя окружают говноеды, хотя сам ты — золотой человек (со своей точки зрения).

И вот если бы это всё было верным, какие привычки с наибольшей вероятностью отправляли бы нас в теневой бан у других? Просто поразмышлять:

Указывать на ошибки других

Давать советы без спроса, настаивать на их исполнении

Доказывать свою правоту в любом споре

Присылать голосовые сообщения без разрешения

Обсуждать людей за спиной

Наверняка в этой воображаемой ситуации было бы что-то еще, но для примера хватит.

И вот в этой воображаемой ситуации такой вопрос: как будет выглядеть мир человека, который делает все вещи из списка выше? Допустим, его поведение приводит к тому, что этот человек в теневом бане почти у всех. Как ему живется? Как продвигается его карьера? Как на личном? Что с клиентами? Что он думает о мире? Что он скажет своим новым знакомом о тех людях, которые его окружают?

И как выглядит мир человека, который ничего из этого не делает, и он у большинства людей имеет рейтинг в районе десятки? Что он думает о мире? Как ему живется?

Просто сижу, размышляю.

Роковой заказ

— Здравствуйте, вы копирайтер?
— Да, профессиональные тексты на любой вкус! Копирайтинг С Гарантией — это я
— У нас производство окон, нужно написать текст про новую фурнитуру
— Без проблем, вот ваш текст
— Ух ты, как быстро! Но постойте... Ваш текст какой-то очень длинный, люди его не прочитают
— Лев Толстой писал еще более длинные тексты! Вы что, считаете, что Толстой — плохой писатель?
— Но вы не рассказали о свойствах нашей новой фурнитуры
— Это художественный прием! Все классики русской литературы закладывали смысл между строк!
— А почему у вас здесь рассказ про вашу собаку?
— Моя собака умерла, это личная история
— Я вам сочувствую, но как это связано с немецкой антивандальной фурнитурой?
— Это сторителлинг! Вы ничего не понимаете! Это сейчас самый тренд!
— Мне кажется, вы меня не поняли. Мне нужен просто текст о том, какие преимущества есть у нашей антивандальной фурнитуры. Чтобы покупатели захотели ее установить вместо более дешевой. Донести до людей, понимаете? Дать им пользу, так сказать
— ПОЛЬЗУ? Вы что, пишете инструкцию к бытовой технике? Копирайтинг — это искусство! Здесь нужно раскрыть творческий замысел! Россия — самая читающая страна! Ваши тексты должны быть утонченными, изящными, безукоризненными, они должны читатся на одном дыхании, как Булгаков, как Пастернак, как Некрасов, как Онегин! Это великие классики!
— У вас ошибка на «-тся / -ться»
— Я что, корректор? Это отдельная услуга!
— Вы не могли бы переделать, чтобы это было больше похоже на инструкцию к бытовой технике?
— Нет, у меня уже нет вдохновения. Вы просто не уважаете великую русскую литературу.

Художник — Даня Берковский
2022   дурь

Загадка для фрилансера

Представьте, что вы фрилансер. Вам сегодня сдавать текст, но вы понимаете, что вообще не успеваете. Нужно как минимум еще целый день, а то и два.

Как поступите? Варианты:

Герой труда: молча фигачить в надежде, что клиент сам забудет про дедлайн (часто так бывает). Рано или поздно клиент объявится, а вы уже почти доделали и вот-вот сдадите. Или уже доделали!

Абонент недоступен: молча фигачить, даже если клиент начнет писать и названивать. Выйти на связь, как только работа будет сделана. Сказать, что хоронили собаку.

Надежный: как только понял, что времени не хватает, набраться решимости и связаться с клиентом. Предложить либо сократить работу, либо удлинить срок. Расписать реалистичный план. Дать клиенту возможность перестроить свои планы. Но самое главное — не пропадать.

Постмодерн: не начинать делать проект, пока заказчик не начнет капать на мозги. Сегодня дедлайн? Нет, дедлайн — это когда заказчик уже второй день пишет мне без остановки. Вот тогда действительно дедлайн. Всё остальное — социальный конструкт.

Ваши варианты присылайте почтой по адресу 127427, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 12

Художник — Даня Берковский

Родион Скрябин о бизнесе бренд-медиа и контент-маркетинга

Вот конспект вечернего разговора.

С чего начался Палиндром

«Палиндром» возник из любопытства: первый клиент из «Практикума» обратился с предлжением создать блог. Это был проект «Код», на котором будущая команда «Палиндрома» отработала все процессы.

Чуть позже начались переговоры по продаже «Лайфхакера», из которых команда вытащила «Палиндром».

Тогда совпало несколько факторов: «Практикум» оказался хорошим клиентом, это был спокойный проект, «Код» взлетел.

Тень Т—Ж

Самый популярный антизапрос — «Мы хотим Т—Ж». Особенно активно запрашивают банки. Это плохо, потому что никто не хочет Т—Ж семилетней давности.

Т—Ж популярен у клиентов, ведь у него большая аудитория. Даже сам клиент скорее всего читает Т—Ж, поэтому желание создать похожее издание нормально. Главное объяснить ему, к чему приведет создание похожего формата.

См. также: история Т—Ж

Особенности бренд-медиа

Бренд-медиа должно быть оторвано от продукта. Если это медиа про продукт, то это просто корпоративный блог, продвигать его и собирать читателей сложно. Иногда стоит сказать проекту нет, когда запросы клиентов явно ведут издание к корпоративному блогу.

Бренд-медиа не может быть нейтральным и подходить всем категориям пользователей бренда.
А если компания не нейтральная? Когда приходит клиент из «бирюзового» бизнеса с запросом сделать бренд-медиа в тон голоса бренда, то «Палиндром» не откажется. Когда сама компания свободная в действиях, то и бренд-медиа может работать свободно.

Деньги в медиа

Отдача от бренд-медиа измеряется в деньгах от лидов и продаж, создании знания о бренде и спроса на новое знание. А еще некоторые проекты внешне выглядят бесполезными, но приносят огромный профит клиенту внутри.

В среднем медиа стоит от 30-90 млн. рублей в год. Медиа рассчитывается так: берут часовые ставки всех специалистов, умножают на ставки налогообложения и двенадцать месяцев в году.

В стоимость войдет дистрибуция (около 350-500 тыс. руб при пяти материалах в неделю и активных соцсетях).

Дистрибуция

Процесс дистрибуции начинается с составления списка возможных платформ. Далее компания делит бюджет по возможности пропорционально на несколько месяцев. Пишет креативы и тестирует параллельно несколько материалов.

Сначала деньги лучше нести в конвенциальные источники трафика («Фейсбук», «Инстаграм»). Потом можно рассмотреть «Вконтакте».

В «Одноклассниках» редко получишь дешевый клик. С «Твиттером» в России официально работает только одно агентство — это усложняет работу.

В «Телеграме» закончился рост после добавления архивированных чатов. Выросла цена подписчика и перехода.

Важно смотреть, какие именно люди приходят с таргета. Возможно, медиа и не нужны такие читатели.

Разобраться в дистрибуции не так трудно. Если дружишь с гугл-табличками, можешь строить гипотезы и находишься в адеквате, то все получится. Люди, которые не занимались таргетом, вполне могут это освоить.

Работа с клиентом

Сложно работать с клиентами, которые далеки от медиа. Такие клиенты часто не дают свободы в проектах, а это почти исключает возможность «Палиндрому» работать в привычном стиле.

Когда создается творческий союз «Палиндрома» с клиентом, то работать над бренд-медиа проще, а клиент получает больший профит.

Важно, чтобы клиенты понимали, что бренд-медиа — это не одна статья.

Годичные контракты — это хорошо, иначе велика вероятность на каком-либо из этапов создания встрять из-за нехватки ресурсов. При долгих контрактах бюджет замораживается и до конца года растрачивается. Идеально бы было жить трехгодичными циклами.

Почему закрываются издания

Убить издание могут поисковики, например, новые алгоритмы Яндекса и Гугла. Это техногенный фактор, а есть человеческий — бюрократия.

Издание не стоит продлевать на следующий год, если нет творческого союза с клиентом. При явных противоречиях сложно организовать работу. Можно сравнить с семьей, где ребенок — это медиа, клиент и подрядчик у которого не разводятся только из-за него.

Издание не взлетит, когда вокруг него не строится комьюнити.

Курс на Skillcup

В курсе «Бренд-медиа, блоги и контент-маркетинг» Родион балансирует между широкими и узкими темами. Курс будет интересен новичкам в сфере и представителям коммерции в классической медиа. Плюс маркетологам и редакторам, которые метят в главреды.

Если хотите сделать бренд-медиа, нужно научиться думать о бренд-медиа. Это как у таргетолога: если ты не понимаешь стратегически, что хорошо, а что плохо, то любая реклама будет бесполезна.

Редактору на каникулы: главные статьи 2021 года

Полезное действие текста

Принцип «Кто, что и зачем?»
Чем делятся люди
Как изучить аудиторию
Как узнать, что нужно читателям
Зачем бизнесу нужны соцсети?
Что писать в соцсетях... чтобы... продажи?
Название компании
Как писать интересно на всякие гендерные, политические, SJW и подобные темы
Как сделать так, чтобы статью дочитали до конца

Влияние на читателя

Наблюдение о сегментировании
Как посмотреть

Рассказать о себе и прорекламировать

Как заменить «мы» и «наш»
Как рассказать о себе, если ты финансовый консультант
О чем писать салону премиальной сантехники
Что делать, если статьи плохо конвертят

Синтаксис

Редактируем сложное предложение
Склонение брендов
Как избежать разночтения с ударениями
Насколько корректно начинать предложение со слова «чтобы»?

Визуальная подача текста

Грамотное выделение в тексте
Как сделать более наглядными новости о компании

Удержать внимание

Введение в статью через «Серьезный вопрос»
Как победить в борьбе за аудиторию
Пишу не по своей теме
Что делать, если по теме есть два полярных мнения

Профессия редактора

Как редактору не пропустить фактическую ошибку
Руководство по старту в профессии редактора
Что делать, если редактор в компании кажется ненужным посредником
Как работать с комментариями коллег
Слишком много времени уходит на редактуру

Поиск и найм редактора

Где искать авторов узкой технической тематики?
Как объяснить, что нужны новые редакторы?
Паша Федоров о трудоустройстве редакторов в бренд-медиа

Деловая переписка

Заботливый отказ
Как быть с подвешенными клиентскими диалогами?
Экзотические имена в Телеграме и Почте
Как оптимизировать подачу документа
Как обращаться к читателю в рассылках

Повысить заработок

О заработке на текстах
Два подхода к продаже текста

Переговоры и работа с клиентом

Как работать с дурными замечаниями
Работа идёт не с заказчиком, а с посредником
О журналистской объективности
О заявке на статью
Совет о неинтересной задаче
Инфостиль и интервью
Как убедить эксперта в необходимости правки

Работать вдохновенно, быстро и без сожаления

Как все успевать
Время на изучение материала
Писать о том, что прет
Как находить подходящих клиентов
К кому возвращаются клиенты

Всякая дурь

Один пост, два подхода
Сообщение от Вселенной
Случай с шоколадом
Редакторский этюд про микрофон
Фейсбук: закон, справедливость и милосердие
Приоритеты в рекламном тексте
Манипуляция Бирмана
Мысленный эксперимент
Полезное действие кинематографа
Русско-инстаграмный разговорник
Про узнавание себя
Позитив, добро и HR-бренд
Сага о заголовках «Коммерсанта»
Кто дал право устанавливать правила русского языка

Случай с шоколадом

— Прошу прощения
— Да?
— У вас, кажется, шоколад на лице
— Это не шоколад, это говно
— Говно?
— Да, оно повышает конверсию
— Простите, что?
— Исследования показали, что говно на лице повышает конверсию
— Но это говно на вашем лице
— Ну и что? Наши клиенты привыкли к говну, поэтому мы мажем лица говном для повышения конверсии
— Вы специально мажете лицо говном?
— Да! Наши клиенты находят нас именно по говну на лице! Без говна на лице наши конкуренты выйдут на первое место в выдаче! Наши сеошники говорят, что без говна на лице мы провалимся в выдаче, а маркетологи не выпускают ни одной страницы без говна на лице. И это работает!
— Вы уверены, что дело именно в говне?
— Мужчина, вы мне голову не морочьте. Эклеры брать будете?

Топ-5: как написать

Есть три варианта написания:

ТОП-5 чего-то там
Топ-5 чего-то там
Top-5 чего-то там

Все три варианта — тупые, нерусские, корявые и блевотные. По-русски правильно так:

Пять главных ошибок в чем-то там
Пять примеров чего-то там
Пять советов о чем-то там

Занесите в протокол.

2021  

Ксения Собчак и тщетность российской жизни

У Ксении Собчак вышло видеоэссе о людях, которые проводят массовые марафоны: желаний, женской энергии, бизнеса, успеха и личностного роста.

Мне в этом эссе понравилась мысль, которую озвучивает психолог Светлана Комиссарук: человек в России убежден, что от него ничего не зависит. Как бы он ни голосовал — будет Путин. Как бы он ни работал — зарплата не изменится. Что бы он ни делал — он не «поднимется». И его дети тоже.

Все эти марафоны желаний как раз дают иллюзию, что ты попадешь в новый круг. Они обещают, что ты возьмешь жизнь в свои руки. От твоих действий наконец-то что-то зависит.

Я читаю эту мысль так. Если сравнить продавцов личностного роста с обычными курсами повышения квалификации, то разница будет в обещании читателю.

Обычные курсы обещают: «У нас ты получишь навыки, инструменты и технологии».

Марафоны желаний обещают: «У нас ты получишь контроль над своей жизнью».

Одна из претензий Собчак в том, что на марафонах рассказывают банальные истины с примесью эзотерики. Но смысл не в содержании марафона, а в обещании. По всей видимости, людям нужно некое ритуальное действие: «Вот я сюда заплачу, и теперь моя жизнь в моих руках, я живу по своим правилам». Похоже, что на марафонах продается именно это. И оказывается, что это очень востребованный продукт.

Короче: побеждают те, кто в мире читателя.

Обсудил это с Леной Лосевой, и она добавила:

Отсюда покупать курсы и не проходить их. Ведь если курс не сработает, то и шанса что-то изменить — тоже нет.

Такая вот барабулька.

Позитив, добро и HR-бренд

История из 2019 года, но сейчас тоже актуальна.

Некая компания поняла, что у нее трудности с поиском сотрудников. Решили развивать HR-бренд: чтобы окружающие думали, что там классно работать. Для этого придумали спонсировать конференции, снимать интервью, то-сё. И среди этого придумали писать статьи — например на Хабр.

Собираются юрист, пиарщик, кадровик и редактор.

Редактор говорит: «Нужно написать о том, как мы решаем конфликты в компании».

Пиарщик: «Конфликты — это негатив! А наша компания должна транслировать только позитив! Напишите не про конфликты, а про решение проблем! Нет, стойте... Проблемы — это тоже негатив. Возможности! Напишите, что мы создаем возможности!»

Кадровик: «Да! Иначе люди подумают, что у нас в компании есть конфликты, это разрушит наш ичар-бренд! Давайте про возможности, причем важно подсветить наши преимущества: гибкость, динамичность, индивидуальность и плоскую структуру принятия решений. Такую формулировку я смогу согласовать у президента компании и на совете директоров»

Юрист: «Мы не можем гарантировать решение всех конфликтов, поэтому такая формулировка некорректна!»

Итоговая тема:

Как наша гибкая и динамичная компания с индивидуальным подходом и плоской структурой создает возможности для всех и для каждого

Все смотрят на это, и кто-то добавляет: «Нужен восклицательный знак».

Паша Федоров о трудоустройстве редакторов в бренд-медиа

Конспект вот этого интервью с Пашей. Речь идет о работе редактором в компании «Палиндром»

«Палиндром» на старте и сейчас

«Палиндром» начинал как пара человек, которые делают бренд-медиа. Теперь в команде более ста человек, которые работают над спецпроектами, контентом, соцсетями.

Бренд-медиа — это интернет-издание или журнал для бренда. «Палиндром» создает условия существования бренд-медиа, где интересы бизнеса совпадают с интересами читателя. Так интернет-издание не превращается в стенгазету для директора.

Сейчас редакционная команда — треть от коллектива «Палиндрома».

В производстве медиа есть две глобальные части: производство и общение с клиентом. Вторым занимаются менеджеры. Самый большой отдел — это дистрибуция.

В «Палиндроме» много авторов-фрилансеров: 50-60 человек.

Часто у вакансий указывают зарплаты, но иногда прямо спрашивают, сколько бы хотел получать. Фразы «обсудим это после оффера» и «поговорим об этом на собеседовании» помогают отбросить токсичных людей.

В «Палиндроме» всегда открыта вакансия редактора, потому что редакторы нужны всегда.

Отклики на вакансию

Редактор — не всегда про творчество. Это не про написание текстов под пледом на подоконнике. В редактуре мало творческой работы.

Большая ошибка при отклике на вакансию — думать, что нужно только уметь писать. Главное — уметь разговаривать. Некоторые авторы «отвалились», потому что вовремя не задали нужный вопрос. Не стоит забывать о навыке переговоров.

Главредам (шеф-редакторам) в запускающемся издании будет тяжело. Нужны организаторские способности. Сейчас в «Палиндроме» семь главредов, требуются еще три.

В откликах часто люди пытаются показать себя креативными, а получается наоборот. Присылают резюме в виде рэпа, в стихах. Таких много, а выделяются самые простые и понятные.

Писать в личные сообщения, на корпоративную и личную почту тоже не стоит — всегда есть специальная форма для отклика. Так все резюме находятся в одном месте. Сделайте ровно так, как просят.

В откликах часто пишут, что читали «Пиши, сокращай». Покажите лучше, что вы что-то запомнили из этой книги. То же самое с курсами. Недостаточно делать и выкладывать в соцсети конспекты по курсам, нужно оставлять от курсов что-то полезное внутри. Сам факт прохождения курса ни на что не влияет.

Есть небольшая разница между редакторами из разных городов. Например, редакторы из Москвы хотят чуть больше денег. Имеет значение часовой пояс. Но хорошо работать человек может вне зависимости от региона.

Главный орган хорошего редактора

Главред может не писать и не редактировать тексты. Ключевая часть — «глав».

У редактора не должно быть «лапок», но могут быть «лапища». Не стоит беспрекословно подчиняться правкам клиента, но и отказываться сотрудничать тоже. Человек, который сливается, в глазах клиента сразу теряется.

Важно быть неравнодушным. Даже если принесли задачу в пятницу вечером, но ты берешь и делаешь ее — это хороший признак. Неравнодушный — тот, кто берет ответственность на себя.

Если человек хорошо работает, у него быстрый вертикальный карьерный рост. Когда люди вытаскивают проекты, это достойно, чтобы платить большие деньги. За год в редактуре некоторые сотрудники выросли в два раза по зарплате.

Чтобы стать главредом или выйти сразу главредом, нужны навыки менеджера. Если главред пишет тексты за редакторов, он получит за них гонорар и вопросы от клиента.

Человек может прийти редактором в «Палиндром», но стать главредом. Нужно показать, что ты умеешь подходить к своему изданию комплексно, с разных сторон. Если горит дом, его нужно тушить, а не  расставлять предметы по полочкам.

Нормальное желание — когда редактор устает от издания и хочет сменить деятельность. Если человек стремится к большему или другому, у него есть такая возможность.

Редактор попадает на радар с помощью связей в редакторском сообществе. Но дальше он сам. Факт того, что кто-то о нем знает, только открывает дверь на собеседование. Если дальше по работе человек не тянет, то никакая репутация и известность в тусовке не поможет.

Ответы на вопросы читателей

— Есть ли верный способ узнать на этапе знакомства, что редактор неадекватен?
— Нет, бывают осечки. Но есть черный список. Туда Паша Федоров добавляет факаперов и тех, кого проверенные люди считают факаперами. Большая вероятность попасть туда после неудач на переговорах или после увольнения, например, в день найма. Когда по-настоящему подвел, а не допустил промашку.

— Есть ли в Палиндроме стажировки?
— В Палиндроме скоро появятся стажировки. Стажировка должна быть эффективной и для компании, и для человека. Пока у компании не было такой возможности, но теперь будет.

— Какие KPI есть у редактора?
— Базовый KPI в медиа — это количество выпущенных материалов в соответствии с критериями. У выпускающего редактор все сводится к качеству и количеству. Главред думает о конверсии. А посещаемость — это совокупный KPI для всех.

— Какие чувства должны были родиться у предполагаемого редактора Палиндрома после разговора?
— «Кажется, ничего сверхъестественного в запросах нет. Пойду, откликнусь!»

Вызов главреда: идея на миллион и 30 тысяч

1 ноября стартовал вызов Главреда о бренд-медиа. Смысл в том, чтобы предложить идею для бренд-медиа, а «Палиндром» пошел бы с ней к клиенту. Автор лучшей идеи получит 30 тысяч рублей, а всего на призы мы потратим 100 тысяч.

Ольга Смирнова пишет в «Инстаграме»: «Интересно, много ли найдется людей, которые продадут свою идею на миллион за 30 тысяч?». Резонный вопрос. Вот как я это вижу:

Сама по себе идея стоит ноль. Например, я придумал издание про родительство. У меня эта идея в голове, но самого издания нет. Нет статей, нет сайта, нет команды и денег на зарплаты; нет бюджета на продвижение; нет заказчика; нет ООО, с которым я выйду на тендер. В таком виде моя идея стоит ноль.

Идея может быть бредом, а вы — гением. Например, вы придумали роскошное издание про хомячков. Но у нас нет заказчиков на медиа про хомячков. Мы покрутим эту идею и предложим ее производителю корма для домашних животных. И если всё срастется, вы будете главным кандидатом на роль главреда.

Вас увидят. После конкурса останется таблица людей со здравыми идеями про бренд-медиа. Все, кому нужны главреды и шеф-редактора, будут сверяться по этой таблице. Даже если вы не на первом месте, к вам будут приходить с предложениями — может быть, не такими роскошными, но вполне рабочими. Можно будет выбирать.

Контакты решают. Одно дело — когда малоизвестный (пусть и гениальный) редактор предлагает компании запустить блог и пишет для этого на info@... Другое дело — когда это делают люди с портфелем реализованных проектов и репутацией. Эти люди знают, кому звонить, с кем поговорить, на какой адрес написать письмо, а с кем выпить водки.

Ну или. При этом конкурс — дело добровольное. Если ваши идеи реально стоят миллион и вы знаете, как этот миллион получить — получите его.

Но если хотите заявить о себе на рынке — заходите на конкурс, дедлайн — 14 ноября.

2021   вызов

Как вас зовут в почте и Телеграме

Пишет мне знакомая: «Есть хороший автор, ищет работу, у тебя есть вакансии?» Говорю, что всегда ищу авторов в «Кинжал» и чтобы знакомая написала мне. Она пишет. Допустим, ее зовут Оля, но на аватарке у нее корейский юноша, а имя в Телеграме — Jon Su. Причем она не кореянка, которая взяла российское имя для удобства, — она русская, которая назвалась в честь чего-то корейского.

Мы общаемся, потом мне нужно взять паузу. Время проходит, и я уже в жизни не вспомню ни эту аватарку, ни корейское имя. Понятно, что если бы Оля была гением текста и мне бы жизненно необходимо было ей написать, я бы ее нашел. А так — нет.

Или я закидываю в чат вакансию от клиента. Говорю: «Если интересно, пишите мне». Пишет, например, Façade Horrible, а на аватарке жопа, а из жопы розочка. Пишет: «Привет! Хочу откликнуться...». И мне теперь нужно спросить у него: «Как тебя зовут?». А когда я буду знакомить его с клиентом, нужно будет представить его гражданским именем, а еще попросить заменить аватарку. Чтобы не морочить себе голову, я отвечаю: «Опоздали, уже есть кандидат».

Или пишет мне в почту Бронислав Танков с вопросом по моему курсу. Я на голубом глазу: «Бронислав, чтобы что-то там, нужно вот это». А мне в ответ: «Я Мария». Кому от этого удобно?

В «Инстаграме» постоянно пишут предложения в духе «Возьмите меня на работу редактором». Кто пишет? «Тексты и волшебство», «Оля Тексты», «Котик Необыкновенный», «Таро Краснодар» и «Дыхание маткой». Как мне с вами общаться? «Здравствуйте, Тексты, конечно, приходите ко мне работать»?

Кто-то увидит в этом тексте, что я кровавый мудила, который угнетает фанатов кей-попа (тогда купите мерч); а кто-то поймет, почему его часто игнорят в переписке.

2021   дурь

Как обращаться к читателю в рассылках

В этом тексте отвечаю на три вопроса:

  1. Как обращаться к читателю рассылки — на «ты» или на «вы»? Допустимо ли обращаться на «ты»
  2. Нормально ли обращаться по имени?
  3. Что делать с родом? «Ты сделал(а)» или «Ты сделал / сделала»? Или как?

Теперь по порядку.

«Ты» или «вы»

Если рассылка массовая, то есть одно и то же письмо рассылается множеству людей, обращаться нужно однозначно на «вы». Потому что на «ты» допустимо обращаться только персонально. Массовая рассылка по определению не может быть персональной.

На «ты» можно обращаться только тогда, когда письмо персонализировано и вы уверены, что это будет уместно. Например, это рассылка по узкому кругу знающих и любящих вас клиентов, с которыми вы и так на ты. И вы каждому предлагаете персональный промокод.

Во всех остальных случаях лучше на «вы». Не ошибетесь.

По имени

Обращение по имени предполагает, что письмо написано специально для читателя — то есть в нём есть что-то такое, что касается именно его, а не какого-то другого.

Например:

Подборка товаров на основании лично его истории покупок
Предложение лично ему на основании его поведения, интересов, истории
Персональный промокод или реферальная ссылка
Информация по его заказу
Просто личное письмо (тогда это не рассылка)

Если это единое массовое письмо, которое в неизменном виде отправляется всем, то обращаться по имени — некорректно. Читатель думал, что это лично для него, а это массовый спам, горите в аду, суки.

Окончания

Допустим, вы обращаетесь на «ты», и в тексте должно быть: «Спасибо за то, что предзаказал(а) наш новый...». Тут два варианта:

Если умеете, настройте автоматику, чтобы девочки получили письмо с «предзаказала», а мальчики — с «предзаказал». В «Мейлчимпе» это делается двумя строками кода.

Если не умеете, напишите на «вы».

Ошибка

Когда в рассылке написано «Ты заказал(а)», получается так: мы делаем вид, что обращаемся лично к человеку, но на самом деле нам настолько насрать, что мы даже не уточнили, кто перед нами — мальчик или девочка. Как в анекдоте:

Договор с читателем

Этот текст для главредов и издателей. Сначала в нем 15 минут духоты, а потом простейшие выводы, но полученные сложным путем. Выводы такие:

Если ты хочешь обучать людей, сначала нужно получить их тщательное, прочувствованное согласие.

Просто производить обучающий контент и пихать его во все каналы — опрометчиво. То же самое касается мнения, позиции и оценок.

Если припереться со своим уставом в чужую ленту новостей, можно отхватить.

Контекст и теория

Представьте, что читатель заключает с вами договор: «Ты мне... а я тебе за это...». Ниже примеры.

Договор для этой статьи: «Ты мне полезные знания о коммуникации, а я тебе 15 минут времени»

Договор перед моим курсом о соцсетях: «Ты мне — ясную картину, как мне вести соцсети, а я тебе 5 тысяч рублей и 20 часов времени»

Договор перед запуском «Тиктока»: «Ты мне много положительных эмоций и немного сексуального возбуждения, а я тебе — свое бесконечное время и внимание по 15 секунд за раз»

Договор на бесплатный вебинар по промостраницам: «Ты мне объяснение, как делать промостраницы, которые мне нужны в работе; а я тебе — час своего времени и координацию, чтобы прийти к моменту старта»

Здесь в первой части уже набившее оскомину полезное действие — ответ на вопрос «Почему читатель сам захочет потратить на этот текст время и силы?». Тут вы всё знаете.

В правой части здесь воспринимаемая стоимость продукта: сколько у меня уйдет денег, времени и усилий. Если текст займет у меня час (на глаз), то я буду ожидать от него больше пользы, чем от видосика на 15 секунд. Интервью «Вдудя» на час должно быть интересным; а тиктоки могут иной раз и быть проходными, невелика беда.

Что с этим делать

Вся эта телега пишется ради вот этой мысли:

Договор нужно явным образом заключить.

То есть читатель должен совершить какое-то действие, через которое проявит свою волю заключить именно этот договор. Желательно — несколько раз. Например:

Вы перешли ко мне в блог из Телеграма. Для этого вы произнесли себе: «Так, Ильяхов там опять что-то написал, надо посмотреть». Вы оценили подводку и заголовок в самом Телеграме. Вы кликнули на заголовок. Вы прочитали начало статьи, где я вас предупредил, что будет душнилово и теория. Вы продолжили чтение. Я насчитал четыре проявления вашей воли. Есть все основания полагать, что вы как минимум прочитаете половину, несмотря на духоту и отсутствие сторителлинга.

Вы купили курс, нашли пароль от личного кабинета, залогинились и нажали «Начать учиться». Это как будто вы поставили четыре подписи в договоре. Может быть, вы пройдете не весь курс, но хотя бы вы досмотрите его до первых инсайтов, прости господи.

Вы открыли «Тикток». Вам показали ролик, и если вам весело, вы смотрите. Если скучно — свайп вверх или закрыть приложение. Каждые 15 секунд вы обновляете контракт.

Вы записались на вебинар, открыли приглашение, кликнули на кнопку, вошли в вебинарную комнату. Четыре раза вы сказали мне: «Да, Максим, дай мне информацию по промостраницам».

Проблемы с договором

А теперь главный вопрос: всегда ли мы так организуем среду, чтобы у читателя был шанс заключить с нами договор? Примеры:

Когда я листаю ленту «Инстаграма», я не могу согласиться или отказаться от следующего поста. Он приплывает ко мне снизу. И если там что-то, что мне не нравится, мне это неприятно. Например, если я пришел потупить в «Инсту» между делами, а меня какие-то коучи стали учить жизни, мне это будет неприятно, и я им напишу в комментариях какую-нибудь гадость.

Когда мне звонят с незнакомого номера, а ассистент «Яндекса» этот номер не определяет, у меня нет возможности согласиться или отказаться от звонка. Я не знаю — это курьер мне звонит, из налоговой, спамеры или мошенники. Формально я снимаю трубку, но это совершенно не значит, что я готов говорить.

Я открываю банковское приложение, а оно начинает грузить меня онбордингом. Я хотел узнать срок окончания вклада, а меня заставляют изучать новые возможности валютных переводов. Да идите вы на хер, где тут крестик?

То есть иногда дизайн, среда, воркфлоу, юикс и как хотите называйте, — вот эта штука не дает читателю принять условия контракта.

Откуда дровишки

Натолкнулся я на эту мысль так: у меня была рассылка «Сильный текст». Чтобы на нее подписаться, читателям нужно было зайти на сайт, нажать на кнопку, ввести номер карты, смс-код, все дела. Далее им приходили письма, и каждый раз читатель должен был открыть письмо от меня. Каждый контакт между мной и читателем был строго законтрактован.

Я написал таких сто писем, многие из них зашли на ура, я получал отклики, люди обсуждали. «Классно, — думаю, — нужно поделиться самым важным в соцсетях». Беру текст из рассылки, переношу в «Инстаграм» — и вижу, что у читателей протест. Прямо вот хочется поспорить.

Я смотрю: ну да, моя мысль расходится с тем, что люди обычно думают. Да, я подвергаю сомнению их устои. Но ведь читателям рассылки это понравилось, в чем разница?

А разница в том, что мои подписчики в «Инстаграме» имеют со мной другой договор. Они листают ленту, чтобы почувствовать себя лучше в минуты тревоги и прокрастинации. Если я хочу ломать их картину мира своими идеями, мне нужно получить их согласие.

А для этого что надо было? Предложить заключить договор. Например, «Тема статьи будет такой, если интересно — свайп туды».

Гонорар и компенсация

Гонорар — это награда за то, что вы создали некую ценность для клиента, признание и объективное измерение пользы от вашей работы. На фрилансе обычно платят гонорар.

Компенсация — это деньги, которые платят за страдания в компании: невыпущенные проекты, ненужную работу и бессмысленные совещания. В корпорациях обычно говорят о компенсации.

Компенсация часто не только деньгами, но и страховкой, питанием и личным транспортом. То есть страдай, но хорошо кушай, не болей и приезжай на страдания вовремя.

Ещё есть зарплата — ты поработал 22 дня, тебе заплатили. Какой получился результат — это уже отдельный разговор.

2021   дурь

Сообщение от Вселенной

Здравствуйте! Это Вселенная. Часто в директ пишут по поводу всякой ерунды. Мне кажется, произошло недопонимание. Позвольте пояснить.

Мне безразлично, какой у вас диплом и где вы трудоустроены. Если у вас диплом журналиста и вы работаете журналистом — окей. Если у вас диплом инженера и вы работаете копирайтером — окей. Это не я вам придумала университеты, дипломы и специальности. Если вы работаете редактором без диплома — мне безразлично. Как хотите, так и работайте.

Мне безразлично, какие у вас клиенты — богатые или бедные; спокойные или нервные; выносящие вам мозг по выходным или отправляющие предоплату. Вы сами выбираете себе клиентов. Если вы думаете, что это я вам направила плохих клиентов — это не я. Мне безразлично. С кем хотите, с тем и работайте.

Мне безразличен ваш заработок. Многие думают, что если они оборзеют и возьмут слишком большой гонорар, то я приду и как-то накажу. Алё, это не я вам деньги придумала. Я не слежу за вашим заработком. Моя задача — чтобы у вас гравитоны гравитонились. Сколько у вас виртуальных денег на виртуальных счетах в придуманных вами же банках — мне безразлично. Сколько хотите, столько и зарабатывайте.

Еще меня удивляет, когда говорят, что кому-то надо вести блог, чтобы была экспертность. Кому надо? Зачем? Кто это придумал? На меня не смотрите. Я придумала, что всякой энергии надо искажать пространство-время. Если вы работаете без блога и привлекаете клиентов через «сарафан», мне это безразлично. Что хотите — то и ведите.

Ну и моё любимое. Многие считают, что есть некий баланс: если страдаешь, тебя вознаградят. Если ты работаешь с трудным клиентом, ты почему-то крутой. Если ты взял 150 тысяч за текст на одну страницу, ты преступник и кто-то тебя накажет. Если ты 10 лет работаешь с одним и тем же клиентом и не повышаешь цену, то ты праведник и Вселенная тебя за это вознаградит. Ребзя, я вообще этим не занимаюсь, мне безразлично. Как хотите, так и страдайте. Я не веду счет, я никого не вознаграждаю и никого не наказываю.

Короче, если вопросы по элементарным частицам и полям; если непонятны принципы действия гравитации; если вы пытаетесь раскурить топологию пространства-времени — это ко мне. Всё остальное — ваша жизнь, ваша работа и ваша ответственность. Мне безразлично. Как хотите, так и работайте.

Про песню «Я в моменте» и узнавание себя

В «Тиктоке» люди часто снимают штучки под песню Джарахова «Я в моменте». И там хорошо видно, что на месте «Я» в этой песне стоит не Эльдар и не его подельник Маркул, а сами тиктокеры. Может быть, Джарахов написал эту песню про себя, но вирусится она только потому, что другой человек может себя поставить на место этого «я». Не Эльдар в моменте, а Алена из Ростова; Оля из Нижнего; Витя из Ярославля. Кто в моменте — тот и делает репост этой песни.

Это важное знание о читателе: с огромной вероятностью ему насрать на тебя, автор. Даже если он ставит тебе лайк и говорит «Как здорово написано», это не про тебя. И лайк этот не тебе. Этот лайк — про читателя: «Я умный», «Я оценил». «Мне не важно, что ты в моменте — мне важно, чтобы в моменте был я».

Вообще в Тиктоке это очень хорошо видно. Вирусится и трендится не умное, не полезное, не меняющее жизнь. Вирусится то, что отражает зрителя таким, какой он есть. Вообще главный источник жизненной силы Тиктока ровно в этом — в стремлении человека показать себя.

Ну и из «Соляриса» можно дернуть строчку:

Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало… Мы бьёмся над контактом и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!

Ровно та же мысль — в заметке про Левана Горозию и группу «Марсель».

Что с этим делать? Да хер его.

Ресурсный подход в работе с клиентом

У инстаграмщиков и инстаграмщиц есть понятие «ресурсное состояние» — по-русски это «не слишком затрахалась». Считается, что нужно жить и работать в ресурсном состоянии, а если нет — надо заземлиться и найти себя. Нечто похожее есть в редактуре, только лучше.

Допустим вы ведете соцсети диетолога. К диетологу обращаются люди, чтобы она им сказала есть курочку с сельдереем. Но сначала она просит всех клиентов составить свой дневник питания, чтобы они осознали, что жрут бургер.

Какой пост вам будет проще сделать — разбор очередного дневника с бургерами или статью о бургерном метаболизме на основе медицинских источников?

Или вы ведете соцсети школы английского. Вам нужно снять тикток про пэссив войс. К кому вы пойдете — к одному из учителей школы или к случайному человеку на Авито?

У вас соцсети кофейни с красивым интерьером, люди у вас с удовольствием фотографируются. Вряд ли у вас в аккаунте будут фотографии кофейни из фотобанка. Вы смекнете, что нужно постить фотографии ваших же гостей. Вы придумываете акцию кто сфотографируется и выложит фото с нашей отметкой — тому карта лояльности. А если мы возьмем вашу фотографию к себе в канал, вам будет лимонад за счет заведения.

Короче: умные редакторы и сммщики постоянно думают, чего у них много. Клиентов и их случаев? Вопросов? Фотографий? Учебных материалов? Знаний сотрудников? Подслушанных цитат? Фоток с камеры наблюдения? Смешных ляпов учеников? Дневников питания? Инвестпортфелей? Это мы называем ресурсом. На основе этого ресурса мы делаем полезные материалы для людей.

Вроде логично, но есть нюанс: на проклятых инстакурсах учат не смотреть на свои ресурсы, а действовать по заранее заготовленному контент-плану. «Сегодня среда, значит мы делаем подборку книг и цитат великих людей!» И плевать, что у нас нет ни книг, ни великих людей, потому что мы парикмахерская.

Умные сммщики используют доступные ресурсы и благодаря этому сами в ресурсе. А остальные тужатся, чтобы выжать из себя контент по плану, но текст не идет. Наверное, виноваты текстовые пробки.

Синдром коллекционера

У музыкантов есть «Синдром зависимости от железа» — когда человек убежден, что ему обязательно нужно купить новый синтезатор, микшер или что там новое вышло. В голове такая мысль: «Сейчас найду тот самый синтезатор, и тогда музыка пойдет!» Но он покупает устройство, пользуется им полчаса, музыка не прет. И тут же на горизонте появляется следующий синтезатор.

Похоже у редакторов: многие озабочены поиском «той самой» книги, канала, блогера или подкаста. «Вот у меня сейчас не получается, но я найду ту самую книгу, и тогда попрет». И начинается бесконечный обмен подборками книг, скупка подборок на «Озоне», выкладывание в соцсети и публичные обещания: «Ну, знания, держитесь! Читальный челлендж! Все отложу и буду только читать!» Карьера при этом не двигается.

В глубине души мы понимаем: чтобы что-то получилось, это нужно делать, а не читать. Не наблюдать со стороны, а быть в гуще событий. В идеале — под руководством наставника, чтобы кто-то давал обратную связь.

Книги, безусловно, читать нужно. Но не просто классные книги из подборки блогера, а книги с ответами на ваши вопросы. Иначе ничего не останется в голове. Книга — это не файл, который вы загружаете в голову и автоматически начинаете применять знания. Это собеседник, у которого могут быть ответы на ваши вопросы — но только если у вас они есть.

А появляются они только на практике.

К кому возвращаются клиенты

У нас тут цикл заметок об отношениях с клиентом. И вот вопрос: к какому мастеру клиенты возвращаются, а от какого стараются держаться подальше?

Возьмем кондитеров. Представьте, что у вас есть ребенок, у него скоро день рождения и вы хотите заказать для него торт с Эльзой из «Холодного сердца».

Один кондитер работает так:

  1. Вы отправляете ему заказ в «Вайбер». Пришлось установить это приложение, чтобы написать кондитеру. Вам важно, чтобы крем был ванильным, а не шоколадным. Срок — к вечеру пятницы, потому что праздник утром в субботу. Вы присылаете адрес доставки.
  2. Хотите отправить деньги на Сбер, но он просит отправить на какую-то другую платежную систему. Вы находите единственный в своем районе аппарат для приема денег, вносите предоплату
  3. Кондитер говорит «Оплата поступила, ожидайте торт тогда-то».
  4. Вечером в пятницу поступает сообщение: «Еще не готово, будет завтра утром». Вы оцениваете, что в целом, если кондитер доставит торт рано утром в субботу, еще не поздно.
  5. В субботу в 12:00 приходит сообщение: «Приезжайте забирать, я на месте до 14:00». Оказывается, доставка не предусмотрена.
  6. Вам приходится ехать за тортом на другой конец города, ребенок орет в детском кресле.
  7. Ваш шоколадный торт (ванильного крема не было):

А вот как работает другой кондитер:

Удобный способ связи и оплаты. У кондитера есть аккаунты во всех соцсетях и мессенджерах, чтобы вы могли общаться так, как удобно вам. Оплатить можно переводом, картой, счетом для юрлиц. После оплаты вы получаете чек.

Понимание задачи. Вы отправляете заказ, но кондитер решает уточнить детали:

Эльза на торте должна быть напечатана, скульптуркой или планочкой? Или можно поставить пластиковую игрушку Эльзы сверху, а торт сделать в виде ледяного замка? Вот этот — самый быстрый; вот этот — самый эффектный; вот тут — будет наиболее похожий на мультфильм

Почему именно ванильный крем? Обычно для «Холодного сердца» заказывают синий мармелад. Вам нравится идея, вы выбираете мармелад.

Почему именно вечером пятницы? Если торт простоит ночь, он немного осядет и может подтечь. Лучше изготовить его в ночь на субботу.

«Я не делаю доставку, но могу отправить курьера Яндекса, если вы готовы добавить доставку в счет»

По итогу кондитер присылает вам текстовое описание торта и фотографии с примерами, как это будет выглядеть. Вы согласовываете проект.

Контакт и решение проблем. В четверг кондитер говорит, что синий мармелад вывели из продажи. Можно сделать либо голубой мармелад, либо ваниль, либо вишню-шоколад. Вы выбираете ваниль. Вечером пятницы кондитер сообщает, что большой пищевой принтер дал сбой, и предлагает заменить принт поверх торта на принт на плашечке из белого шоколада. Показывает фото с Эльзой и Анной. Вы вспоминаете, что ваш ребенок больше любит Анну, чем Эльзу. Вы согласовываете новое решение.

Утром в субботу кондитер уточняет, ко скольки отправить торт. У вас изменились планы, ребенок себя неважно чувствует, поэтому вы просите выслать торт немного позднее.

Соответствие ожиданиям. Торт приезжает ровно к нужному вам времени, полностью согласованный, ровно как вы ожидали. Приятный бонус лично для вас — набор кофейных дрип-пакетов, чтобы пока ребенок радуется торту, вы бы могли спокойненько этсамое (этого не произойдет, но мысль об этом вас греет).

А вот и ваш торт. Внутри он ровно такой, какой вы согласовали:

Как вы думаете, к какому кондитеру будут чаще обращаться и почему? И как эти принципы переносятся на работу копирайтера или редактора?

Это продолжение цикла заметок о клиентской работе в редактуре. В прошлый раз говорили о поиске подходящих клиентов. Следующий шаг — ресурсный подход.

Как находить подходящих клиентов

Допустим, вам 21 год. На вас обратил внимание мальчик или девочка. Знаки внимания, флирт, то-сё. Нужно ли вам сразу жениться или выходить замуж? Очевидно, что нет: нужно сначала притереться. И если вы поймете, что вам с этим человеком некомфортно, лучше не ввязываться. Лучше даже до секса не доводить.

Но иногда бывает так: тебе 21 год и ты думаешь, например, так: «Нет, ну у этой девочки, конечно, проблемы с головой, но у других девочек всё еще хуже. По крайней мере, эта девочка порядочная и не предаст меня, как та шлюха...» И женишься. А потом семь-восемь лет жалеешь об этом и думаешь, как бы выбраться.

Почему такая дичь бывает? Из-за неуверенности, низкой самооценки, тревоги, инфантильности и отсутствия жизненного опыта. Еще бывает по залету, но нам для этого примера это не поможет.

Так вот: в клиентской работе то же самое. Если вы плохо друг другу подходите, не совпадаете стилями, у вас несовместимые взгляды на жизнь и вы друг другу неприятны, у вас мало что получится.

При этом часто копирайтеры игнорируют интуицию и всё равно работают с такими людьми. Что у таких авторов может быть в голове:

❌ Это единственный клиент на свете (в нашей стране, в нашем городе, из моих знакомых)

❌ Я так плох, что никто другой со мной не захочет работать

❌ Другие клиенты еще хуже. Этого я хотя бы знаю

❌ Это же просто работа, надо потерпеть

❌ Все клиенты плохие, одного на другого менять — только время терять

Что делать? То же, что и в личной жизни: встретить другого клиента. Этот — не последний. Точно так же, как вам встретился первый клиент, вам встретится второй, третий и десятый. Работать с тем, с которым вы совпадаете взглядами или стилем работы. Просто окружать себя людьми, письмам от которых вы рады, а не сжимаетесь.

Можно также применить принцип из предыдущей заметки: не ждать, что вам встретится идеальный клиент, а из доступных вам клиентов выбирать наиболее приятного. Не идеального, а лучшего из доступных. Чем лучше вы работаете, тем больше клиентов вам становятся доступны. Со временем вы будете выбирать из великолепных, близких вам по духу людей.

Работайте с людьми, которые вам подходят. Вы себя не на помойке нашли. В семейной жизни тоже.

Это продолжение цикла заметок о клиентской работе в редактуре. Следующий шаг — почему клиенты могут не хотеть к вам возвращаться.

Писать о том, что прет

Это продолжение разговора о быстрой и вдохновенной работе.

В 2010-х была такая фраза: Do what you love. Многие ее понимают так: «Заниматься нужно только тем, от чего тебе хорошо, а остальным заниматься не надо». А значит:

❌ Нужно найти любимое дело (обычно это музыка, танцы, живопись и медитация)

❌ Нужно заниматься только им. В случае с копирайтингом — писать только об этом

❌ Заниматься всеми остальными делами нельзя

А всё наоборот: нужно заниматься чем получается и постепенно всё чаще выбирать из этого то, от чего тебя прёт. Не сидеть на заднице в ожидании заказа мечты, а выбирать лучшее из возможного.

Вот ты копирайтер, сейчас у тебя один заказ про стальные подшипники. Тебе не нравится тема подшипников, но у тебя нет другого заказа. Ты пишешь про подшипники, но параллельно думаешь, как бы тебе писать о том, что тебе более интересно — например, об искусстве.

Проходит какое-то время. Ты находишь несколько мест, где у тебя могут заказывать тексты об искусстве, но у них там сейчас нет задач. Ты пишешь о наполнителях для туалета.

Пока ты пишешь о наполнителях, ты вникаешь в тему домашних животных. У тебя как раз кот и собака, есть какой-то опыт дрессировки. Для этого же клиента ты уже пишешь про ошейники. Потом про косточки. И как-то тебя затянуло в звериную тему и ты автор самого интересного в рунете блога про зверей. Работа дается легко, заказчик адекватный, ты хорошо зарабатываешь.

А что с искусством? Ну, не сложилось. Ничего страшного. Сейчас уже не до искусства, потому что нужно поехать на конференцию пет-блогеров.

Что произошло:

✅ Занимаешься параллельно несколькими делами

✅ Из тех дел, в которых ты полезен, выбираешь самое интересное

✅ Со временем ты настолько хорошо в этом разбираешься, что можешь заниматься только этим и хорошо зарабатывать

Следующий шаг — выбор клиентов, с которыми вам будет хорошо.

Время на изучение материала

Представьте, что вы не автор текста, а спортсмен олимпийской сборной какой-нибудь небольшой страны. У вас настолько маленькая страна, что вы единственный спортсмен на все виды спорта.

Вам нужно выступить в стрельбе из лука. Вы две недели тренируетесь стрелять из лука, чтобы хоть что-то и как-то. За две недели вы ничего не успеваете и занимаете последнее место. Но нет времени расстраиваться, потому что следом нужно готовиться к гимнастике, а потом к бегу, а потом к метанию ядра. И везде вы не успеваете, при этом дико устаете.

Проблема очевидна: нужно развивать себя в каком-то одном виде спорта: тренировки всё ещё будут нужны, но со временем они будут становиться всё эффективнее. В какой-то момент вам для успешного выступления понадобится только выспаться.

Похожая ситуация в копирайтинге: если вы каждый раз беретесь за новую для себя тему, вы неизбежно будете тратить время на ее изучение, а результат будет так себе. А если вы пишете на одну и ту же тему, со временем вам нужно всё меньше подготовки, а результат становится всё лучше. И в случае с копирайтингом может быть промежуточный вариант: вы разбираетесь не в одной, а в нескольких темах. Но не во всех возможных.

В следующих частях расскажу, как к этому прийти. Будут примерно такие заметки:

Вдохновение и работа с прущей темой

Как выбор клиентов влияет на результативность вашей работы

Почему клиенты могут не хотеть к вам возвращаться (и что с этим делать)

Ресурсный подход — когда вообще не нужно собирать информацию к посту

Финал: когда все кругом виноваты и личная ответственность

Подписывайтесь, чтобы прочитать эти статьи в будущем, или не подписывайтесь, и их прочитают другие.

2021   работа

Как стать хорошим редактором

Как-то давно Людвиг Быстроновский произнёс в моем присутствии примерно такую мысль. Чтобы стать хорошим прыгуном с шестом, нужно уметь:

хорошо держать шест,
хорошо вставать в стартовую позицию,
хорошо разбегаться,
хорошо рассчитывать силы на бег и прыжок,
хорошо упираться шестом в нужное место,
хорошо отталкиваться от земли,
хорошо перелетать через планку,
хорошо приземляться.

Людвиг говорил это применительно к дизайнерам: там нет каких-то невероятных секретных приёмов, нужно просто хорошо делать базовые вещи. И большинство людей, которые претендуют на профессионализм, всю жизнь оттачивают мастерство в этих простых вещах.

В редактуре похожая ситуация. Чтобы быть востребованным и хорошо зарабатывающим редактором, нужно уметь делать простые вещи:

вовремя прийти на встречу с клиентом,
внимательно послушать клиента,
задать правильные вопросы,
четко понять задачу и сформулировать это понимание,
подписать договор,
реалистично распланировать работу,
держать клиента в курсе дел,
сформулировать полезное действие текста,
учесть контекст,
написать уместный и интересный для читателя заголовок,
придумать информативные и интересные иллюстрации,
разложить мысли по полочкам,
сочинить связные подзаголовки,
выразить мысли по схеме «идея + пример + антипример»,
удалить словесный мусор,
сделать текст кинематографичным (если нужно),
сделать текст читаемым,
оформить текст с учетом удобства читателя,
получить замечания,
обсудить замечания,
проработать замечания,
сдать работу,
получить деньги на счёт,
оформить рассказ в портфолио.

Это как пример такого усредненного проекта. Каждое действие довольно простое, не требующее каких-то фантастических умений. Нужен здравый смысл, методичность и готовность совершать эти действия всё лучше.

Но это в моём идеальном мире редакторов. А в реальности приходит человек и говорит: «Ничего не хочу, хочу карьерного коуча, зарплату 150 тысяч, креативные задачи, кружева слов и чтобы писать по вдохновению, мне так на курсах сказали». И всё сразу, без обучения и профессионального роста. Понятно, что этому человеку ещё очень далеко до профессии. Но ничего: кому надо — поймут это, а кому не надо — ну и хорошо.

Один пост, два подхода

У меня есть два почти одинаковых поста: одна и та же тема, один и тот же посыл, пересекающиеся примеры, в общем — это один и тот же пост, написанный с разницей в 8 лет.

Склонение названий — 2013 год
Склонение брендов — 2021 год

В первом посте была позиция «Кто не склоняет названия брендов — тот неправ и разочаровывает Пушкина». Во втором: «Маркетологи хотят, чтобы вы не склоняли бренды, но маркетологи могут пойти в жопу».

Оцените, насколько разные впечатления от этих двух постов. И угадайте, какой лучше «зашел».

Склонение брендов

Нужно ли склонять «„Икею“», или мы все должны ездить в «ИКЕА»? Правильно брать еду «из Макдональдса» или «из Макдоналдс»? Заказать фисташковый рулет «„из Андерсона“» или «из „АндерСон“»? Или вообще нужно говорить McDonalds с американским акцентом?

Смотрите: четкого правила нет, есть только традиции и интересы.

В русском языке слова склоняются и спрягаются. Есть небольшая категория заимствованных слов типа «пальто», но и они со временем ассимилируются и тоже начинают склоняться. «Вульгарный», «бельетаж» и «офис» уже давно не воспринимаются как иноязычные, а памперсы, ксероксы и фломастеры вообще происходят от брендов американских компаний. Поэтому, если вы говорите в России и по-русски, вы как носитель языка можете склонять любые названия.

Поехали в «Икею», взяли салат в «Макдональдсе», купили в «Ашане» файлов для офиса и памперсов для ребенка. На обратном пути в «Андерсоне» взяли фисташковый рулет. И всё это — на новом «Спортаже».

Маркетологи зарубежных компаний часто хотят, чтобы вы не склоняли их названия, потому что тогда якобы теряется узнаваемость брендов. Более того: они еще хотят, чтобы вы писали их бренды именно так, как они написаны в уставных документах или на вывеске:

Поехали в «ИКЕА», взяли салат в «Макдоналдс», купили в «Ашан» файлс для офис и Pampers для ребенка. На обратном пути в «АндерСон» взяли pistaccio roulette. И всё это — на новом Kia Sportage.

Да и пошли бы они в жопу.

Хлор и холера

Из достоверных источников мне стало известно, что холеры на самом деле не существует. Все люди, умершие якобы от холеры, на самом деле умерли от заражения кишечника бактерией Vibrio cholerae, а бактерии являются естественным природным явлением, поэтому не могут быть опасны.

Якобы ученые пишут, что заболеть холерой можно через общий колодец. Но сын маминой подруги недавно пил из колодца, а умер от обезвоживания. Получается, вода вообще не при чем. Власти хотят нас запугать, чтобы мы не пили из их колодцев!

Вообще в 18 веке никакой холеры не было. Это всё придумал индийский госдеп, чтобы чипировать население святой Руси.

Вообще у меня сильный иммунитет, поэтому холера меня не возьмет. Надо просто ставить чесночные клизмы с эфирными маслами, чтобы во время поноса был приятный аромат лаванды. А поносами страдали еще наши деды.

Холерная вакцина не дает стопроцентной гарантии, а кипячение воды лишает ее живых свойств. Чтобы на заразиться холерой, нужно иметь сильную ауру, быть сильным духом и знать свой путь.

Вообще собаки могут пить из луж, и у них никакой холеры нет! Наши дети тоже должны с детства привыкать пить из луж. А врачи наоборот хотят убить наш иммунитет.

Эпидемия холеры в Санкт-Петербурге в 1831 году — всего лишь историческая мистификация, чтобы скрыть массовые похищения людей инопланетянами. А так называемые холерные бунты — это сказка, сочиненная аппаратом Императора Николая I, чтобы задушить голос оппозиции.

Мыть руки при холере нельзя, потому что на руках образуется естественный защитный слой. Такой же слой образуется на фруктах и овощах, поэтому их лучше не мыть, не варить и не жарить. Вообще термическая обработка убивает питательные вещества, созданные природой, поэтому всё лучше есть сырым, это лучшая защита от холеры.

В так называемой дезинфекции воды на самом деле используется хлор — это опаснейший элемент! Если съесть много хлора, то можно умереть! Они в буквальном смысле хотят нас отравить! В 17 веке никакой дезинфекции не делали, и все мы жили до 40 лет и не тужили. А еще «хлор» и «холера» — похожие слова. Совпадение?

Вот такие посты мы будем читать в 2022 году.

2021   дурь

Конкурс по СММ: впечатления

Тут прошел вызов Главреда про вменяемый СММ. Победители:

Илья Еремин пофантазировал по поводу «Посифлоры»: проанализировал аудиторию, проработал сценарии чтения, нарисовал примеры постов, оформил всё в читаемом виде.

Иван Смирнов придумал стратегию для беговых курсов: спокойно в гугл-доке расписал аудиторию, сформулировал распространенные вопросы и факторы принятия решения, набросал от руки примеры постов.

Данил Павленко перебрал с оформлением, но зато проработал рубрики и нарисовал там посты.

Лия Цецхладзе сделала концепцию для эко-магазина — я не согласен с некоторыми решениями, но подача и стратегия стройная и убедительная. Сделано в Notion.so

Анна Акулова сделала презентацию об СММ для кофейни

У Дарьи Котловской — Инстаграм для косметолога

Никита Долгих пытается оживить СММ «Палиндрома»

Непонятная судьба работы Сергея Перевозчикова. Должна быть концепция работы в соцсетях, а получился кейс постороннего агентства. Сама работа интересная, хоть и местами автор говорит сам с собой на одном ему понятном языке; но явно не конкурсная.

Шестнадцать человек не подписали работы. У нас правило, что все работы должны подписаны — если хотите, можно псевдонимом.

Все результаты — в Гугл-таблице. Поздравляю участников.

Далее — разбираю ошибки.

Состояние современного российского СММ

«СММ нужен всем, даже тем, кому он не нужен»

В существенной части работ пытаются натянуть сову на глобус: придумать СММ для тех компаний, которым он совсем не нужен. Такое ощущение, что где-то есть курсы по «Инстаграму», и там всем говорят: «СММ поможет каждой компании на любом этапе всегда, главное — скачайте мой шаблон контент-плана». И несчастные люди пытаются это применить, а оно не применяется, потому что этой компании вообще не нужен СММ.

«Тут будет качественный контент»

У всех победителей есть примеры публикаций: хоть в наброске, хоть на уровне заголовков — но есть примеры. У тех, кто внизу списка — «Чтобы был хороший СММ, нужно делать качественный контент». Прямо так и пишут:

«Для качественного СММ нужен качественный контент и качественный дизайн» — хорошо, покажи этот дизайн и напиши немного качественного контента.

«Контент должен соответствовать интересам читателя» — расскажи, кто читатель, выпиши столбиком его интересы, напиши три публикации по интересам.

«Необходимо делать полезные и интересные публикации на вечные темы» — отлично, выпиши эти вечные темы и напиши пару публикаций.

«Нужно закрывать потребности людей» — какие у людей потребности и как их закрывать? Приведи пару примеров хотя бы.

«Помогут элементы сторителлинга» — отлично, покажи свой сторителлинг в соцсетях сталелитейного завода. Приведи пример настоящего поста.

«В шапке профиля мы сформулируем продающее УТП» — когда сформулируете?

Понятно, что это сложно — написать посты для примера, сделать дизайн, показать настоящие тексты и визуал. Но конкурс на то и конкурс, чтобы быть сложным.

В одной работе сказано: «Мы будем каждый день писать о вкусе наших кондитерских изделий». У тебя, например, 15 кондитерских изделий. Все они сладкие. Что ты будешь писать об этом каждый день? Покажи хотя бы два поста, где ты рассказываешь, что твои десерты сладкие. Попробуй составить из этого конкретный текст. И ты увидишь, что мысль «писать о вкусе десертов каждый день» не работает и нужно что-то другое.

А еще: если у тебя 15 кондитерских изделий и 22 рабочих дня в месяц, что ты будешь делать в оставшиеся 7 рабочих дней? А в следующем месяце? Вот вам и приземление теории на практику.

И тут Стив Джобс говорит: «Мы сделаем самый тонкий в мире ноутбук, такие молодцы!»

«Главное — завируситься и привлечь подписчиков»

Во многих работах такая идея: чем больше людей на нас подписаны, тем выше прибыль бизнеса. Но это не связанные параметры.

Например, если вы дог-френдли-кафе в Туле, у вас очень конкретный профиль клиентов: собаководы Тулы. Вам не нужны 800 тысяч подписчиков, которые будут лайкать ваш вирусный контент: потому что если человек не живет в Туле и у него нет собаки, у него нет повода к вам зайти. Вам нужны не соцсети — вам нужна уличная реклама и программа лояльности. И соцсети вам нужны как продолжение программы лояльности, а не как способ привлечения новых клиентов.

«Ссылка в шапке, вход через двор, спросить Анну Ивановну»

Были работы, где чтобы добраться до работы, нужно было перейти в шапку профиля, попасть на личный сайт автора, на сайте зайти в раздел «Работы», в работах найти ссылку на конкурсную работу. И это была видеопрезентация. Осталось запаковать в архив с паролем.

«Нет платформы, кроме Инстаграма»

Инстаграм — дьявольски неудобная платформа для текста. Если нужно написать текст, лучше использовать гугл-документы или notion.so. В крайнем случае — лонгриды VK. Если вы умеете делать дизайн, можно использовать «Тильду» и «Редимаг». Но не нужно пытаться всё упаковывать в посты в «Инстаграме». Их неудобно читать, неудобно листать, из них невозможно никуда перейти.

Почти все работы сосредоточены вокруг одного лишь «Инстаграма», будто других соцсетей не существует. А как дела в VK (66 миллионов пользователей в месяц)? Что там по «Дзену» (63 миллиона)?

Любые глупости и неудобства, лишь бы в Инстаграм выложить

Чего не хватает людям из «Инстаграма»

Если вы живете и работаете в «Инстаграме», вот над чем можно поработать:

  1. Изучите, какие еще бывают инструменты донесения информации: гуглдоки, ноушен, презентации, фигмы. Посмотрите, в каких сервисах сделаны работы победителей.
  2. Изучайте визуальное повествование. Если вы только пишете и не умеете ничего изображать, вы проигрываете. Если хотите с чего-то начать — начните с бесплатного курса в «Практикуме»
  3. Расширяйте кругозор, смотрите за пределы вашей ленты друзей. Сейчас 80% работ — это бессмысленое повторение штампов из курсов по запуску пустоты. Но мир намного богаче и разнообразнее, чем сториз вашего любимого инстаблогера.

Участвуйте в новых конкурсах, пробуйте свои силы.

Иллюстратор — Даня Берковский, храни тебя господь.

2021   вызов

Русско-инстаграмный разговорник

Если вы недавно в «Инстаграме», вам может быть трудно разобраться, о чём тут говорят. Этот разговорник для вас:

Душный русский

Волшебный инстаграмный

Найти работу

Найти свое истинное призвание

Отдохнуть

Вернуть себе ресурсное состояние

Спокойно работать

Находиться в состоянии потока

Понравиться

Попасть в сердечко

Блокнот

Блокнот идей

Занятия

Практики

Критика

Фидбек

Изображение

Визуал

Репутация

Личный бренд

Серийный предприниматель

Автор курсов о запуске бизнеса

Задача, проект

Челлендж

Случай

Кейс

Байки, сказки, фантазии

Сторителлинг

Лотерея

Гивэвэй (гивэвей)

Список покупок

Карта желаний

Не смотреть в телефон

Быть в моменте

Супруг или супруга всё оплатит

Вселенная мне поможет

Мне подарили бизнес

Открыла свой бизнес без мам, пап и кредитов

Доделать

Закрыть гештальт

Понять

Словить инсайт

Лично

В директ

Неуважение

Прогрев

Вредный

Токсичный

Необычный

Разрыв шаблона

Попробовать новое

Выйти из зоны комфорта

Узнать пин-код

Открыть денежный поток, впустить деньги в свою жизнь

Подумать

Четко визуализировать самые потайные желания

Анкета

Распаковка личности

Беззубый

Экологичный

Цикл видеолекций

Марафон

Скачал пиратские курсы

Вложил в своё обучение более 12 млн рублей

Презентация платного курса

Бесплатный марафон

Ответить покупателю

Закрыть возражение

Меня спросили

Мой директ разрывается от вопросов

Хочу рассказать

Меня часто спрашивают

Реклама

Случайно встретил, случайно нашел, наткнулся в интернете

Плохо продается

Даю последний шанс для тех, кто не успел

Не пользуется спросом

Реально меняет жизни

У меня незаконный кустарный бизнес без гарантий

Цена в директ, оплата на Сбер

Копипаст из интернета

Авторская методика

Подайте туалетной бумаги, пожалуйста

Скажите, где скачать ваш гайд?

Астрофизики до сих пор не знают, как устроена вселенная

Вселенная устроена так: вы отправляете свой запрос, Вселенная его исполняет

Не помыл руки, подхватил ОРВИ

Организм посылает сигнал, что пора отдохнуть и замедлиться

Мне нужно наполнять контент-план

Если этот пост наберет 100 лайков, напишу...

Вы обеспечиваете меня и мою семью

Вы — моя семья

Череда неудач

Ретроградный Меркурий

Хожу, живу такой

Магия повседневности

Устал покупать лайки

Лайктайм

Не знаю, о чем писать

Задайте мне вопрос

Поставьте лайк, пожалуйста

Мне нужно видеть вашу реакцию

Сижу без работы

Возник свободный слот

Спасибо: Андрею Зайцеву, Ксении Костюченко, Сергею Дыхничу, Анне Антиповой и Николаю Титенку из «Чата с батоном».

2021   дурь
Ранее Ctrl + ↓