Упрощение текста и ленивые дебилы

Читательница в Инстаграме рассуждает:

А не превращаемся ли мы в ленивых дебилов, упрощая текст? Не превращаем ли мы своего читателя в такого дебила?

Когда мы упрощаем текст, происходит следующее:

  1. Текст легче воспринимать. Человек тратит меньше времени и сил
  2. Больше людей могут воспринять текст
  3. Мы влияем на большее число людей

Нужно ли нам всё это? Зависит от ситуации.

В рекламе полезно упрощать, потому что чем больше людей нас поймут, тем больше купят. Если написать рекламу тяжелым языком, люди ее не поймут и не купят. В научно-популярной статье тоже полезно упрощать, потому что мы хотим распространять научные знания. Если мы напишем научно-популярную статью слишком сложным языком, она останется научной, но не будет популярной. Если вести блог сложным языком, то его прочитают только самые замотивированные читатели.

Так что всё зависит от задачи: если нам нужно делать текст популярным, в наших интересах упрощать. Если такой задачи нет — усложняйте на здоровье. Мы можем хотеть, чтобы люди читали наши сложные тексты, но людям плевать на наши хотелки. Читатель обращает внимание на то, что интересно ему, а не нам.

Неприятная часть

Когда человек рассуждает о ленивых дебилах и упрощении текста, обычно это нужно читать так:

Я пишу сложно, потому что не умею упрощать.

Но мои тексты не читают и говорят «упрости».

Я слышала, что в 19 веке был Толстой, Пушкин, еще пару имен помню из школьной программы. Они наверняка писали очень сложно! Вот Пушкин — наше всё! Какой слог! Какой стиль!

Мне теперь обидно, что все такие тупые, что не понимают мой поистине пушкинский стиль!

Это всё, конечно, галлюцинации. А Пушкин для своего времени писал вызывающе просто, за что его критиковали некоторые современники. Думаю, во времена Пушкина в каком-нибудь салоне была такая же мамзель, которая на вопрос о пятой главе отвечала: J’ai peur que le style de Pouchkine transforme les lecteurs en imbéciles paresseux.

Дальше