Позднее Ctrl + ↑

Блогеры и медиа во время войны

Сидели в чате, пили водочку и подняли вопрос влияния военных блогеров на жизнь. Вот смотрели мы всех Шульманов, Дудей, Шихманов, Кацев, Лебедевых и прочее — и что? На что это повлияло за всё это время? Кто предсказывал, а кто пальцем в небо? Кто помог, а кто насрал в голову? Я собрал опросник и запостил в канал. Вот что узнал.

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ/МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ УПОМИНАНИЕ И/ИЛИ УКАЗАНИЕ НА ИНОАГЕНТОВ, НО КАКИХ ИМЕННО, С УЧЕТОМ БЫСТРО МЕНЯЮЩЕЙСЯ СИТУАЦИИ, ХРЕН РАЗБЕРЕШЬ, ПОЭТОМУ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ СЧИТАЙТЕ, ЧТО ВСЕ ЛИЦА, УКАЗАННЫЕ В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ, ЯВЛЯЮТСЯ ЛИБО ЛИЦАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ В ИНТЕРЕСАХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ИЛИ ЛИЦАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В СПИСОК КОРРУПЦИОНЕРОВ И РАЗЖИГАТЕЛЕЙ ВОЙНЫ, ЛИБО В ОБА СПИСКА ОДНОВРЕМЕННО, ЛИБО НИ В ОДИН ИЗ НИХ.

Условия

Получил 1090 ответов. Было две категории участников

  1. Те, кто читают мой телеграм-канал и те, кому этот опрос переслали
  2. Те, про прочитали репост этого исследования в Дзене (у меня настроен автопостинг)

Понятно, что это не репрезентативная выборка, потому что меня читают преимущественно образованные женщины (65%) от 20 до 35 лет; а пользователи Телеграма — это не то же самое, что телезрители. Но что есть, то есть.

Думскроллеры в большинстве

17% читают новости постоянно, 25% — несколько раз в день, еще 26% — пару раз в день. Можно сказать, больше половины участников постоянно следят за повесткой.

Узнаваемость медиабрендов

Я предлагал людям по памяти, без подсказок, написать, каким блогерам и изданиям они доверяют, а кто — утратил доверие. Отвечать можно было в свободной форме, потом я парсил результаты и считал всякие индексы. Эти ответы показывают, какие медиабренды у людей на слуху; о ком сформулированы четкие ценностные суждения.

Самое узнаваемое издание — «Медуза», с большим отрывом. Ему в равной степени доверяют и не доверяют, но называют чаще всех. Силен именно бренд «Медузы»: Красильщик и «Хелпдеск» по сумме ответов вошли только в топ-40, а по отдельности не вошли бы и туда.

Антибренд — RT. Никто не смотрит, но дружно хейтят.

Еще называли «Форбс», «РБК», «Бумагу» и TheBell, но ни один из этих брендов не вошел в двадцатку популярных.

Самые узнаваемые лица

В десятке по узнаваемости: Шульман, Пивоваров, Дудь, Кац, Собчак, Варламов, Гордеева, Лебедев, Соловьев и Симоньян. Тут ничего нового.

Самые одиозные — Симоньян, Соловьев, Шихман, Дудь, Собчак. У них соотношение «Не верю» к «Верю» перекошено в пользу «Не верю». Предполагаю, что Соловьев — это человек-мем и символ пропаганды, а Шихман просто бесит.

С самым большим кредитом доверия — Чиков, Пивоваров, Подоляка и Шульман. Из них самые медийные — Шульман и Пивоваров.

Иноагенты

По 15% участников опроса сказали, что для них статус иноагента — это либо знак «Свой», либо знак качества контента. Столько же — что это признак идеологического врага. Остальные дружно отметили, что статус иноагента — это бессмысленный штамп. Не работает колдунство.

Чем помогли новости

Треть участников признали, что новости не помогли никак. По 47% отметили варианты «Расширился кругозор» и «Стало намного тревожнее». Практическую пользу новостей признали 16% участников. То есть ожидаемо: все понимают, что им срут в мозг, но продолжают потреблять этот контент.

В конце был вопрос, что бы вы себе посоветовали, если бы можно было вернуться в февраль 2022 года. Половина ответов — «Выключи новости», «Слушай только экспертов», «Выключи эмоциональных пропагандистов» и далее в таком духе.

И че

Вообще я хотел провести это исследование ради последнего вопроса: «Что бы вы посоветовали себе?». И еще — ради вопроса о пользе новостей. Хотел подтолкнуть людей к мысли, что новости ничему не помогли, ничего не улучшили, а просто насрали в мозг.

Оказалось, что большинство людей это знали и без меня. Ну и хорошо.

Краткий обзор компьютеров и планшетов

Что перепробовал с начала года, от лучшего к худшему. Задача — писать тексты, звонить, сидеть в чатах, рисовать схемки, коллажировать картинки, монтировать видео.

Macbook Pro 14 дюймов на M1 Pro — идеальный ноут для работы, если вам не нужен Windows. Шустрый, удобный, относительно легкий, долго держит батарею, эпловый софт хорошо оптимизирован. Благодаря серому импорту стоит вменяемых денег.

Процессора M1 Pro для монтажа видео и работы с графикой хватает за глаза.

Macbook Pro 16» на M1 Max — лютая тачка, которую неудобно с собой таскать, но зато с огромным экраном. Такой большой экран не нужен, но просто круто. Еще это единственная тачка, на которой у меня не тормозил Adobe Creative Cloud.

Macbook Air на M1 — печатная машинка для переноса в рюкзаке, если вы не будете вешать на него тяжелые чехлы. В теории можно монтировать видео, но будет не слишком шустро. В России сертифицирован, есть официальная русская клавиатура.

Macbook Air на M2 — То же, что на M1, только более плоский корпус. В России не сертифицировался, поэтому устройства с привычной раскладкой ISO придется брать в ОАЭ и потом делать гравировку. Черный корпус мгновенно заляпывается пальцами, лучше брать серенький. Говорят, что греется как сволочь, если его нагружать, но это не тот ноут, который нагружают.

iPad Pro 12,9 дюймов на M1 с клавиатурой — ублюдская операционка, ублюдский софт, но лучшая клавиатура среди плашнетов. Клавиатура продается отдельно и стоит невменяемо дорого. Железо в планшете позволяет монтировать видео, но софт настолько неудобный, что придется в третий раз сказать слово «ублюдский». По размеру вместе с клавиатурой это устройство уже не меньше Macbook Air.

iPad Air 10,9 дюймов на M1 с клавиатурой — см. iPad Pro 12,9 дюймов, только чуть поменьше. Клавиатура на удивление пригодна для работы, несмотря на размер.

Microsoft Surface Laptop Studio — ноут на Windows с откидной крышкой, чтобы превращаться в плашнет для рисования. Удобно делать почеркушки, но можно тут же нормально печатать, и всё это на коленях. Перо продается отдельно. По качеству сборки — как макбуки. Лучше взять достаточно жирную комплектацию, чтобы хватило мощи на все задумки. Отличный вариант для тех, кому нужно и печатать, и рисовать, и не хочется покупать два устройства. В России продается только неофициально в одном магазине, но я у них много чего заказывал, ребята норм.

Microsoft Surface 7+, 8 — как Айпад, только на Windows. Железо намного слабее и софт работает намного медленнее, но хотя бы на этом можно нормально работать, а не плясать с бубном вокруг кретинской iPad OS. Surface 7+ более громоздкая, но лучше с точки зрения портов. Surface 8 пошустрее и компактнее, но порты менее удобные. Клавиатура болтается, для печати нужен стол, на коленях неудобно.

Huawei Matebook E — планшет на Виндоусе с клавиатурой. Обалденный экран, слабенькое железо, есть поддержка пера. Для текста и почеркушек норм, тоже нужен стол. Обложка с откидной ножкой не особо удобная.

Samsung Galaxy Tab S8 Ultra — огромный яркий экран, зверски мощное железо, но проклятая операционка и ублюдский софт. На практике можно использовать только для приложений Concepts, Chrome и, может быть, Office. Клавиатура большая и удобная, но неудобно держать на коленях. Достойный стилус в комплекте. Обидно, что технологически это самый крутой планшет из всего представленного выше, но софт — просто какая-то шутка.

Общие наблюдения

Работать надо на ноуте, не страдайте херней на планшетах. В крайнем случае можно работать на планшете с полноценной операционной системой (Matebook, Surface). iPad OS и Android на планшетах не предназначены для обычной работы.

При этом в экстренной ситуации работать можно на чем угодно. Гуглдоки, почта, ворд, телега и созвоны работают везде.

Гуглдоки — лучший десктопный текстовый редактор, если вы пользуетесь горячими клавишами. Но нужно использовать не мобильное приложение, а именно веб-версию. Если вам показывают мобильную версию документа, нужно зайти в контекстное меню Хрома и включить десктопную.

Если работать на планшете, лучше брать с LTE, чтобы не нужно было в дороге раздавать вайфай с телефона.

Когда-то давно я перешел с Windows Vista на Snow Leopard, и это было небо и земля. С тех пор Mac OS выродился, а Windows стал намного лучше. Сейчас выбор операционки — вопрос привычки и совместимости конкретного софта.

11 мес   жизнь

Контекст, сюжет и взгляд

Квебек, Канада, супермаркет. Папа с ребенком-трехлеткой ходят среди рядов. Ребенок тянется к какой-то херне типа фигурки спайдермена. Папа говорит: «Сына, у тебя уже три спайдермена», — и тянет ребенка дальше. Ребенок медленно обрабатывает полученную информацию. Когда они проходят мимо стеллажа с куклами, до ребенка наконец доходит, что спейдермена ему не видать. Начинается истерика. Ребенок падает на пол и начинает извиваться, как одержимый.

Мысли участников сцены.

Папа: попсихует и успокоится. Сто раз такое было и еще сто раз будет. Пишет сообщение маме.

Мама: смотри, чтобы не ударился головой. И еще масла купи.

Прохожие с детьми: сочувствуем, мужик, крепись. Это пройдет.

Прохожие без детей: какой невоспитанный ребенок! Вот когда у меня будет ребенок, он никогда...

Прохожие-чайлдфри: вот почему нельзя заводить детей! Это чистое зло!

Бабушки: совсем от рук отбились!

Дедушки: ой да похер!

Местный репортер: необычный инцидент произошел сегодня в одном из центральных универмагов...

Зеваки в соцсетях: нормально детей надо воспитывать! Вот наши дети никогда...

Левая пресса в США: дети в Канаде массово бьются в истерике из-за жестокой политики родителей о неаффирмации их гендерной идентичности...

Правая пресса в США: родители в Канаде массово пытаются превратить своих мальчиков в девочек. На страшных кадрах из Квебека мы видим...

Джордан Питерсон: если ваш ребенок не научился владеть собой до четырех лет, его ждет очень тяжелая жизнь. Своему сыну в таких случаях я говорил: выйди из комнаты и вернись, когда будешь владеть собой...

Российские журналисты: дети в Америке протестуют против политики Байдена...

Мемные паблики: делают мемы с плачущим ребенком

Боевые каналы ВСУ: этого ребенка в Москве мобилизуют прямо в магазине, на глазах родителей. Отец стоит и ничего не делает, боясь попасть под мобилизацию...

Гражданские каналы Украины: такая-то компания игрушек уходит из России. Российские дети в истерике...

Российские каналы: повторяют за украинцами, но наоборот

Волчок: укушу за бочок

Инстаблогеры: этот ребенок не занимался по методике «Послушный ребенок». Запишись на мой интенсив, и твой ребенок будет как шелковый. Пиши в директ!

Радикальное фундаменталистское подполье какой-нибудь запрещенной организации: дети на западе бесятся с жиру. Это прогнившая культура, у которой нет будущего...

Религиозные паблики: как изгнать беса из ребенка

Сатанисты: Мальчик выбрал неосквернённую мудрость вместо лицемерного самообмана. Теперь он использует повседневную магию, чтобы получить то, что хочет

Спартанцы: в наше время за такое сбрасывали со скалы

Фанаты Marvel: этот спайдермен — не канон

Японцы: かわいい泣いている赤ちゃん

Администратор магазина: сейчас он заденет ногой полку с куклами, и всё посыпется.

А пацан попсиховал две минуты, встал, отряхулся и пошел с папой на кассу.

Уровни анализа

Квебек, Канада. Коттеджный поселок. Два соседа, между ними глухой забор.

Сосед Alex живет в этом поселке постоянно. Сосед John приезжает на выходные чисто поугарать: друзья, подруги, шашлык, блатняк, выпивка и оргии.

Понятно, что Alex не в восторге от такого расклада, но он ничего не может сделать. Сосед John кутит на своей территории, коттедж куплен ровно с этой целью, ничего незаконного там не происходит. В общем, как-то живут, между ними вялотекущий conflict.

Однажды John в очередной раз приезжает кутить, включает свой блатняк и разжигает костер. Из-за забора Alex видит плотный столб дыма. Запах — как будто горит дом. Alex стучит по забору, потом в калитку, ему никто не открывает.

Alex запускает квадрокоптер. С воздуха он видит, что John на своей территории жжет мусор в бочке. John замечает квадрокоптер, заходит в дом и выходит с shotgun. От одного выстрела дрон в щепки, батарейный блок разбивает лобовуху John’s brand new Ford Explorer.

Тут уже вызывают ментов. По вызову приезжает Джордан Питерсон и говорит:

Ваш конфликт можно проанализировать на нескольких уровнях одновременно.

На уровне УК у вас факт порчи имущества, причем в первую очередь поврежден квадрокоптер, поэтому виноват John.

Но Canadian Law запрещает запуск квадрокоптеров над чужой private property, поэтому на этом уровне виноват Alex. Причем также можно argue, что он виноват в порче автомобиля.

Но на уровне понятий о добрососедских отношениях Alex не виноват, а наоборот проявил бдительность. А John нарушал правила утилизации мусора и принципы carbon neutral policies.

С точки зрения судебной практики...

А в Библии об этом...

И пока разбирались в конфликте на всех уровнях, всё на хрен сгорело. А раз сгорело, можно сделать три назидательных вывода:

Большинство конфликтов существуют одновременно на множестве уровней, имеют длинную предысторию, далеко идущие последствия и вот всю эту гору смыслового говна. Каждая сторона может выбрать тот уровень конфликта, где нарратив складывается в их пользу.

Пока каждый будет оправдывать свое поведение, может сгореть и сарай, и хата.

Что сгорело — можно отстроить. А кто умер — того придется хоронить.

11 мес   дурь

История про Азамата и ворованный курс

Это история о защите интеллектуальной собственности.

Два года назад мне присылают скриншот. Копирайтер из Казахстана (назовем его Азамат) продаёт курс о копирайтинге. Хорошо написанный курс, интересный, подробный, с классными примерами. Нюанс в том, что это наш с Людмилой «Продвинутый курс Главреда», только слегка измененный.

Суть изменений в том, что Азамат изменил русские имена на казахские. В остальном это наш с Людмилой текст.

Игорь стал Айдаром
Фотография объявления заботливо обрезана

Я пишу Азамату. Тот не отвечает. Я пишу юристу Алексею Башуку. Он отвечает. Дальше такой порядок действий:

  1. Находим представителя в Казахстане, который занялся бы ведением дела. Договор, предоплата.
  2. Юрист в Казахстане нотариально заверяет скриншоты нашего курса и курса Азамата.
  3. Мы пишем вежливую досудебную претензию. Суть в том, что мы хотим удаления курса и компенсации за нарушение прав на произведение.
  4. Азамат выходит на связь, но начинает тянуть время и кормить нас завтраками.
  5. В итоге мы не смогли договориться с Азаматом о досудебном разрешении. Дело перешло в суд в Казахстане.
  6. В процессе рассмотрения дела Азамат решает подписать мировое соглашение.
  7. Дальше он снова тянет: не платит, выходит на связь через раз.
  8. Наш представитель в Казахстане получает исполнительный лист и передает его приставу.
  9. Пристав связывается с Азаматом, тот снова просит потянуть время и дать ему отсрочку. Мы не соглашаемся.
  10. Пристав начинает взыскивать с Азамата деньги. Получается понемногу: в пределах 15-30 тысяч рублей в месяц. Это доля от его ежемесячного дохода.

Общая сумма взыскания — 4 млн тенге (примерно полмиллиона рублей).

По состоянию на август 2022 года фактическая сумма взыскания уже превысила сумму расходов на юристов, нотариусов и пошлины. Пристав ежемесячно списывает у Азамата деньги.

Уроки:

Не воровать лучше, чем воровать.
Интеллектуальную собственность можно и нужно защищать.
Лучше поторговаться и решить всё в досудебном порядке.
Если дело дошло до суда, то каток уже не остановить.
Нарушителей приходится ловить в ручном режиме, но когда есть немного денег и желания, это не проблема.
Доброе слово и юрист работают лучше, чем просто доброе слово.
Казахстан — супер гуд.

Если вы что-то создаете своим трудом и хотите это защищать — подружитесь с Алексеем Башуком и его командой.

Ранее Леша договорился с нарушителем Даниилом Галтом, который распространял книгу «Пиши, сокращай» вместе со своей методичкой. И в сентябре у нас первое заседание по новому большому делу.

2022   право

Полноценная работа на Айпаде

Я задался вопросом: можно ли полноценно работать редактором, используя только Айпад. Ответ такой: полностью перейти на Айпад не получится, но исполнять основные обязанности можно. Но есть нюансы.

Что у меня: iPad Air 4-го поколения и клавиатура Apple Magic Keyboard

Зачем

Ради мобильности. Я ношу айпад в наплечной сумке, где у меня лежат документы и ключи на машину, мультитул, паспорт, запасной подгузник для ребенка и всякие мелочи. Вышел на улицу — сумка всегда с собой.

Общие впечатления

У Айпада всё отлично, пока нужно тапать по экрану. При работе с клавиатуры всё становится через жопу. Писать текст еще можно, а вот горячие клавиши сделаны плохо почти везде.

Клавиатура удобная несмотря на размер, недолго поработать можно. Но всё равно часто приходится тыкать пальцем в экран, а это бесит.

К стилю работы нужно привыкать: многие действия делаются в несколько нажатий, не всегда хорошо работает выделение текста, есть нюансы с файлами. Но так как это работа — привыкаешь.

Айпад — это потребительскоу устройство, а не инструмент профессионала. Тексты, фото, почта, чаты, звонки, простой видеомонтаж или запись монолога в виде подкаста — да. Для чего-то более серьезного нужен компьютер. Поэтому для меня Айпад не заменяет компьютер, а страхует на прогулке и в поездках.

Что хорошо

На Айпаде хорошо работает Телеграм и звонилки; заметки, офисные приложения и почта. Есть несколько мощных текстовых редакторов, чтобы писать текст без интернета. Адекватно работают таск-трекеры и библиотеки знаний типа Notion и Trello. Идеальные сценарии на Айпаде — провести планерку; поредактировать тексты, которые прислали на просмотр; подвигать карточки в таск-менеджере; разобрать почту. Такая рутинная редакционная работа.

В iOS хорошо сделан основной текстовый модуль — в Notes, Pages и других приложениях, которые не изобретали велосипед. Вся родная макосовская типографика на месте, можно ставить нормальные кавычки и тире, неразрывные пробелы и спецсимволы. Но нет раскладки Бирмана.

Ну и просто работает. Надо привыкать к особенностям интерфейса, но когда привык — всё надежно.

Что не очень

Айпад всё ещё плоховато работает с файлами. Написать текст в Ворде и отправить его почтой или в чат — это много тыков в экран. Сложновато вставлять только что нарисованные картинки в тексты. Вообще перекидывать информацию из одного места в другое — это не сильная сторона Айпада.

Многозадачность по-айпадовски — это двухзадачность. Слева, например, один гуглодок, справа Телеграм. В такой связке работает нормально, что-то большее — уже нет. В следующей версии операционки это улучшат.

Есть чисто Айпадная проблема: на него много удобного софта, но им не пользуются в вашей компании. Например, вы можете пользоваться классным текстовым редактором, но у вас в команде все в гуглдоках. Придётся копипастить.

Что плохо

Самая проклятая программа из того, что нам нужно, — Google Docs для iOS. Более проклята только версия для Android — ее делали настоящие садисты. Наркоманский интерфейс, комменты через жопу, синхронизация как в «Назад в будущее», всё очень медленно, меню вложены в меню и всё это в жопе. Например, создать комментарий к тексту вы можете через горячую клавишу Cmd + Opt + M (как на компе). А вот отправить коммент энтером не можете. Как придурок будешь тыкать пальцем на каждом комменте. Ну и мой Айпад начинает виснуть, если попытаться открыть в этом приложении документ на 50 страниц. Просто позорище.

Вместо приложений гуглдоков нужно использовать веб-версию. Тогда немного лучше, но всплывают браузерные проблемы. И еще браузер постоянно говорит: «Скачай приложение, скачай, будет весело». Для профессионалов гуглодоков это боль. Но, может быть, вам не так важны горячие клавиши и обработка длинных документов.

Вообще все беды Айпада — от софта. Большую часть этих проблем можно решить другим софтом, но так-то за 100 тысяч ты ожидаешь работающий компьютер без необходимости решать его проблемы.

Нюансы и открытия

Если вы не рисуете или не пишете от руки постоянно, карандаш Apple Pencil не нужен. Он быстро потеряется в сумке, а пока он подключен к Айпаду, он его бодренько так разряжает, даже когда вы им не пользуетесь. Например, Айпад без карандаша может спокойно лежать закрытый хоть неделю и не разрядиться до конца. А если подключен Apple Pencil, на пятый день Айпад уже не включится.

В текущей версии внешний экран Айпада — ерунда. По бокам черные полоски, возможности крайне ограничены. Максимум, что можно сделать полезного — подключить проектор. Как главный компьютер в кабинете он точно работать не будет.

Айпад подзаряжается от любого павербанка и любого автомобиля, где есть USB. Заряжать Айпад проще, чем ноутбук, особенно в дороге.

Айпаду не так страшны жидкости, как ноутбукам. Мне гораздо спокойнее ходить с ним в кафе.

Айпад можно не прятать от ребенка.

Интерфейс Айпада подталкивает тебя сесть и сделать что-то одно, не отвлекаясь. Так как любое переключение на соседние задачи сделано через жопу, ты со временем закрываешь боковое окно и просто сидишь редактируешь один документ. И получается немного продуктивнее, чем обычно.

Айпад можно спокойно покупать у серых дилеров. А вот клавиатуру нужно выбирать у официалов — не американскую с раскладкой ANSI, а российскую с раскладкой ISO. Даже если вы печатаете вслепую, вы наверняка уже привыкли к нашему большому энтеру и расположению буквы ё, квадратных скобок и твердого знака. На американских клавиатурах всё это в других местах и немного бесит.

Главный вывод

У Айпада обалденное железо и классная внешняя клавиатура, но пока что недостаточно продвинутый софт для пишущих людей. Работать можно, но это всегда немного компромисс. Со временем будет лучше. Если есть свободные деньги и потребность в мобильности — берите iPad Air последнего поколения и клавиатуру к нему.

Полноценные конкуренты:

Huawei Matebook E — такая же форма и размер, но работает на полноценной Windows 11. Запускается любой софт на Винду, в том числе всякие индизайны и десктопные фотошопы. Не слишком шустрый и неудобно работать на коленях.

Galaxy Tab S8 простой или Ultra — на Андроиде, более крутая многозадачность, но еще более проклятый Google Docs. Тоже неудобно работать на коленях.

Macbook 12 дюймов — если не бракованная серия, то отличная переносная машина с полноценной операционкой и без всех этих проблем с горячими клавишами. Но много заводского брака, не самая удобная клавиатура, машина снята с производства.

Ни на что не влияет

Аппарат не влияет на качество написанного текста. Сколько ни выбирай себе идеальный инструмент, если не умеешь писать, инструмент не поможет. А если умеешь — напишешь на чем угодно. Идеального сэтапа не существует, «Эпл» обновляет оборудование каждые 2-3 года. Поэтому нужно брать то, что сегодня по карману, и выжимать из этого максимум.

Секрет интересного теста

«Медуза» в своё время популяризовала формат тестов — когда читателям задают вопросы, читатели отвечают, получают результат и делятся им. С тех пор, когда произносят слово «спецпроект», почему-то по умолчанию думают про тесты. Ну или карточки в стиле той же «Медузы».

Но, в основном, тесты — говно. Есть один фактор, который делает тест интересными, но в жизни он почти не встречаются (кроме как у издания Buzzfeed).

Интересный тест — про читателя. Тест должен рассказать что-то о самом читателе: какая он фея Винкс, кто он по типу информационного метаболизма, какой длины у него пиписька, каким он был бы диктатором, насколько он начитан, каков его словарный запас, в общем — насколько он красавчик.

Сравните две темы теста:

Проверьте себя: знаете ли вы технологии, с помощью которых банки делают вашу жизнь удобнее?
Проверьте себя: знаете ли вы школьную программу по литературе?

Вторая тема заденет тех, кому важно считать себя начитанным и культурным. А знание банковских технологий не даёт тебе никаких социальных очков.

Просто тесты на знание чего-либо — это как экзамен. Зачем читателю сдавать этот экзамен?

Полемические статьи

Один из жанров статей — ответ кому-то. Обычно это слабый ход и лучше к нему не прибегать. Примеры:

Блогер обвинил режиссера в том, что тот ворует государственные деньги. Если режиссер в этот момент хочет как-то ответить, нужно выйти с текстом о кассовых сборах его фильмов — мол, фильмы людям нравятся, коммерчески успешные, спасибо нашему дорогому зрителю. Можно выйти с текстом о наградах, которые взяли эти фильмы. Но точно не нужно выходить со статьей «Я не воровал государственные деньги».

Одни говорят, что климат меняется из-за того, что люди сжигают углеводороды (для нашего примера скажем, что это левые). Их оппоненты (допустим, правые) говорят, что это не доказано и просто зелёное лобби пытается переделать мир. Левым ни в коем случае нельзя выступать со статьей «5 заблуждений правых о климате», потому что для неопределившихся это будет выглядеть как подтверждение позиции правых. Но можно выйти с репортажем «Вот льдинка откололась, на ней пингвиненок, спасите пингвиненка».

Статьи в духе «почему они дураки» нужны только тем читателям, которые изначально согласны с нашим тезисом, и им нужны аргументы, чтобы продолжать соглашаться. Но с этими статьями не пойдешь к тем, кто с нами не согласен — им просто не интересно разбираться в нашей полемике.

А вот если статья предлагает что-то новое и продуктивное — это и материал для своих, и повод привлечь посторонних.

Поэтому вместо статьи «Почему отрицающие изменение климата не правы» лучше что-то такое:

Восемь массовых вымираний на Земле: почему произошли и кто выжил
Девятое вымирание: кто останется жить на Земле через сто лет
Сколько CO2 нужно, чтобы всех задушить: задорно моделируем изменения в атмосфере
Выживут ли тараканы? Моделируем последствия очередного изменения климата

См. также: второе правило пропаганды

Счастливые трусы Витьки Самосвалова

Матушка Витьки Самосвалова держит магазинчик на «Вайлдбериз». И как-то раз с очередного закупа приглянулись ей мужские трусы. «Модные,» — сказала про себя Ринпална и отложила на комод.

На следующий день Витька пошел в универ в новых труселях. И тут же на коллоквиуме по семиотике удачно подглядел в конспект и выступил на твердую пятерку. Не сказать, что об ответе его ходили легенды, но преподу он запомнился.

Тем же вечером Витька Самосвалов повел на свидание даму сердца. Интеллектуальная беседа, пельмешки в «Ростиксе», джекдениелс подлили в колу из-под стола, в общем — хороший такой выгул. Родители деликатно отчалили на дачу, и был в тот вечер у Витьки секс. Три раза.

Одеваясь, Витька оглядел себя в большом зеркале в прихожей, и отметил: «Счастливые трусы».

С тех пор не разлучался он с теми трусами. К экзамену готовится неделю, но на сам экзамен обязательно в счастливых трусах. Красный диплом получил, десять собеседований прошел, и всё — в счастливых трусах. Бросил пить, курить, занялся спортом, на чемпионате по самбо взял серебро и угадайте, в каких трусах. Там же ему девица приглянулась, так он с ней год спустя уже в роддом поехал, а под шортами сами знаете что.

Зарплата хорошая, дома гармония, ипотеку одобрили. На сделку в банк в счастливых трусах поехал, приняли без очереди. По трассе мчал 150, а Алиса ему: «Впереди камера». Так он сбросил скорость до 110, и никто его не заметил — спасибо счастливым трусам. В общем, работал мамкин оберег безотказно.

Потом Витька состарился и умер. Съехались в особняк потомки: трое взрослых детей, две жены, семеро внуков, все со своими семьями. Все поднимали тосты за Викторвасилича Самосвалова, честного человека и добрую душу.

Похоронили его, конечно, в счастливых трусах. Встретил его Анубис, сидят на берегу Стикса, курят, анекдоты травят. «Хороший ты мужик, Витька». В общем, переродился Витька Самосвалов и стал известным композитором Jacob Collier. Подписывайтесь на его канал, ставьте лайки и жмите колокольчик.

А счастливые трусы выглядели так, если кому интересно:

Мораль этой истории в том, что текст в рекламе — это лишь один из компонентов успеха. Нужно смотреть не только на копирайтинг, но и на более широкий контекст: какая в рекламе картинка, на каком сайте это размещено, какие туда приходят люди, какова репутация бренда и т. д.

А у маркетологов часто наоборот: они решают для себя, что есть некие «рабочие» слова и начинают тулить их везде: и в рекламе элитного ЖК, и в посте про анальную смазку, и в пасте на Пикабу, и в аннотации к тренингу личностного роста. А надо смотреть шире: контекст, аудитория, цель, задача, носитель, традиции, опыт и т. д. Но это сложно.

2022   дурь

Что купить (лето 2022)

Вот что могу предложить тем, кто хочет развиваться в текстах и редактуре:

Самый доступный вариант:

Платный блог на «Бусти» — как Онлифанс, только не обнаженка, а заметки и разборы текстов. Все передовые идеи, открытия и редакторские находки сейчас публикуются там. 300 ₽ в месяц.

Мои электронные книги в издательстве бюро:

Информационный стиль — большая базовая книга о тексте, 1200 ₽
Как написать — книга шаблонов с понятным объяснением полезного действия текстов, 990 ₽
Кунфу редактора — книга-тренажер, 660 ₽

Мои книги в «Альпине»:

Пиши, сокращай — Озон, Вайлдбериз
Новые правила деловой переписки — электронная, бумажная, аудио
Ясно, понятно — электронная, бумажная, аудио
Текст по полочкам — электронная, бумажная, аудио
Карточки «Простые правила сильного текста»
Карточки «Шаблоны текста для работы и бизнеса»

Короткие курсы в «Скилкапе»:

О ведении соцсетей — от 3 до 5 тысяч
О тексте в обучающих продуктах — от 3 до 5 тысяч
О главредстве и запуске бренд-медиа — совместно с Родионом Скрябиным, цена та же

Видеолекции в бюро:

О холодных письмах, 6 тысяч
Дизайн декста и визуальное повествование, 10 тысяч
Информационный стиль и редактура, 17 тысяч

Длинные курсы и учебные программы в бюро:

Информационный стиль, август 2022, от 70 до 100 тысяч, смотря когда запишетесь
Визуальное повествование, начало октября, от 50 до 80 тысяч
Школа редакторов — программа обучения на год, от 17 тысяч в месяц

Обосновач

Обнаружил вредный текстовый шаблон — обосновач. Это когда хочется рассказать о чем-то важном, и чтобы обосновать важность, сначала меня учат, как устроен мир.

Например, мы хотим рассказать, что у нас в офисе влажная уборка трижды в неделю. И чтобы объяснить, почему это хорошо, сначала мне рассказывают про вред пыли:

По данным таких-то японских исследователей, от пыли ежегодно умирают столько-то людей. Аллергия на пыль входит в топ-что-то-там причин чего-то плохого. Пылевой клещ — страшный зверь, укусит тебя за бочок. Поэтому в наших офисах мы проводим влажную уборку трижды в неделю.

Плохо здесь то, что человеку сначала как будто читают лекцию, а потом на основании этой лекции как будто заставляют делать правильные выводы. Мол, как ты можешь с нами теперь не согласиться?

Я бы так делал:

Мы проводим влажную уборку в офисе трижды в неделю, чтобы пылевой клещ не кусал наших сотрудников за бочок.

То есть сначала факт (и пусть читатель отреагирует на него), а потом обоснование в формате «чтобы». Не «мир такой, поэтому», а «мы делаем так, чтобы...».

Чуть-чуть, немножко и не совсем

Вот три слабые фразы:

Мы немного ошиблись с оценкой сроков
Надо чуть-чуть изменить документ, чтобы...
Вопрос не совсем по моей специальности

Вот получше:

Мы ошиблись с оценкой сроков
Надо изменить документ, чтобы...
Вопрос не по моей специальности

Это весь пост.

В чем разница между журналистом и блогером

(Смотрите, статья без введения, сразу к делу, охереть)

Журналист — это человек, который создает тексты по заказу редакции. Тексты могут быть в виде статей, заметок или видеороликов, не принципиально. Главный критерий — он получает деньги за журналистскую работу.

Журналист может быть в штате, или внештатником
Он может исполнять разовые заказы или дежурить в какое-то время
Он может нести или не нести ответственность за написанное, смотря какая редакция

Чтобы работать журналистом, необязательно иметь диплом журфака: есть редакции, которые на него не смотрят.

Блогер — это человек, который создаёт тексты по заказу самого себя. Обычно он зарабатывает чем-то другим, а блогингом занимается в свободное от работы время. Иногда он зарабатывает на блоге, но не на текстах, а на рекламе или на сопутствующих услугах.

Тексты могут быть гениальными, ужасными и какими угодно ещё
Они могут быть на любую тему
Это могут быть и не тексты вовсе

Чтобы быть блогером, необязательно иметь собственный сайт с блогом: можно писать на чужих платформах. Но на своём сподручнее.

Журналист может быть блогером: днем работать в редакции, а вечером писать для души. Журналист может уволиться и стать блогером. Блогер может забросить блог и стать журналистом. Или не забрасывать. Иногда с бейджиком «Журналист» куда-то могут пропустить или пригласить (например, на какую-нибудь презентацию). Но и с блогерами бывает так же, когда они большие.

Читателю обычно плевать на статус автора — блогер он или журналист. Звание журналиста и запись в трудовой книжке не гарантирует ничего. Наличие блога тоже. Человек с дипломом журфака может не работать журналистом. Суперпопулярный автор может быть блогером, параллельно работая где-то ещё. Или же в издании может работать гениальный журналист, который тоже становится суперпопулярным.

Бывает всякое, короче. Но связи между должностью и качеством точно нет.

Новое. Ещё в последние лет десять появилась новая категория авторов — в «Ютубе» их называют creators. Это как бы блогеры: в том смысле, что они создают контент по своей инициативе. Но с другой стороны они зарабатывают именно на своём контенте: им буквально платят за съемки видео, прямо или косвенно. Им могут отправлять донаты или они прячут свой контент за пейвол, на этом зарабатывают. Молодцы, че.

См. также: совет о свободной журналистике

«Он придет и молча поправит всё». Конспект выступления на «Дизайн-просмотре»

Давным-давно рассказывал о деловой коммуникации на «Дизайн-просмотре». Вот конспект.

О чем внутри:

— Текст не решает, если беда с контекстом
— Контекст надо улучшать (с примерами)
— Много бытовых и рабочих ситуаций

Письмо в пятницу вечером

Представим, что в пятницу вечером приходит сообщение от менеджера: «Коллеги, к понедельнику необходимо сделать задание». Письмо составлено нормально за исключением того, что оно написано в пятницу. Ничего криминального в работе в выходные нет. Проблема в том, что менеджер в конце письма добавляет фразу: «Заранее спасибо! Хороших выходных!». Кажется, что менеджер — неадекват, потому что он делает вид, что все хорошо.

Это пример нормального текста в плохом контексте. Если контекст плох, нужно что-то делать.

Писать ли вообще?

Есть много ситуаций, когда нужно не писать, а поговорить лично: с глазу на глаз или хотя бы по телефону. Например, если задерживают оплату, несут неприятные новости, поднимают эмоциональные темы. Тогда тон голоса может спасти ситуацию, а в письме тона голоса нет.

Когда писать?

В зависимости от времени одно и то же сообщение может сработать или навредить. Например, текст «Коллеги, давайте обсудим новый проект» может совершенно по-разному сработать:

в 12:00 понедедельника-вторника
в 12:00 пятницы
в 18:30 пятницы
в последний день перед «майскими»
утром 31 декабря

Можно представить, что вместе с текстом самого сообщения добавляется еще компонент «Ну ты и баклан» — например, «Ну ты и баклан, обсуждать новый проект утром 31 декабря».

Кому писать?

Иногда человек общается с теми людьми, с кем ему удобно общаться, а не с теми, кто принимает нужные решения. Если нам нужна скидка, мы пойдем не к кассиру, а к менеджеру. Если нужно продать большой проект, пойдем к руководителю, а не к младшему менеджеру и точно не в техподдержку.

Часто у нас нет доступа к нужным людям. Возможности резко расширятся, если потратить время на поиск контактов и разговор с нужными людьми (а не бомбить тех, кто нам доступен)

В каком состоянии писать?

Вредно писать, когда тебя всё бесит. Это прорывается сквозь текст.

Если ты пишешь тому, кого ты бесишь, он может прочитать текст предвзято.

В какой обстановке общаться?

Часто люди не думают об обстановке и фокусируются на тексте. А иной раз правильная физическая обстановка может либо сильно мешать, либо помогать. В буквальном смысле, физическая обстановка.

Случай: деловая встреча в «Шоколаднице». В помещении душно, к столику постоянно подходит официант. Общаться было неудобно. Лучшим решением оказалось выйти на улицу и с сигаретой в руках обо всём договориться.

Как работать с человеком, который любит работать в авралах?

Это то же самое, как спросить: «Что делать, когда в компании плохой менеджмент?». Ответ подсказал Джордан Питерсон: «Если ты видишь, что дальше будет только хуже, то не нужно сидеть на этом месте».

Как показать профессионализм людям, которые ничего не понимают в предметной области?

Если вам нравится компания, в которую вы устраиваетесь, помогите эйчару нанять вас. Спросите, по каким параметрам ищут человека, и обеспечьте ответ на этот запрос.

Что думаете о голосовых сообщениях?

В некоторых ситуациях они необходимы. Спросите заранее, можно ли отправить голосовое, и если человек ответит «да», то отправлять.

Как писать статьи в современные молодежные городские издания

Россия хоть в среднем и отстает от мировой повестки, в некоторых вещах мы в авангарде общественной мысли. И главный оплот прогресса — это городские молодежные издания. Вот что стоит учесть, если вы пишете рассказ об эмиграции в Грузию, обзор на резиновые члены или проблемы гендерных наук в средней полосе.

Здесь и далее все гендерные окончания мужского рода подразумевают средне-гендерфлюидный род, в котором вы можете идентифицировать себя как хотите. Это сейф-спейс.

Чекните привилегии

Любая статья в современном молодёжном издании должна начинаться с того, чтобы найти и обозначить привилегии автора. Например, если вы или ваш герой двурукий, двуногий и с туловом, то у кого-то из вас есть привилегия эйбл-бодизма, о чём нужно непременно рассказать. Только признание привилегий даёт кому-либо право учить жизни остальных людей.

Например, автор данного текста является белым цисгендерным мужчиной, что в современном мире является привилегией. Я заранее прошу прощения у всех, кому от этого некомфортно.

Актуальные темы

В современной молодежной городской колумнистике есть три возможные темы:

Ваша травма и почему она делает вас особенным
Ваше потребление и почему оно делает вас особенным (в т. ч. потребление секса)
Мир не совпадает с вашими ожиданиями, это неправильно, и это делает вас особенным

Избегайте тем, в которых герой занимает активную позицию, несёт ответственность за свои поступки и не ищет аффирмации своей идентичности у сообщества.

Групповая идентичность и справедливость

Какую бы тему вы ни выбрали, помните, что ваши герои не должны быть полноценными субъектами, а любые события не являются частными случаями. Всё, что происходит, является проявлением групповой идентичности и несправедливого мироустройства.

Если ваш герой сломал ногу, нельзя показывать это как частный случай его неуклюжести или непредусмотрительности. Но можно представлять это как проявление классовой ненависти власти по отношению к классу креативных людей.

Вообще справедливость — это лучшая тема для колумнистики. Автор в таких текстах сразу занимает moral high ground и получает tools для efficient virtue signaling (Шишков, прости: не знаю, как перевести).

Апроприация

Современная колумнистика невозможна без заимствований из американских социокультурных трендов. Моральный долг каждого современного человека в том, чтобы поддержать и продвинуть всё то светлое и правильное, о чем на этой неделе пишет «Нью-Йорк Таймс».

В частности, в октябре этого года необходимо поддержать Black History Month. До этих пор продолжаем писать про колониализм, инклюзивность и репарации. Слапгейт можно уже отложить (закончился на прошлой неделе).

Жертва каждый день

Вы не соберете лайки, если ваш герой — сильный, независимый и деятельный человек, который отвечает за свою жизнь и действия. Даже если он живёт именно так, редактору лучше находить такие истории, где мир несправедлив к герою. Сильных и независимых у нас не любят как пособников режима. Только страдающий человек имеет право на сочувствие.

Потребительская идентичность

Хорошая идея — посвятить часть текста изысканному потреблению вашего героя: как он не может жить без редких сортов кофе, улыбки баристы, миндального молока, иммерсивного театра, импортного суфле; как ему некомфортно без корейской уходовой косметики, техники компании Apple и плейлистов Spotify. Особенно это актуально сейчас.

Если вам кто-то скажет, что сейчас есть проблемы пострашнее «Спотифая», записывайте этот комментарий в абьюз и обесценивание.

Главное

Важно помнить, что мир крутится либо вокруг вас, либо вокруг вашего героя; вас определяет ваша группа, а особенными делает травма; самое интересное для читателей сейчас — личные переживания героя и ваша моральная оценка происходящего. Полезный контент больше не нужен, не то время.

Вместе с тем, ни вы, ни ваш герой не имеют право присваивать переживания лично себе — это переживания той угнетаемой группы, с которой вы себя идентифицируете. Поэтому каждое ваше высказывание — это в буквальном смысле голос поколения. Несите это бремя достойно, но только до тех пор, пока это не станет некомфортным.

2022   дурь

Новое издание: «Опора»

В понедельник 21 марта 2022 года начал вещание журнал «Опора». Заказчик — сервис для занятий с психотерапевтом Zigmund.online. Издатель — Палиндром. Я работаю главредом. В этом тексте — идея и редакционные нюансы.

Сразу подпишитесь на те каналы, которые уже вещают, но еще не признаны экстремистскими:

«Опора» в Телеграме
«Опора» в VK
Подкасты в Яндексе

Идея и задача

Девиз «Опоры» — «Всё, что делает вас сильнее». Это издание о ментальной устойчивости, избавлении от тревоги, информационной гигиене и спокойствии в нестабильные времена. Вроде как современный стоицизм, но без цитат из Зенона и Марка Аврелия.

Изначально у «Зигмунда» был блог, который тоже издавал «Палиндром». «Опора» — это продолжение проекта, но следуя новой стратегии. Задача в том, чтобы привлечь читателей не на тему психологии как таковой, а на конкретные жизненные ситуации, проблемы и потребности. А для этого нельзя вести один общепсихологический блог — нужно создавать узкие направления.

«Опора» — первое направление из трех, которые мы придумали. Сейчас посмотрим, как будет работать, и если полетит — сделаем еще. Если не полетит — будем учиться летать.

Старт раньше срока

По плану журнал должен был запуститься в середине апреля. К этому моменту мы ждали сайт и соцсети. Но на фоне общей тревожности мы перестроили план и запустились на три недели раньше: начали вещать соцсетями вперёд. Будет некий рассинхрон между сайтом и соцсетями, но мы это со временем выправим.

Подкасты вперёд

В психологии вообще и в работе с тревогой в частности важен настрой, интонация и общая душевность. Поэтому в основе нашего редпроцесса не лонгриды, а подкасты. Сначала мы пишем подкаст, потом из него производим лонги, шорты и ресайзы.

Эксперты — психотерапевты «Зигмунда»

Главный ресурс издания — сообщество психотерапевтов сервиса Zigmund.online. Как только мы дообкатываем редпроцессы внутри, мы начнем писать материалы с ними, опираясь на их практику и понимание российских клиентов. Разумеется, никаких настоящих кейсов мы публиковать не будем, психотерапевты такое не рассказывают.

Что впереди

У нас уже написан контент на месяц вперед, подкасты — на два месяца. В апреле будет сайт со статьями, там есть интересные решения по интеграции с уже существующим блогом.

Что сейчас:

Послушайте первый подкаст-манифест.
Подпишитесь на те соцсети, которые еще не заблокированы:

«Опора» в Телеграме
«Опора» в VK

Мир такой, поэтому читай (о введениях)

Вот условное вступление к статье:

На работе нас часто подстерегают конфликты: то руководитель что-то там, то коллеги что-то еще, то клиенты пятое-десятое. Это может раздражать и далее в таком духе. Чтобы с этим справиться, вам потребуется эмоциональный интеллект.

Если вас это бесит, вероятно, дело вот в чем: тут вам говорят, что мир такой, поэтому вам нужен эмоциональный интеллект. То есть за вас решают, что на работе вас что-то подстерегает.

А можно было бы так:

Представьте ситуацию: утром в понедельник вы сели отвечать на письма, а там... Вы бы хотели одно, но вместо этого делаете что-то другое. Если вы при этом чувствуете себя так-то — присмотритесь к эмоциональному интеллекту.

Здесь не утверждают, а предлагают что-то вообразить. И если воображение даст вам определенную картинку — тогда эта статья для вас.

Короче, правило: если что-то не является научным фактом, нужно очень осторожно заявлять об этом как о факте. «Вас подстерегают конфликты» — это не факт, а наблюдение.

Конспект вебинара о кризисных соцсетях

3 марта я провел в «Скиллкапе» вебинар о ведении соцсетей на фоне нервозной обстановки и огромного напора пропаганды. Видеозапись опубликована на сайте. Ниже основные мысли.

На нервах все. У кого-то снаряды летают над головой, кто-то тревожится в соцсетях. Редакторы и копирайтеры однозначно столкнутся с агрессией со стороны аудитории. Люди так справляются со стрессом.

Что бы вы сейчас ни сделали, с большой вероятностью кто-то с вами будет не согласен:

Вы не высказались, а надо было высказаться
Вы высказались за одних, а надо было высказаться за других
Вы высказались за всё хорошее, а надо было принять какую-то одну четкую позицию за или против
Вы хайпите на чужом горе

Будьте готовы, что сейчас вы отхватите в любом случае.

Что можно сделать

Пересмотреть автоматику и текущие медиакампании. Залезьте во все автоматические системы и баннерокрутилки. Проверьте, чтобы все письма, креативы и запланированные сообщения были уместными. Рассылки, смс, контент-план — откажитесь от неуместного контента. «Бомба-распродажа» и «Завоюй ее сердце цветами» — сейчас плохо сработает.

Блокировать тех, кто создает панику и распространяет фейки. Есть активное меньшинство, которое создает большую часть информационного давления. Один человек может написать 50-90 комментариев под одним постом, агитируя других. Если вам кажется, что эта агитация вредит читателям, активистов можно блокировать, хотя бы на время. Или не блокировать, и тогда у вас в комментариях будет борьба.

Закрыть комментарии там, где в них нет необходимости. Если ваша команда авторов и контент-менеджеров работает с комментариями, поберегите их.

Делать подарки. Если возможно, отдайте что-то бесплатно или за символическую плату. Но не просто подарки, а такие, которые смягчат последствия произошедшего.

Писать слова поддержки людям, которые как-то с вами связаны. Многие сейчас листают ленту и чувствуют тревогу. Важно: подбодрите не абстрактных людей, а конкретных читателей, клиентов, друзей. Людям важно увидеть, что кто-то на их стороне.

Готовить резервы. Резервные симки, почты, аккаунты. Будьте готовы, что каналы могут попасть под цифровые санкции. Активисты могут начать жаловаться на ваши аккаунты, а площадки могут их блокировать, не разбираясь.

Может быть полезен универсальный заранее написанный контент. Ситуации меняются быстро, и если у вас есть резерв, вы можете его опубликовать и работать дальше. Если есть возможность произвести контент на неделю вперед и он будет уместным, то сделайте это.

Чего не стоит делать

Игнор. Не стоит делать вид, что ничего не происходит. Нормально, если вас нет в лентах до появления проверенной и достоверной информации. А вот что не совсем уместно — так это делать вид, что ничего не происходит, и работать в прежнем режиме. Есть тонкая грань между игнором и нейтралитетом.

Публиковать развлекательный контент. Точно не стоит публиковать развлекательный контент, особенно в повестке. Это позволительно только анонимным телеграм-каналов. Если у вас предприятие с репутацией и от ваших слов и действий зависят другие люди, то не стоит заигрываться в развлекательный контент.

Запускать промоакции в честь конфликта. Чтобы не было ощущения, что делают бабки на войне.

Главный принцип — беречь себя и близких

Вы вряд ли сможете повлиять на ситуацию глобально. Но вы можете защитить тех, кто с вами работает и кто от вас зависит:

у читателей — снизить уровень тревожности;
команду — защитить от лишней агрессии, оградить от агитаторов и провокаторов;
родных, близких и семью — окружить заботой и поддержкой;
себя — привести в работоспособное состояние, чтобы другие могли на вас опереться.

В какую соцсеть идти?

Идите везде, на что вам хватает сил. Стройте собственные каналы доставки: телеграм-ботов и рассылки. Старайтесь меньше зависеть от чужих алгоритмических лент.

Публиковать ли полезный контент?

Если верите, что ваш контент поможет, то выкладывайте. Но не делайте вид, что ничего в мире не происходит, пожалуйста. Иначе нанесете вред себе же.

Есть ли смысл сейчас становиться редактором?

Зависит от того, из чего вы выбираете. Если выбирать между редактором и переводчиком, лучше остановиться на редакторе. А вот если сейчас начать сдавать на права или учиться на редактора, то то лучше на права.

О войне: что сейчас и что дальше

У нас никто не поддерживает войну. Я против войны. Моя семья, друзья, коллеги, от самых левых до самых правых — я не знаю ни одного человека, кто поддерживал бы войну. Всем очевидно, что это безумие должно остановиться сейчас.

Если вы в России, я призываю вас жертвовать деньги в российские благотворительные фонды, которые помогают беженцам и занимаются гуманитарной помощью. Я перевожу деньги в фонд «Доктор Лиза». Еще коллеги советуют Российский красный крест

Еще я призываю всех, у кого сейчас есть работа, — делать ее очень хорошо. Отнестись к своим обязанностям настолько тщательно, насколько это возможно. При любом исходе конфликта нас всех ждёт беспросветная жопа на много лет. Всё это время будет очень важно не усугублять.

Я продолжу выпускать материалы о редактуре в канале «Главред» в Телеграме и Инстаграме. Они выходят для тех, кто хочет сохранить рассудок и вынырнуть из войны. Если сейчас это не для вас и вы считаете это неуместным — смело отписывайтесь. Когда захотите вернуться и если я еще буду здесь, то эти материалы от вас никуда не денутся.

Если вам сейчас тяжело от информационного потока, вот видео, а вот текст.

Дальше информация для клиентов, читателей и подписчиков чего-либо под брендом «Главред»:

Бесплатная рассылка «Базовый курс Главреда» остановлена до разрешения ситуации с сервисом Mailchimp. Скорее всего, больше этой бесплатной рассылки не будет. Будет какая-то другая, улучшенная и дополненная. Как и когда — посмотрим.

Читатели всех платных рассылок, которые оплатили доступ и не получили часть писем, получат от меня отдельное письмо с доступом ко всем оплаченным материалам. Это произойдет с 1 по 6 марта. Если не получите, напишите мне: maxim.ilyahov@yandex.ru

Если вы недавно оплатили рассылку, но еще не получили все письма, то вы можете вернуть полную стоимость рассылки. Пришлите мне чек, чтобы была видна дата и время платежа, я оформлю возврат: maxim.ilyahov@yandex.ru

Когда война закончится, мы уже будем в очень глубокой жопе. Но даже самая глубокая жопа лучше, чем война.

Об инверсии разговор

Коли пьянка такая пошла, про инверсию пару слов сказать надо. Непростая штука инверсия. С одной стороны, сразу характер автора чувствуется, интонация эдакая, будто в пляс ноги сами пускаются. С другой стороны, утомиться от инверсий тоже дело нехитрое. Вот абзац один еле дотянул, а уже голова будто кружится, настолько выглядит манерно и читается неестественно. В общем, ежели акценты хотите ставить, может быть, и неплохо инверсию использовать. Но переборщить с ней легко, поэтому остерегайтесь лучше.

Тёма и закос под Тёму

Вот закос под Тёму копирайтера «Альфа-банка». Курсив мой:

Всё можно, если успели в розыгрыше Альфа-Банка поучаствовать. Ща идёт прямой эфир с приколами от Урганта — можно просто так забежать на вечеринку, чтобы их послушать, а можно и результатов подождать, если активно транжирили свои кровные. Не квартира, так айфон — там и их активно раздаривают. Гулять, так гулять.

По мнению копирайтера «Альфа-банка», Тёма в обычной жизни пишет так:

Можно только работой беженцам помогать, ежели хочется. Той, причем, которую местные делать не хотят от слова совсем, даже по приколу. Ща деньги беженцам давать — это все равно, что нищему, который работать не хочет, подавать. Это не добро, а зло чистейшее. Потому что нищему помощь плодит нищих, а не уменьшает их. Ведь нищий что с деньгами сделает? Не пропьёт — так проиграет, третьего не дано. Так-то!

А вот как пишет Тёма на самом деле:

Помогать беженцам можно только работой. Причем той, которую местные делать не хотят. Давать деньги беженцам — это все равно, что подавать нищему. Это не добро, а чистое зло. Потому что помощь нищему плодит нищих, а не уменьшает их.

Когда я работал в «Мегаплане», я тоже писал текст для блога Тёмы еще во времена ЖЖ. И я тогда тоже на инверсиях строго писал, да с подвывертом, ибо весело дюже, разговорный стиль якобы, да матерку-с, чтобы будто Тёма сам лично рукой своей текст мой написал да благословил. Но получилось говно, конечно же. Как и у копирайтера «Альфы». Потому что любая стилизация — говно.

Кайф Тёмы том, что он пишет про важное — по крайней мере, для себя. И пишет об этом просто, быстро и грязно. Ёбкость — в мыслях, а не в словах.

Ну а реклама у Тёмы работает любая, даже если написана плохо.

P. S. А вот стилистически почти неотличимая реклама у Тёмы:

​​Якитория

Никто не будет спорить с тем, что из всех ресторанов у «Якитории» самый классный логотип (гы-гы). У них, кстати, вообще с дизайном все очень ок, меню реально хочется облизать, так все круто сфоткано.

Что касается еды, все разбирающиеся понимают, что из демократичных сушилен они самые топчики — реально достойные роллы, человеческое приложение, и, что особо радует, еду доставляют в любую пердь почти в любое время суток и бесплатно. Модные рестораны с Патриков хрен вам что доставят после 10 вечера.

По старой дружбе ребята сделали специально для подписчиков Уютного Бложика скидку 25% на любой заказ с доставкой по промокоду TEMA до 19 апреля в Москве и Московской области.

Не благодарите.

#нативнаяинтеграция

Где в копирайтинге зарплаты 200 тысяч?

Почему в группах с вакансиями так мало объявлений для авторов с высокой зарплатой — по 100, 150, 200 тысяч? Явно же эти позиции где-то есть, но почему тогда нет вакансий?

Потому что на такие вакансии никто не набирает «с улицы». Это тяжело и глупо.

Представьте, что вы рулите маркетингом в крупной компании. У вас есть главный по текстам с зарплатой 200 тысяч. Он начинал как просто автор с гонораром 50, но постепенно стал настолько полезен, что вам не жалко платить все 200. И вот он постепенно уходит в другой проект, вам нужен новый человек. Пойдете ли вы искать его на HH.ru? Нет, конечно.

Как вы поступите:

  1. Попробуете найти кого-то внутри — кто-то из выпускающих, шефредов или крутых авторов, которые с вами давно работают. Они знают специфику, уже хорошо проявили себя, вы им доверяете и они справятся. Как они оказались у вас на радаре? Они пришли на гонорар 50 и постепенно показали себя в деле.
  2. Если не получится, поищете по профсообществу — в специальных чатах, по знакомым, по рекомендациям. Уходящий автор наверняка найдет двоих-троих кандидатов, с которыми есть смысл пообщаться. Тут уже меньше гарантий, потому что вы этих людей не видели в деле. Придется брать на испытательный срок.
  3. В крайнем случае обратитесь в рекрутинговое агентство, которое поищет, кого бы схантить из соседних компаний, не привлекая лишнего внимания. Но вам очень не хочется этого, потому что это дорого и без гарантии результата.

Вакансию вы размещать точно не будете, потому что на зарплату 200 тысяч вы получите самосвал говна в стихах. И вам это разгребать.

Лучший способ попасть на зарплату в 200 тысяч — прийти на зарплату в 50 тысяч.

Художник — Даня Берковский

Навык для спора

Допустим, хочешь поспорить с человеком, который несет запредельную ёбань. Но с телефона спорить неудобно. Или ты заранее понимаешь, что он сейчас будет отстаивать свою позицию до последнего вздоха и никакие аргументы не слышит.

Отлично. Тогда такой прием: задавай вопросы. Например:

А расскажите, почему так?
А в какой ситуации это верно?
А как вы это поняли?
А бывают обратные ситуации?
А что об этом подумают на другой стороне?
А при каких обстоятельствах может быть иначе?

Вам эти вопросы ничего не стоят, а человек будет уверен, что он невероятно умен, подкован и компетентен. Вы же извлечете какой-то объем информации и либо убедитесь в несусветности этой ёбани, либо узнаете что-то новое.

Чаще всего выяснится, что человек прочитал в вашем комментарии не то, что вы имели в виду; у него там какие-то свои травмы и галлюцинации. Когда вы это увидите, станет очевидно, что спорить не о чем: вы ему про Фому, он вам про Ерему. Но вы на это выяснение потратили три минуты, а он — час.

Почему статьи с «почему» склонны тонуть

Например, мы пишем статью про сериал «Клиника». Угадайте, какие подзаголовки будут лучше качать:

5 известных актеров, которых не взяли на роли в «Клинику»
Бредовые сюжеты и нестыковки в сериале «Клиника»: рейтинг редакции «...»
Как влюбить в героя? Разбираем на примере «Клиники»
Почему «Клиника» — великий сериал

Из всех этих тем я бы в последнюю очередь взялся за последнюю с «почему». Люди, которые кликнут на нее, должны изначально быть в курсе сериала и быть согласны, что он великий. Более того, они должны испытывать потребность в подтверждении. То есть это самые хардкорные фанаты сериала, которые хотят доказывать его величие. Остальным статья будет не так интересна.

То же самое, если бы заголовок был обратным: «Почему „Клиника“ — переоцененный сериал». Статья будет интересной, если я знаю сериал, имею на его счет мнение и мне это важно.

Попробуем еще:

«Почему нам всем стоит уважать право человека на что-то там» — очевидно, что комиссары социальной справедливости будут меня сейчас учить родину любить, идите в жопу

«Почему Москве не нужны не автобусы, а троллейбусы» — слушай, да неважно, почему. Будут автобусы — хорошо, будут троллейбусы — хорошо. Лишь бы вовремя ходили

«Почему Моргенштерн — главный артист современности» — я вообще не в курсе, кто там у артистов главный, я слушаю Дору

Короче, статьи с «почему» — это чисто тусовка для своих. Если тебя волнует тема и ты глубоко в ней, тебя возбудит это «почему», даже если ты не согласен. А если у тебя нет на этот счет мнения, ты спокойно пройдешь мимо.

Но можно сделать так:

Все обсуждают право на что-то там. Как это коснется вас?

Как изменится жизнь москвичей, если вместо автобусов запустить троллейбусы

Моргенштерна назвали главным артистом современности. Что это говорит о нашей стране

Так-то пободрее.

Теневой бан в жизни

А вот представьте, чисто теоретически... Знаю, что бред, но просто фантазия...

Представьте, что у каждого человека в вашем окружении есть секретный алгоритм. Этот алгоритм определяет, насколько человеку приятно общаться с остальными. Условно, некая Маша любит Васю на 7 из 10, поэтому с радостью посидит с ним в чате или попросит о помощи на работе. А  Оля имеет рейтинг 2 из 10, поэтому Маша пойдет к Оле только в случае крайней необходимости.

Представили? Теперь еще интереснее: этот рейтинг секретный. Ты никак не можешь понять, какой у тебя рейтинг для другого человека. Если спросить напрямую, тебе скажут: «Ой, у тебя рейтинг 10 из 10, ты лучший из лучших, просто меня тут завалило работой и некогда». А в этот момент твой рейтинг упал с 3 до 2, потому что это тупизм — выяснять вот так отношения?

Так как рейтинг секретный, тебе очень трудно понять, когда ты попадаешь в «теневой бан». Ты можешь догадаться об этом только по косвенным признакам: например, клиенты к тебе не возвращаются. Или люди не предлагают тебе пойти с ними потусить. Или тебя окружают говноеды, хотя сам ты — золотой человек (со своей точки зрения).

И вот если бы это всё было верным, какие привычки с наибольшей вероятностью отправляли бы нас в теневой бан у других? Просто поразмышлять:

Указывать на ошибки других

Давать советы без спроса, настаивать на их исполнении

Доказывать свою правоту в любом споре

Присылать голосовые сообщения без разрешения

Обсуждать людей за спиной

Наверняка в этой воображаемой ситуации было бы что-то еще, но для примера хватит.

И вот в этой воображаемой ситуации такой вопрос: как будет выглядеть мир человека, который делает все вещи из списка выше? Допустим, его поведение приводит к тому, что этот человек в теневом бане почти у всех. Как ему живется? Как продвигается его карьера? Как на личном? Что с клиентами? Что он думает о мире? Что он скажет своим новым знакомом о тех людях, которые его окружают?

И как выглядит мир человека, который ничего из этого не делает, и он у большинства людей имеет рейтинг в районе десятки? Что он думает о мире? Как ему живется?

Просто сижу, размышляю.

Роковой заказ

— Здравствуйте, вы копирайтер?
— Да, профессиональные тексты на любой вкус! Копирайтинг С Гарантией — это я
— У нас производство окон, нужно написать текст про новую фурнитуру
— Без проблем, вот ваш текст
— Ух ты, как быстро! Но постойте... Ваш текст какой-то очень длинный, люди его не прочитают
— Лев Толстой писал еще более длинные тексты! Вы что, считаете, что Толстой — плохой писатель?
— Но вы не рассказали о свойствах нашей новой фурнитуры
— Это художественный прием! Все классики русской литературы закладывали смысл между строк!
— А почему у вас здесь рассказ про вашу собаку?
— Моя собака умерла, это личная история
— Я вам сочувствую, но как это связано с немецкой антивандальной фурнитурой?
— Это сторителлинг! Вы ничего не понимаете! Это сейчас самый тренд!
— Мне кажется, вы меня не поняли. Мне нужен просто текст о том, какие преимущества есть у нашей антивандальной фурнитуры. Чтобы покупатели захотели ее установить вместо более дешевой. Донести до людей, понимаете? Дать им пользу, так сказать
— ПОЛЬЗУ? Вы что, пишете инструкцию к бытовой технике? Копирайтинг — это искусство! Здесь нужно раскрыть творческий замысел! Россия — самая читающая страна! Ваши тексты должны быть утонченными, изящными, безукоризненными, они должны читатся на одном дыхании, как Булгаков, как Пастернак, как Некрасов, как Онегин! Это великие классики!
— У вас ошибка на «-тся / -ться»
— Я что, корректор? Это отдельная услуга!
— Вы не могли бы переделать, чтобы это было больше похоже на инструкцию к бытовой технике?
— Нет, у меня уже нет вдохновения. Вы просто не уважаете великую русскую литературу.

Художник — Даня Берковский
2022   дурь

Загадка для фрилансера

Представьте, что вы фрилансер. Вам сегодня сдавать текст, но вы понимаете, что вообще не успеваете. Нужно как минимум еще целый день, а то и два.

Как поступите? Варианты:

Герой труда: молча фигачить в надежде, что клиент сам забудет про дедлайн (часто так бывает). Рано или поздно клиент объявится, а вы уже почти доделали и вот-вот сдадите. Или уже доделали!

Абонент недоступен: молча фигачить, даже если клиент начнет писать и названивать. Выйти на связь, как только работа будет сделана. Сказать, что хоронили собаку.

Надежный: как только понял, что времени не хватает, набраться решимости и связаться с клиентом. Предложить либо сократить работу, либо удлинить срок. Расписать реалистичный план. Дать клиенту возможность перестроить свои планы. Но самое главное — не пропадать.

Постмодерн: не начинать делать проект, пока заказчик не начнет капать на мозги. Сегодня дедлайн? Нет, дедлайн — это когда заказчик уже второй день пишет мне без остановки. Вот тогда действительно дедлайн. Всё остальное — социальный конструкт.

Ваши варианты присылайте почтой по адресу 127427, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 12

Художник — Даня Берковский

Родион Скрябин о бизнесе бренд-медиа и контент-маркетинга

Вот конспект вечернего разговора.

С чего начался Палиндром

«Палиндром» возник из любопытства: первый клиент из «Практикума» обратился с предлжением создать блог. Это был проект «Код», на котором будущая команда «Палиндрома» отработала все процессы.

Чуть позже начались переговоры по продаже «Лайфхакера», из которых команда вытащила «Палиндром».

Тогда совпало несколько факторов: «Практикум» оказался хорошим клиентом, это был спокойный проект, «Код» взлетел.

Тень Т—Ж

Самый популярный антизапрос — «Мы хотим Т—Ж». Особенно активно запрашивают банки. Это плохо, потому что никто не хочет Т—Ж семилетней давности.

Т—Ж популярен у клиентов, ведь у него большая аудитория. Даже сам клиент скорее всего читает Т—Ж, поэтому желание создать похожее издание нормально. Главное объяснить ему, к чему приведет создание похожего формата.

См. также: история Т—Ж

Особенности бренд-медиа

Бренд-медиа должно быть оторвано от продукта. Если это медиа про продукт, то это просто корпоративный блог, продвигать его и собирать читателей сложно. Иногда стоит сказать проекту нет, когда запросы клиентов явно ведут издание к корпоративному блогу.

Бренд-медиа не может быть нейтральным и подходить всем категориям пользователей бренда.
А если компания не нейтральная? Когда приходит клиент из «бирюзового» бизнеса с запросом сделать бренд-медиа в тон голоса бренда, то «Палиндром» не откажется. Когда сама компания свободная в действиях, то и бренд-медиа может работать свободно.

Деньги в медиа

Отдача от бренд-медиа измеряется в деньгах от лидов и продаж, создании знания о бренде и спроса на новое знание. А еще некоторые проекты внешне выглядят бесполезными, но приносят огромный профит клиенту внутри.

В среднем медиа стоит от 30-90 млн. рублей в год. Медиа рассчитывается так: берут часовые ставки всех специалистов, умножают на ставки налогообложения и двенадцать месяцев в году.

В стоимость войдет дистрибуция (около 350-500 тыс. руб при пяти материалах в неделю и активных соцсетях).

Дистрибуция

Процесс дистрибуции начинается с составления списка возможных платформ. Далее компания делит бюджет по возможности пропорционально на несколько месяцев. Пишет креативы и тестирует параллельно несколько материалов.

Сначала деньги лучше нести в конвенциальные источники трафика («Фейсбук», «Инстаграм»). Потом можно рассмотреть «Вконтакте».

В «Одноклассниках» редко получишь дешевый клик. С «Твиттером» в России официально работает только одно агентство — это усложняет работу.

В «Телеграме» закончился рост после добавления архивированных чатов. Выросла цена подписчика и перехода.

Важно смотреть, какие именно люди приходят с таргета. Возможно, медиа и не нужны такие читатели.

Разобраться в дистрибуции не так трудно. Если дружишь с гугл-табличками, можешь строить гипотезы и находишься в адеквате, то все получится. Люди, которые не занимались таргетом, вполне могут это освоить.

Работа с клиентом

Сложно работать с клиентами, которые далеки от медиа. Такие клиенты часто не дают свободы в проектах, а это почти исключает возможность «Палиндрому» работать в привычном стиле.

Когда создается творческий союз «Палиндрома» с клиентом, то работать над бренд-медиа проще, а клиент получает больший профит.

Важно, чтобы клиенты понимали, что бренд-медиа — это не одна статья.

Годичные контракты — это хорошо, иначе велика вероятность на каком-либо из этапов создания встрять из-за нехватки ресурсов. При долгих контрактах бюджет замораживается и до конца года растрачивается. Идеально бы было жить трехгодичными циклами.

Почему закрываются издания

Убить издание могут поисковики, например, новые алгоритмы Яндекса и Гугла. Это техногенный фактор, а есть человеческий — бюрократия.

Издание не стоит продлевать на следующий год, если нет творческого союза с клиентом. При явных противоречиях сложно организовать работу. Можно сравнить с семьей, где ребенок — это медиа, клиент и подрядчик у которого не разводятся только из-за него.

Издание не взлетит, когда вокруг него не строится комьюнити.

Курс на Skillcup

В курсе «Бренд-медиа, блоги и контент-маркетинг» Родион балансирует между широкими и узкими темами. Курс будет интересен новичкам в сфере и представителям коммерции в классической медиа. Плюс маркетологам и редакторам, которые метят в главреды.

Если хотите сделать бренд-медиа, нужно научиться думать о бренд-медиа. Это как у таргетолога: если ты не понимаешь стратегически, что хорошо, а что плохо, то любая реклама будет бесполезна.

Редактору на каникулы: главные статьи 2021 года

Полезное действие текста

Принцип «Кто, что и зачем?»
Чем делятся люди
Как изучить аудиторию
Как узнать, что нужно читателям
Зачем бизнесу нужны соцсети?
Что писать в соцсетях... чтобы... продажи?
Название компании
Как писать интересно на всякие гендерные, политические, SJW и подобные темы
Как сделать так, чтобы статью дочитали до конца

Влияние на читателя

Наблюдение о сегментировании
Как посмотреть

Рассказать о себе и прорекламировать

Как заменить «мы» и «наш»
Как рассказать о себе, если ты финансовый консультант
О чем писать салону премиальной сантехники
Что делать, если статьи плохо конвертят

Синтаксис

Редактируем сложное предложение
Склонение брендов
Как избежать разночтения с ударениями
Насколько корректно начинать предложение со слова «чтобы»?

Визуальная подача текста

Грамотное выделение в тексте
Как сделать более наглядными новости о компании

Удержать внимание

Введение в статью через «Серьезный вопрос»
Как победить в борьбе за аудиторию
Пишу не по своей теме
Что делать, если по теме есть два полярных мнения

Профессия редактора

Как редактору не пропустить фактическую ошибку
Руководство по старту в профессии редактора
Что делать, если редактор в компании кажется ненужным посредником
Как работать с комментариями коллег
Слишком много времени уходит на редактуру

Поиск и найм редактора

Где искать авторов узкой технической тематики?
Как объяснить, что нужны новые редакторы?
Паша Федоров о трудоустройстве редакторов в бренд-медиа

Деловая переписка

Заботливый отказ
Как быть с подвешенными клиентскими диалогами?
Экзотические имена в Телеграме и Почте
Как оптимизировать подачу документа
Как обращаться к читателю в рассылках

Повысить заработок

О заработке на текстах
Два подхода к продаже текста

Переговоры и работа с клиентом

Как работать с дурными замечаниями
Работа идёт не с заказчиком, а с посредником
О журналистской объективности
О заявке на статью
Совет о неинтересной задаче
Инфостиль и интервью
Как убедить эксперта в необходимости правки

Работать вдохновенно, быстро и без сожаления

Как все успевать
Время на изучение материала
Писать о том, что прет
Как находить подходящих клиентов
К кому возвращаются клиенты

Всякая дурь

Один пост, два подхода
Сообщение от Вселенной
Случай с шоколадом
Редакторский этюд про микрофон
Фейсбук: закон, справедливость и милосердие
Приоритеты в рекламном тексте
Манипуляция Бирмана
Мысленный эксперимент
Полезное действие кинематографа
Русско-инстаграмный разговорник
Про узнавание себя
Позитив, добро и HR-бренд
Сага о заголовках «Коммерсанта»
Кто дал право устанавливать правила русского языка

Ранее Ctrl + ↓