Фашистские псиопы времен Великой Отечественной войны
Это дополнительный материал для ролика про информационную гигиену. Здесь собраны примеры немецких агитационных листовок, которые разбрасывались над линией фронта.
Задача листовок — чтобы солдаты как минимум сложили оружие и дезертировали, а как максимум — сдались в плен и перешли работать на немецкие промышленные предприятия или в сельское хозяйство. Это очень выгодно для немцев: обезвреживать живую силу, не тратя патроны и артиллерийские снаряды.
Вот несколько примеров, взяты из музея Великой Отечественной войны на Брянщине. Похожие по смыслу сгруппированы, можно листать
На что я обратил внимание, когда изучал:
Дискредитация партии. «Мы — друзья русского народа». Нарратив в том, что фашисты воюют не с русским народом и особенно — не с каким-то его конкретным классом (например с крестьянами). Они воюют с партийной верхушкой. «Победа над большевиками — освобождение народов СССР». Чисто деколонизаторы.
Особенно эффективный заход: «Не проливайте кровь за Сталина и его хозяев, англо-американских капиталистов». Аудитории внушают, что они воюют за чужих людей, которые не желают им добра и не представляют их интересы, а то и вообще незаконно захватили власть (конкретно последнее я в этих листовках не видел, но можно пофантазировать).
А вот если сдаться в плен и закончить войну, то крестьянам выдадут в два раза больше земли и вернут свободу религии, солдат накормят, кто хочет — будет обеспечен работой и вернется к своей семье. Что делать, если фашисты уже сожгли твою деревню, — не уточняется.
Опираются на существующие проблемы. Пропагандисты берут реальные проблемы, которые солдаты и офицеры ощущают на себе: проблемы в снабжении, голод, большие потери. И добавляют: «Это потому что командованию на вас плевать. А в плену тепло, обильно кормят, к пленным относятся уважительно, соблюдают конвенции».
Подлог вот в чем: пропагандисты говорят, что если солдат сдастся и перейдет на сторону фашистов, эти проблемы решатся. Как именно и за счет чего — не сообщают.
Сообщения таргетированы. Некоторые листовки обращаются к конкретным дивизиям и полкам. Полагаю, что в полках, где много крестьян, листовки говорят о земле крестьянам.
Социальное доказательство. Много раз говорят, что тысячи твоих товарищей уже перешли на сторону фашистов. Вот их довольные лица на фабриках, они чистые, их никто не пытал, у них двойной паек.
Дорогой продакшен. Листовки печатаются профессионально, многие — в две краски, то есть довольно дорого. Есть листовки с фотографиями и рисунками, это все по тем временам существенно удорожало производство. Рейх не жалел денег на свои псиопы.
Важное про пропаганду (тогда и сейчас): те, кто производят эти сообщения, решают поставленные задачи — обезвредить как можно больше человек минимальными средствами. Они решают эту задачу четко, слаженно и цинично: могут приукрашивать, фотошопить и откровенно врать — это не важно. Листовка не возлагает на рейх никаких обязательств, а работающие над ней пропагандисты отвечают только за ее эффективность. Как сложится судьба сдавшихся в плен — за это пропагандист не отвечает и его это волновать не должно.
Если вы увидели совпадения в фашистской пропаганде и чем-то современным — это потому, что принципы псиопов не меняются уже лет сто. Меняется только канал распространения.