Заботливый отказ

Когда человеку нужно отказать, мне помогает такой приём деловой переписки: если я вижу, что мой ответ существенно расходится с ожиданиями читателя, я проговариваю это расхождение.

Например, человек предлагает встретиться на следующей неделе, а у меня есть время для встречи только недели через две. Я напишу «Могу предложить встречу тогда-то. Я понимаю, что это очень нескоро, но это мое ближайшее окно».

Или у меня хотят забронировать тренинг, но их бюджет в пять раз меньше, чем мой гонорар. Тогда: «Тренинговый день у меня стоит столько-то. Я осознаю, что вы рассчитывали на другую сумму, поэтому пойму, если вам это не подойдет».

Или хотят провести тренинг только лично, а я сейчас веду дистанционно. Я напишу: «Могу провести только онлайн-лекцию. Понимаю, что это не соответствует концепции вашего мероприятия, но сейчас ничего другого предложить не могу».

Смысл в том, чтобы проговорить внутреннее несогласие собеседника: «Мы же сказали, что мероприятие очное, зачем он предлагает нам онлайн-лекцию?» Тогда собеседник понимает, что я его слышу и хочу сделать ему хорошо, но мои возможности ограничены.

А вот что будет, если сделать наоборот:

— Максим, давайте встретимся, дело срочное, хотели бы на этой неделе
— Могу встретиться только через месяц
— (Мы же сказали, что дело срочное! Ты нас не слышал?)
— (Я вас слышал и мне наплевать)

Вот чтобы не было этого «Мне наплевать», нужно проговаривать. Понимаю, что это может быть неудобно. Скорее всего, это не то, чего вы ожидали. Осознаю, что вы хотели совсем другого.

И еще вишенка на торте: «Что я могу сделать?»

— Максим, давайте встретимся на этой неделе
— Могу предложить встречу только через месяц. Понимаю, что это очень нескоро, но сейчас это самое раннее
— Жаль... Ну, давайте
— Может быть, мы можем что-то обсудить заранее, не дожидаясь встречи? Чем я могу помочь сейчас?

Дальше