Важный текст про нейминг

Недавно вел консультацию по неймингу. Пришли ребята с блогом про еду (допустим). Не могут придумать название. Надо, чтобы и вкусно, и звонко, и ловко, и коротко, и еще как-то я не знаю как. Шоб как БМВ, только про еду.

И я не смог, кажется, донести до них важную мысль:

НАЗВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ. ПОТОМУ ЧТО НЕ НАЗВАНИЕ ФОРМИРУЕТ ПРОДУКТ, А НАОБОРОТ

Ну ладно, не любым. Есть какие-то критерии нормального названия, типа:

Читаемое и, желательно, произносимое. Не надо называть журнал «Зфщшыиагнф7»

Желательно, чтобы название ну хоть как-то, хоть чем-то было близко к сути вашей работы. Журнал про еду «Карданный вал» — немного странно. «Кардамонный вал» — ваще нормасик.

Хорошо, если название — субстантив, то есть там присутствует существительное или что-то, выполняющее его функцию. «Добавка» — норм, а «Добавили огоньку» — чуть хуже. Но всё равно может быть.

Я бы не делал название длиннее двух слов. Например, «Накроши пармезану» — норм, а «Пожалуйста, накроши пармезану» — ну так.

Не должно быть такого же названия у такого же по смыслу продукта, который находится прямо тут же рядом. Например, если есть журнал про флористику «Роза чайная», не нужно называть следующий журнал «Чайная роза».

Всё, это просто базовые правила гигиены. В остальном у блога, журнала, продукта, сайта, фирмы и бренда название может быть ЛЮБЫМ. Потому что ваша работа и репутация приклеиваются к названию, а не наоборот. Вот смотрите:

Блог про еду можно назвать «Колбаса», «Сыр», «Пармезан», «Зажор», «Пожор», «Нажор», «Тыква», «Брюква», «Клюква», «Артишок», «Сковорода», «Сотейник», «Массовик-сотейник», «Прихватка».

А еще: «Мечта», «Радость», «Грусть», «Голодуха», «Житуха», «Жратуха»;

А можно даже так: «Говно», «Говно и кайф», «Нееш» и даже «Нееш подумой».

Если это будет классное издание, любое из этих названий подойдет. Да, название «Говно» в издании про еду возможно, если это будет очень хорошее издание. «Читал в „Говне“ про новый рестик на Патриках? Да, пять говн из пяти, нужно обязательно сходить!»

Оговорка

Понятно, что издание «Нееш подумой» имеет конкретный постмодерновый вайб, поэтому вряд ли это будет издание о высоколобой фуд-критике. О высоколобой фуд-критике будет название «Кулинарное обозрение». Да, в названии есть что-то, что заранее сообщает читателю, о чем будет продукт.

Но в рамках этого смыслового поля не важно, что именно вы выберете:

«Кулинарное обозрение»
«Журнал кулинарной критики»
«Кулинарная критика»
«Рестораны Москвы»
«Московский гастрономический вестник»

и так далее — это всё одно и то же название. Не надо дрочить слова и искать лучшее. Выберите одно и наполните его кайфом. Само название кайфом не наполнит.

Или если вы хотите сообщить что-то конкретное, то не нужно делать что-то, что противоречит этому. Например, если вы хотите сказать, что у вас мягкие диваны, не нужно называть мастерскую «Пики» или «Наждак».

Истории

Название журнала «Код» было придумано примерно так. Мы сидели в переговорке, заказчик спросил «А как назовем?». Я ответил: как угодно, любое слово, какое придет в голову. В голову пришел «Код» и еще пару названий. «Код норм?» «Код норм». Всё, работем так уже 4-й год, кайф и радость.

«Кинжал» сначала должен был называться «Кинжал и зефир». Типа кинжал дает тебе преимущество, а зефир — это то, за чем ты идешь благодаря этому преимуществу. Но решили, что как-то сложно и непонятно, сделали просто «Кинжал». Ну и нормально.

«Тинькофф-журнал» — просто взяли и добавили слово «Журнал». Никто не пытался соорудить конструкцию типа «Тинькофф умные деньги и экономия». Хотя «Умные деньги» — тоже нормальное название.

«Главред» — я всегда старался работать главредом, а канал мой. Ну, логично. Можно было назвать «Шефред» или «Редактор 3000».

BMW — это Bayerische Motoren Werke, то есть Баварский моторный завод, БМЗ. Это то же самое, что ГАЗ, ВАЗ, БЕЛАЗ и ЗИЛ.

Теле- и радиоканалы BBC — это British Broadcasting Company, то есть Вещательная компания Великобритании. То же самое, что ВГТРК.

Не название наполняет твою работу, а наоборот.

Изначально эта статья вышла в моем «Бусти» в апреле 2023 года. Подписывайтесь, чтобы читать свежие открытия сразу, а не через полгода.

6 мес   реклама
Дальше