Как стать хорошим редактором

Как-то давно Людвиг Быстроновский произнёс в моем присутствии примерно такую мысль. Чтобы стать хорошим прыгуном с шестом, нужно уметь:

хорошо держать шест,
хорошо вставать в стартовую позицию,
хорошо разбегаться,
хорошо рассчитывать силы на бег и прыжок,
хорошо упираться шестом в нужное место,
хорошо отталкиваться от земли,
хорошо перелетать через планку,
хорошо приземляться.

Людвиг говорил это применительно к дизайнерам: там нет каких-то невероятных секретных приёмов, нужно просто хорошо делать базовые вещи. И большинство людей, которые претендуют на профессионализм, всю жизнь оттачивают мастерство в этих простых вещах.

В редактуре похожая ситуация. Чтобы быть востребованным и хорошо зарабатывающим редактором, нужно уметь делать простые вещи:

вовремя прийти на встречу с клиентом,
внимательно послушать клиента,
задать правильные вопросы,
четко понять задачу и сформулировать это понимание,
подписать договор,
реалистично распланировать работу,
держать клиента в курсе дел,
сформулировать полезное действие текста,
учесть контекст,
написать уместный и интересный для читателя заголовок,
придумать информативные и интересные иллюстрации,
разложить мысли по полочкам,
сочинить связные подзаголовки,
выразить мысли по схеме «идея + пример + антипример»,
удалить словесный мусор,
сделать текст кинематографичным (если нужно),
сделать текст читаемым,
оформить текст с учетом удобства читателя,
получить замечания,
обсудить замечания,
проработать замечания,
сдать работу,
получить деньги на счёт,
оформить рассказ в портфолио.

Это как пример такого усредненного проекта. Каждое действие довольно простое, не требующее каких-то фантастических умений. Нужен здравый смысл, методичность и готовность совершать эти действия всё лучше.

Но это в моём идеальном мире редакторов. А в реальности приходит человек и говорит: «Ничего не хочу, хочу карьерного коуча, зарплату 150 тысяч, креативные задачи, кружева слов и чтобы писать по вдохновению, мне так на курсах сказали». И всё сразу, без обучения и профессионального роста. Понятно, что этому человеку ещё очень далеко до профессии. Но ничего: кому надо — поймут это, а кому не надо — ну и хорошо.

Дальше