Фашистские псиопы времен Великой Отечественной войны

Это дополнительный материал для ролика про информационную гигиену. Здесь собраны примеры немецких агитационных листовок, которые разбрасывались над линией фронта.

Задача листовок — чтобы солдаты как минимум сложили оружие и дезертировали, а как максимум — сдались в плен и перешли работать на немецкие промышленные предприятия или в сельское хозяйство. Это очень выгодно для немцев: обезвреживать живую силу, не тратя патроны и артиллерийские снаряды.

Вот несколько примеров, взяты из музея Великой Отечественной войны на Брянщине. Похожие по смыслу сгруппированы, можно листать

Опираются на реальные проблемы, дискредитируют Сталина
Социальное доказательство. «Все ваши умные товарищи уже сдались». Дорогущий продакшен — фотографии, цвета
Таргетирование, социальное доказательство
Давят на больной для крестьянина вопрос: колхозы, землю, свободу религии
Справа внизу: «Германия ведет войну не против русского народа, а против вашего жидо-коммунистического правительства»
Добровольно перешедшие отдыхают и улыбаются, чистые и сытые

На что я обратил внимание, когда изучал:

Дискредитация партии. «Мы — друзья русского народа». Нарратив в том, что фашисты воюют не с русским народом и особенно — не с каким-то его конкретным классом (например с крестьянами). Они воюют с партийной верхушкой. «Победа над большевиками — освобождение народов СССР». Чисто деколонизаторы.

Особенно эффективный заход: «Не проливайте кровь за Сталина и его хозяев, англо-американских капиталистов». Аудитории внушают, что они воюют за чужих людей, которые не желают им добра и не представляют их интересы, а то и вообще незаконно захватили власть (конкретно последнее я в этих листовках не видел, но можно пофантазировать).

А вот если сдаться в плен и закончить войну, то крестьянам выдадут в два раза больше земли и вернут свободу религии, солдат накормят, кто хочет — будет обеспечен работой и вернется к своей семье. Что делать, если фашисты уже сожгли твою деревню, — не уточняется.

Опираются на существующие проблемы. Пропагандисты берут реальные проблемы, которые солдаты и офицеры ощущают на себе: проблемы в снабжении, голод, большие потери. И добавляют: «Это потому что командованию на вас плевать. А в плену тепло, обильно кормят, к пленным относятся уважительно, соблюдают конвенции».

Подлог вот в чем: пропагандисты говорят, что если солдат сдастся и перейдет на сторону фашистов, эти проблемы решатся. Как именно и за счет чего — не сообщают.

Сообщения таргетированы. Некоторые листовки обращаются к конкретным дивизиям и полкам. Полагаю, что в полках, где много крестьян, листовки говорят о земле крестьянам.

Социальное доказательство. Много раз говорят, что тысячи твоих товарищей уже перешли на сторону фашистов. Вот их довольные лица на фабриках, они чистые, их никто не пытал, у них двойной паек.

Дорогой продакшен. Листовки печатаются профессионально, многие — в две краски, то есть довольно дорого. Есть листовки с фотографиями и рисунками, это все по тем временам существенно удорожало производство. Рейх не жалел денег на свои псиопы.

Важное про пропаганду (тогда и сейчас): те, кто производят эти сообщения, решают поставленные задачи — обезвредить как можно больше человек минимальными средствами. Они решают эту задачу четко, слаженно и цинично: могут приукрашивать, фотошопить и откровенно врать — это не важно. Листовка не возлагает на рейх никаких обязательств, а работающие над ней пропагандисты отвечают только за ее эффективность. Как сложится судьба сдавшихся в плен — за это пропагандист не отвечает и его это волновать не должно.

Если вы увидели совпадения в фашистской пропаганде и чем-то современным — это потому, что принципы псиопов не меняются уже лет сто. Меняется только канал распространения.

Дальше