Высокая цена, право на «нет» и ответственность (18+)

В связи со вчерашней статьей о рыночных ценах мне чертовски понравился вот этот комментарий:

Винзард прав, и об этом сегодняшняя статья.

Когда впервые ощущаешь силу права на «нет», хитрая стерва реальность тут же дает по башке скалкой. Оказывается, нельзя просто так взять и поставить высокую цену на свою работу, не испытывая последствий. А последствия могут быть довольно серьезные.

Итак, представьте: вы поставили комфортную для себя цену, не обращаете внимание на «среднее по рынку» и гнете свою линию. Что может быть?

Клиент откажется от заказа

Наименее опасное — когда клиент честно говорит: «мне это слишком дорого, до свидания». Вы потеряли время на переговоры, но не ввязались в заведомо катастрофический проект и не взяли на себя лишние обязательства.

Минус — вы не принесли пользу и не получили денег. У меня полно случаев, когда ко мне приходил желанный клиент, мы общаемся неделю, я врубаюсь в задачу. Потом моя цена оказывается слишком высокой, проект не случается. Это нормально.

Как Винзард правильно говорит — если открыть обыкновенный шиномонтаж и ставить резину за 20 тысяч, большая часть клиентов тебе откажет. Имеют полное право.

Что делать: повышать ценность услуг.

Не просто поменять резину, а забрать машину с парковки, отвезти в цех, поменять колеса и вернуть на парковку, а шины помыть, высушить и сдать на хранение, и за все это заплатить карточкой — вот уже это может стоить не 1500 рублей, а 6000. Заодно провести ТО, подготовить машину к зиме, почистить салон, залить незамерзайку, заменить воздушный фильтр, покрыть дворники какой-нибудь наносмазкой — уже 10 000. Сделать это за ночь, чтобы утром тебя уже ждала полностью готовая к зиме машина — 15 000. Плюс взять летнюю резину на хранение — вот и получился шиномонтаж за 20 000. Есть люди, которые готовы платить за удобство.

В случае с редактором самое простое — не просто писать текстики в ворде, а сразу верстать, подбирать иллюстрации, публиковать и продвигать в соцсетях. Или писать, рассылать по СМИ, добиваться публикации и давать отчет об эффективности. Такая статья может стоить и 10, и 20, и 50, и 100 тысяч, и всё это «рыночное ценообразование» вы вертели в гробу.

Итого: если цена слишком высокая, клиент запросто откажется. Чтобы уменьшить число отказов, повышайте ценность услуги.

Клиент обидится

Допустим, вы 5 лет работали с клиентом по низкой цене, и наконец решили ее повысить:

— Олег, теперь это будет стоить двадцать тысяч
— Илья, но ведь мы всегда делали это за две тысячи!
— Да, но теперь — двадцать
— Илья, ну это слишком дорого. Может, как-то подешевле?
— Нет, моя новая цена — двадцать тысяч. И не Илья, а Максим
— Извини, Макс, ну это как-то не по-человечески. Мы все время работали по другой цене
— Сорри, но теперь цена такая
— Да я понял. Но что мне делать? Мне нужно статью сейчас, и я не могу тебе столько заплатить
— Ну, не знаю. Теперь стоит двадцать
— Слушай, да пошел ты со своими двадцатью тысячами! Умник, бля...

В чем ошибка? В том, что Максим забыл о пользе для клиента и совершенно не проявляет заботу. Заладил: двадцать и двадцать. Але, мужчина, всем понятно, что вы не уступаете в цене. Клиенту-то что делать? Он вас не отжать пытается, у него проблема.

Что делать: проявить заботу и показать искреннее желание помочь. Но в цене не уступать. И желательно, если у вас есть какая-то история отношений, прийти первым и выложить багаж.

— Олег, мы с тобой уже работаем пять лет. Какие мысли? Что думаешь про будущее?
— Особо никаких мыслей, всем доволен, будем дальше писать
— Окей, об этом я и хотел поговорить. Мне больше не выгодно писать статьи за две тысячи. Со следующей статьи цена повысится в десять раз
— Ничего себе. А почему?
— Мне невыгодно за две тысячи и писать, и выпускать в верстке, и продвигать, и общаться со СМИ. Мы начинали просто с текста, а сейчас это целый пиар-конвейер, и по старой цене я это делать не могу
— Ясно. Но я не могу платить по двадцать тысяч, экономика не сойдется
— Как бы ты хотел?
— Я хочу продолжить писать статьи за две тысячи. Понимая твою ситуацию, максимум — за пять
— За пять я не смогу, извини. Но могу помочь найти того, кто готов
— Хорошо. Как это сделать?
— Размести вакансию с тестовым заданием, а я отберу из них самых адекватных
— Это, конечно, геморрой, но что поделаешь...

Кэмп — не Кэмп, но заботу проявлять нужно всегда. Как в хорошем дорогом магазине, когда продавцы относятся к тебе внимательно вне зависимости от того, как ты одет.

Итого: нужно уметь не только отказывать, но и заботиться о тех, кому вы отказываете. Мало просто упереться в свою цену, нужно помочь клиенту решить проблему

Клиент выстроит ожидания

Самый опасный случай — когда клиенту дорого, но он-таки отрывает деньги от сердца и теперь ожидает что-то ВОЛШЕБНОЕ. Стоит же дорого. Это гарантированный, стопроцентный и предсказуемый провал: из-за завышенных ожиданий ваша работа обязательно покажется клиенту слабенькой.

Хуже того — клиент попросит довести работу до нужного уровня ожиданий:

— Да, Максим... За такие деньги статья могла быть и круче...
— Что вы имеете в виду?
— Ну круче. Чтобы цепляло. Зажигало. Брало за душу. Вы же профессионал, вы понимаете, о чем я
— К сожалению, не понимаю. Расскажете подробнее?
— Максим, за такие деньги это вы мне должны рассказывать подробнее, а не я вам...

Если вы слышите эту фразу, то проект в глубокой яме.

Что делать: если это уже произошло, то нужно все останавливать и садиться за переговоры. Вы должны договориться о последнем шансе понять друг друга. Вы формулируете задачу, подбираете стилистические примеры, договариваетесь об условиях расставания. И делаете на основе этого разговора последний вариант. Если после него клиент все еще недоволен, то вы расстаетесь.

Чтобы этого не произошло, нужно все это проговорить заранее: составить грамотное понимание задачи, подобрать примеры, нарисовать в голове принципиальное решение, утвердить его у клиента, договориться о порядке расставания. И только когда клиент со всем согласится — назвать цену.

В бюро есть принцип «Никаких сюрпризов»: на презентации клиент не должен увидеть ничего нового. Только то, что он и так ожидал

Такой подход не защитит вас от «за такие деньги можно было и получше». Но в таком случае у вас будет согласованный план расставания, понимание задачи и принципиальное решение. Если окажется, что на старте вы придумали фигню — вы останавливаете проект и обсуждаете новую задачу.

Итого: чтобы не получить завышенных ожиданий, пишите понимание задачи.

Текст должен стоить дорого

Я отдаю себе отчет в том, насколько это все труднее, чем схватить заказ на бирже и быстро-быстро налить водички на сто рублей. Я прекрасно понимаю людей, которые осознанно отказываются контактировать с клиентом, закрываются в каморке и превращаются в генераторы текста. Правда, ребята: клиентский сервис и переговоры — тот еще головняк. Просто писать статьи — гораздо спокойнее.

Но я знаю и другое. Текст не должен стоить три копейки.

Если клиент оценивает пользу от вашей статьи в сто рублей — да нахрена эту статью писать вообще? В чем прикол этого копеечного копирайтинга? Вам умирать скоро, от вас ничего не останется — и вы тратите часы жизни на эту дурную работу. Серьезно: в чем прикол?

Не надо залечивать, что «такие цены на рынке». Нет никакого рынка. Цены бывают только те, о которых вы с клиентом договоритесь. Если кто-то когда-то отжал какого-то бедного студента по деньгам, это не значит, что я должен работать по той же цене, что и он. Меня не устраивает, и у меня есть право на «нет».

Я считаю так: текст должен стоить дорого. Чтобы брать за текст дорого, нужно делать больше, чем текст: собирать страницы, издавать книги, вести проекты, работать с клиентом и в итоге — выпускать продукт, который приносит пользу. За такое, по моему опыту, клиент готов платить и десять тысяч, и сто тысяч, и пятнадцать миллионов.

Тем не менее, сколько брать за свою работу — личный выбор каждого.

Фрагмент главы 446.1 манги «Хаяте, боевой дворецкий»

P. S. Я веду всю эту агитационную работу не потому, что хочу поменять чье-либо мировоззрение. Я ищу единомышленников: тех редакторов, кто хочет стать капитанами своих кораблей, а не текстовиками в каморке. Зачем такие люди нужны, я рассказал на странице школы.

P. P. S. Подписывайтесь на курс «Работа с клиентом для редактора».

Дальше