Кнут и пряник

Один и тот же критический комментарий может как деморализовать, так и вдохновить. В зависимости от формулировки:

Деморализует

Вдохновляет

Что-то страшное говно по всем параметрам. Как будто не было моих советов по отжиму текста и сегодняшнего обсуждения структуры и позиции автора. Ну и со сроками у тебя полный п...

Стало лучше. Но все еще очень сыро по отжиму текста и структуре. Еще ты забыл о позиции автора. Это нельзя публиковать. И меня тревожит, что ты показываешь это так поздно.

После обоих комментариев человек сделает работу. Но после первого ему нужно отряхнуться, покурить, пожаловаться на жизнь друзьям, и только потом он заставить себя сесть за работу. А после второго комментария человек возьмется сразу, с удвоенной энергией.

Разница — в признании усилий:

То, что ты старался и работал — это само собой и не обсуждается. Иначе быть не может. Давай сосредоточимся на том, что нужно улучшить.

Здорово, что ты старался и работал. Я вижу твои усилия, и пока что их недостаточно. Давай сосредоточимся на том, что нужно улучшить.

Критику из левого столбца спокойно воспринимают уверенные в себе люди с толстой кожей. Но с такими качествами не рождаются. Их воспитывают сначала правильные родители, а потом жесткая трудовая среда. У таких ребят свои ограничения, но с критикой они справляются на ура.

Куда чаще приходится работать с людьми творческими, тонкими и более чувствительными. Такие при первой возможности включают примадонну и убегают работать в нежные и вежливые компании, где им заглядывают в рот. Но это тема отдельной заметки.

На всякий случай я стараюсь критиковать, как в столбце справа. От меня не убудет, а человеку приятно.

Критика вообще — это прекрасно. Когда клиент принимает работу как есть и молча за нее платит, то это не только неинтересно, но и вредно — начинаешь деградировать.

Еще по теме: Спасибо, пожалуйста, Илья Бирман о том же

Дальше
7 комментариев
Вася 2014

Критику из левого столбца спокойно воспринимают уверенные в себе люди с толстой кожей.

Странное обобщение. Вот эта уверенность, которая позволяет в том числе и воспринимать такую критику, может основываться на куче обстоятельств, начиная от общей «взрослости» человека, понимания им себя, ощущения собственного превосходства в чём-то другом, заканчивая воспитательным воздействием разных сред, о которых вы сказали. И «кожа» у них может быть и бывает любая.

> Такие при первой возможности включают примадонну и убегают работать в нежные и вежливые компании,

А зачем работать с мудаками? :)

Всем ведь ясно, что такая форма критики — отстой. Чего терпеть-то? С любой кожей.

Люда Сарычева 2014

Максим, ты опубликовал очень полезный пост. Настоящий мастрид для каждого руководителя, но меня тревожит, что в начале ты два раза подряд написал слово «один». (-:

Второй левый столбик не так уж страшен. Бывает хуже: «Конечно ты старался, я тебе зря что ли деньги плачу?».

Виталик Мышляев 2014

А как быть со «звездами»? С которыми начинаешь со правого столбца, потом они говорят, чтобы им не мешали делать работу, и все скатывается к левому и даже более грубому варианту.
Есть много людей вообще не готовых к критике

Марина 2014

Профессионал всегда сам видит, где у него получилось соответствовать требуемому заданию на 146%, а где — всего на 99 и чего-то не хватило. Задача руководителя — подсказать и направить.

Творческие люди вообще очень трудно воспринимают слова с приставкой или частицей «не»: «нельзя», «недостаточно», «неправильно», «не справляешься». Пожалуй, уникальный начальник, с которым я работала, за всё время ни разу мне не сказал ни единого слова с «не». Вполне можно обойтись и без них, например: «А давай попробуем расширить этот абзац, дополним его подробностями», «Вот этот кусок можно совсем убрать, и без него хорошо», «Вот это нужно поскорее сделать, поставь это в план раньше вот этого».

Если работник по-настоящему ценен и главным является результат работы, то вполне можно найти к нему подход и без «командования».

Игорь Старков 2014

А как быть со «звездами»?
Думаю, звезды опытные люди и готовы ко всему! Иначе они бы не стали звездами! )

Максим Ильяхов 2014

Бывают звезды, а бывают примадонны. Звезды действительно работают суперпрофессионально, при этом требовательны к себе и другим. Примадонны работают чуть лучше среднего, но ведут себя хуже звезд.

Марина 2014

Максим, отличить звёзд от примадонн можно простейшим тестированием.

Алексей 2014

о чем мы? что такое звезда? и каким тестированием проверяется? ссылочку дайте...