Кейс: техдиректор говорит, что надо делать бренд-медиа на его любимом фреймворке «...»

Статья из «Бусти» от января 2023 года. Подписывайтесь, если хотите больше таких баек: boosty.to/glvrdru

Случай из жизни. Компания хочет начать вести блог или делать бренд-медиа. У компании есть сайт на каком-то движке — Джумла, Битрикс, Модэкс или что-то еще. На этом движке можно публиковать новые страницы и как-то крутить дизайн. У компании есть техдиректор, который отвечает за работоспособность этого сайта.

Вы приходите и говорите: «Надо ставить Вордпресс, чтобы делать бренд-медиа». Техдир отвечает: «Нет, это несекьюрно. Мы будем делать ваше бренд-медиа на нашем движке. Он может всё, что вам надо, плюс у нас есть экспертиза в поддержке и развитии этого проекта. Кроме того, это позволит нам интегрировать ваши материалы в нашу экосистему». Что-то такое.

Это всё очень плохо. Сейчас объясню, почему и что делать.

Почему это плохо

Сначала вы будете год дрючить эту его платформу. Потому что вы нарисуете дизайн, отдадите в разработку, и выяснится, что платформа такой дизайне не поддерживает. Шаблоны не те, функциональность не та, это мы выводить не можем, то запросить не можем. Местный умелец сделает нечто похожее на ваш дизайн, но это будет выглядеть так:

Ваш дизайн и его реализация на платформе техдиректора спустя 9 месяцев разработки
И это только дизайн ваших статей и морды.

Дальше вам нужно будет немного подкрутить что-то под капотом. Невидимые мелочи:

тайтлы и сео-метки для страниц
систему рекомендаций статей
особенное поведение меню
оптимизацию под всякие телеграмы и гугл медиа актив что-то там
тизеры для соцсетей
кеширование страниц
систему категорий и тегов

Эти вещи плохо видны со стороны, но они влияют на вашу выдачу в соцсетях и поиске, а это напрямую влияет на ваши показатели как издания. Но техдиректор скажет, что эти все доработки не так важны, потому что не влияют на внешний вид и поведение сайта. И поставит их в план на разработку на пятый квартал следующего года. Потому что сейчас другие задачи.

То же будет с вашими статьями, когда нужно будет в них добавить каких-нибудь элементов. Например, корявый эмбед Ютуба плохо работает на мобилке. Ваш техдир починит это месяца через два, когда статья уже никому не будет нужна. Или вам нужно будет настроить дополнительные стили для картинок разного размера. Это случится через месяц.

По итогу вам отдадут полусырой шаблон, которым вы технически можете пользоваться, но по факту это жесть, боль и страдание.

И это не говоря о том, что админка будет сделана через жопу и будет причинять боль каждый день.

Глубинная причина

Глубинная причина в том, что у вас на проект не выделено бюджета на техническую реализацию. Огромный вал работы по бренд-медиа свалено на штатного технического специалиста, который не разбирается в медиа. Он не понимает, зачем делать именно такой шаблон; зачем нужна именно такая реализация; какие доработки реально нужны и почему они нужны сегодня, а не через три месяца. Техдир просто не специалист в том, что вы делаете. А все делают вид, что его знаний здесь хватает.

Это как если вы копирайтер, а вам вдруг говорят: «Пиши книгу по орнитологии». Вы же тексты пишете? Вот книга — это текст. Примерно такой уровень мышления.

Когда вам техдир говорит «Вы можете свои статьи публиковать в нашей админке», он думает, что вся работа — это залить какой-то серый текст с картинками на какой-то сайт. Он не знает, что техническая сторона бренд-медиа — это:

типографика и сложная верстка;
оптимизация под разные платформы и соцсети;
умная перелинковка статей;
рекомендации, циклы, подборки;
категоризация материалов;
рубрики с разными шаблонами под них;
разные шаблоны самих статей;
постоянно меняющиеся требования по верстке;
нестандартные верстальные решения;
интерактивные элементы;
комментарии, комьюнити, посевы в соцсетях;
аналитика материалов и системы рекомендации на их основе.

Техдир думает, что это просто еще одна статья на сайте, который он 20 лет поддерживает.

Что делать

Нужно донести до всех, что бренд-медиа — это вот эта вся гора дел, которая не нужна основному сайту. И что для нее вам нужен отдельный разработчик и отдельная платформа для публикации (обычно это Вордпресс).

И вот золотая мысль, ради которой я всё это пишу:

⭐ Если нет денег на отдельного разработчика, то не надо делать бренд-медиа на сайте. Делайте его на чужой платформе (в соцсетях, на Дзене, где-то еще). Не делайте бренд-медиа вообще.

Обратитесь в агентство «Палиндром», которое уже отладило процесс запуска бренд-медиа. То, что вы делаете своими силами 9 месяцев, Палиндром делает за 2.

Метафора

Вот вам метафора. Вы решили завести домашнюю птицу — куриц всяких, гусей, индюков. Вы приходите к мужу или жене. Они вам: «Ну это... давай там в туалете их поселим... я не знаю, в коридоре. Они же маленькие, должны поместиться. Это же домашняя птица? Вот пусть живет дома».

Да, они маленькие. Они физически поместятся. Но они будут гадить, их нужно кормить и заниматься их яйцами. Вы понимаете, что для курицы нужен курятник, для индюков — загончик. Для всего этого нужен участок. К участку нужны коммуникации. Домик там хоть какой, хоть времянку, хоть сарай для инструмента.

Если у вас нет возможности купить участок и поставить там сарай, вам не нужно заводить домашнюю птицу вообще.

Вот ваш дом — это ваша сегодняшняя система управления сайтом. Вы ее сделали под свои задачи. Но теперь появилась новая задача.

11 мес   бренд-медиа
Популярное