Транзитивные заголовки
На одном из проектов меня научили принципу транзитивности. Проще всего объяснить на примере заголовков:
Динамика прибыли в 2011 г. → Рост прибыли в 2011 г. — 11%
Условия беспроцентного погашения кредита → Беспроцентное погашение за 50 дней
Слева здесь назывные заголовки. Отвечают на вопрос «О чём этот текст».
Справа — транзитивные заголовки. Отвечают на вопрос «Что здесь сказано».
Назывной заголовок пишется так, чтобы читатель принял решение, читать ему дальше или нет.
Транзитивный — чтобы читатель понял главное, не читая.
Транзитивный заголовок часто длиннее, чем назывной — ничего страшного. Он всё равно короче, чем сопроводительный текст.
Если к небольшому фрагменту текста (например, на промостранице) нельзя составить транзитивный заголовок — что-то не то с содержанием текста. Возможно, в нём есть несколько равнозначных идей. В идеале, конечно, каждый отдельный фрагмент текста должен подчиняться одной идее.
Интересно делать транзитивными общие заголовки вроде «О компании», «Введение» и «Самое главное». Это такое упражнение: описать одной фразой фирму, книгу или сайт.
Максим, не могли бы показать на примере? Как превратить заголовок «О компании» в транзитивный для этой страницы: http://artgorbunov.ru/bureau/
Сергей, на странице бюро это не нужно — там каждая фраза в кассу. Любые попытки трансформировать «О компании» на этой странице выдадут что-то вроде:
Дизайн продуктов и услуг
Сайты и интранеты
Интерфейс программ
Интерфейс электронных устройств
Навигация в общественных местах
Визуализация информации
Информационный текст
— но это уже есть в тексте страницы :-)
«Транзитивный — чтобы читатель понял главное, не читая.»
и ушел?
И решил, нужно ему узнавать подробности или нет. И там, где нужно — прочитал.
Что такое транзитивность понятно, интересный концепт. А почему вы считаете, что транзитивные заголовки лучше? Есть данные тестов на хорошей выборке?
И во всех ли случаях они лучше? Лично меня интересуют в основном два случая: заголовки на страницах сайта и темы писем массовых рассылок.
И самое интересное осталось за кадром: почему они лучше-то? Есть какая-то теория на этот счет?
Они не лучше и не хуже. Они используются для разных целей.
Новостной заголовок всегда транзитивный, потому что нужно как можно скорее передать главное.
Подзаголовок в статье часто делают назывным, чтобы упростить навигацию.
Заголовок аналитического слайда в презентации делают транзитивным, чтобы выводы бросались в глаза. А заголовок слайда типа «Методология исследования» должен остаться назывным, потому что вывод здесь не нужен.
Такой заголовок невероятно хорош для шеринга в соцсети, у него высокая вирабельность, он разлетается сам по себе, как законченная фраза, прихватывая с собой хвостиком ссылку на сайт, где подробности. Транзитивные заголовки — не совсем заголовки, это своего рода резюме всей статьи. Если в печати эту функцию берёт на себя лид статьи, то в сети мы пользуемся лидами вместо заголовков :)