27 июня 2015, 14:53

«Я хороший, а вы идите в жопу». Три ошибки в тексте о себе

После того, как ЦП опубликовал статью «Текст о себе», участники продвинутого курса присылают мне на рецензию аналогичные текстики для сайта, портфолио и работодателей. Тема многих затронула, потому что все хотят хорошо выглядеть в интернете.

В статье я говорил: травите леску, отстаивайте позицию, не показывайте нужду, пишите о пользе. Я не учел, что мало знать эти принципы, нужна практика. Без практики эти приемы сработают против вас.

Иногда человек пишет из лучших побуждений, а получается надменно и агрессивно. В этой статье хочу помочь не попасть в эту ловушку. За основу возьму текст, который прислал один из участников продвинутого курса. Изменю некоторые подробности:

Я архитектор. Делаю проекты домов и публичных пространств.
Работал над зданием мэрии, создал проект центрального парка, построил башню «Федерация» и еще 10 зданий в Москве.
Придумал систему перекрытий будущего в авиационных ангарах, хорошую систему полимерных подпорок в античном стиле и как общественному зданию заботиться о ногах посетителей.
Работаю по ФФФ, переговариваю только с тем, кто принимает решения по проекту. Не работаю в офисе и на фирму.
Мечтаю о жизни без непродуманной архитектуры за 50 000 рублей.
Меня тошнит от модных течений в архитектуре.

Караваджо. Нарцисс у ручья

Только с господами

Первое и самое злое — это часть про переговоры:

Автор написал
Переговариваю только с тем, кто принимает решения по проекту. Не работаю в офисе и на фирму.
Читатель понял
Если вы ничего не решаете, я даже разговаривать с вами не буду.

Рассказ о том, что вы не сдаете работу передаточному менеджеру, стоит скрыть до тех пор, пока вы с таким менеджером не встретитесь. И даже тогда говорите в мире клиента:

Нет
Я работаю только с тем, кто принимает решения
Да
Иван, а что будет, если мы с вами все сделаем, вы примете работу, а ваш руководитель скажет, что ему все не нравится?

Любое травление лески должно быть заботливым. Вы не посылаете человека, а пытаетесь ему помочь, даже если откажетесь от работы:

Хочу работать с компаниями, которые продвигают здоровый образ жизни и рациональное отношение к деньгам. Не смогу помочь компаниям, которые продают алкоголь, сигареты и потребительские кредиты.

Лучше всего я делаю длинные серийные проекты: курсы, серии учебников, сценарии сериалов. Если вам нужен текст на один раз, обратитесь на биржу.

Чтобы писать хорошие статьи, я стараюсь подробно изучить тему. На исследование я закладываю не менее недели. Если вам нужен текст завтра, я вряд ли успею сделать хорошую работу. Однако буду рад помочь с более длинными задачами.

Прочувствуйте разницу: не «идите к черту, если вы мне не нравитесь», а «давайте дружить, если мы друг другу подходим».

Не путайте «травить леску» и «идите к черту»

Работаю по ФФФ

Наивно ожидать, что ваши читатели знакомы с принципами несдвигаемых дедлайнов. Обычно люди не знают, что такое ФФФ, и изучать сейчас не будут.

Иногда авторы в этом месте ставят ссылку: дескать, иди, разбирайся, как разберешься — возвращайся. Ссылка — это хорошо, но нельзя рассчитывать, что читатель ее изучит:

Автор написал
Работаю только по ФФФ.
Читатель понял
Какая-то непонятная фигня, идем дальше

Да и потом: кого волнует, что вы работаете по какому-то ФФФ? Почему мне это важно знать? Напишите о пользе подхода:

Подумайте двести раз, прежде чем писать, что вы работаете по ФФФ. Этот принцип всем нравится в теории, но следовать ему трудно

Сдаю проекты вовремя, потому что следую принципу несдвигаемых сроков.

Работаю по принципу ФФФ, поэтому гарантирую запуск проекта в срок и с фиксированным бюджетом.

Сдаю не красивые картинки, а запускаю работающий продукт. Для этого беру на себя работу с программистами и сопровождаю проект до старта. Я называю это дизайнерским управлением разработкой.

Ваши принципы никого не интересуют. Всех интересует польза

Я сделал 16 проектов

Еще одна проблема — это бездумное перечисление всех заслуг и проектов. Если не подсказать, что это значит, читатель не сделает нужный вывод:

Автор написал
Работал над зданием мэрии, создал проект центрального парка, построил башню «Федерация» и еще 10 зданий в Москве.
Читатель понял
Так, ну что-то он явно делал

Допустим, наш архитектор хочет делать общественные пространства. Тогда он явно говорит, что он хочет делать и почему ему стоит доверить эту задачу:

Больше всего люблю проектировать общественные пространства: бизнес-центры, рестораны, библиотеки и школы. Стараюсь создавать многофункциональные пространства. В 2014 году по моему проекту построен первый бизнес-центр с динамической планировкой, а в 2015 году по этой же технологии строится первая в Москве школа-трансформер.

Здесь автор задает направление — «многофункциональные пространства». Далее он приводит доказательства, что это направление у него сильно — рассказывает о работах. Все остальные работы, которые не показывают его компетенцию в этом направлении, он не упоминает.

Специализируюсь на серийных обучающих продуктах. Был главредом рассылки Мегаплана, запустил обучающие рассылки о редактуре, финансах и мотивации.

Редактор — это не «человек с текстиками», а капитан корабля. Чтобы подготовить всесторонне развитых редакторов, мы обучаем их не только редактуре, но и вёрстке, дизайну, переговорам, управлению проектами и юридической безопасности (см. Школу редакторов)

Мы делаем любые сайты, но наша любимая задача — эффективные интернет-магазины. Мы сделали собственную платформу онлайн-торговли и запускаем на ее основе по 10 магазинов в год. Вот они:..

Иногда нужно просто сказать, что мы опытные:

Работаем с 2010 года, беремся за любую работу: частные дома, школы, магазины, гаражи...

Тут мы говорим, что если у вас проект свинарника или подземного шубохранилища — это всё к нам. Польза!

Если хотите перечислить проекты, предложите читателю готовый вывод — что вы хотите этими проектами сказать?

Текст о себе, о компании, портфолио, сопроводительные письма и любые другие рассказы о вас — это на самом деле не о вас. Это о том, как вы поможете другим. Сами по себе мы никому не нужны. Мы нужны другим ровно настолько, насколько мы им полезны.

А еще мы скоро умрем, и все, что от нас останется — это польза, которую мы принесли. Череп в рассылке Главреда — это ежедневное напоминание о смерти.

См. также

Как общаться с клиентом
Профессиональная этика

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре
4 комментария
Катерина

«Сдаю не красивые картинки, а запускаю работающий продукт. »
Что-то тут с согласованием, м?
Не сдаю картинки, а запускаю продукт — как-то так должно быть?

Владимир

Хочу делать то, что мне нравится и получать за это деньги. Счастлив когда получается сделать продукт лучше чем он был.
Но какого чёрта я должен заботиться о менеджере который постоянно просирает полимеры времени, юлит и втирает очки клиенту вместо того, чтобы учиться вести переговоры, а чтобы спасти свою задницу просит меня работать на выходных и забить на свидание с женой? А ведь это та самая реальность в которой про ФФФ знают только те, у кого есть страничка в бюросфере.

Александр

Когда вполне себе взрослый и образованный человек намекает в посте на то, что все мы тут (в этой жизни) для того чтобы принести некую эфимерную «пользу» неким эфимерным «другим людям», то это вызывает улыбку.
Мы здесь потому, что у нас попросту не было другого выбора, уж извините за констатацию фактов.
И каждый человек делает что-либо, опираясь на две вещи: во-первых, ему нужно выживать, а работа на кого-то (доброго, но строгого дядю экплуататора) есть способ выживания обычного холопа. Во-вторых, есть люди, которых банально «прет» от своего дела/хобби/занятия. Это фанатизм.
Но делают это люди исходя не из гуманных принципов вроде «я должен принести кому-то пользу», а исходя из одной простой истины — им хочется (они вынуждены) так проводить свое время жизни.
В любом случае, даже если человек захочет включить добродетель, он делает это исходя из своих желаний, своего интереса. Значит его «прет» от того, каким он будет выглядеть социально значимым.
Само общество опирается не на добродетель, а на принципы взаимоэксплуатации-взаимовыживания индивидов в нем. Но это капитанство, конечно.
Поэтому когда мы читаем на новстных лентах про очередную порцию погибших в горячих точках штатских, а рядом на баннерах видим рекламу очередного суперкрутого смартфона, проявляется высший цинизм этого жизнеутройства. Жизнь продолжается, и надо толкать залежалый товар, не оглядываясь на всякую ерунду. Маректологи тоже хотят кушать каждый день.
Собственно говоря, вот и вся философия про «пользу, которую мы должны оставить для других».

Максим Ильяхов

Александр, спасибо что высказались. Рад, что вызвал у вас улыбку. Каждый верит в то, что помогает ему жить.

Анар Гашимов

Методика «по существу» творит чудеса. Она — про качественную экономию времени. Своего, в первую очередь. Вот так просто.

Популярное