Избранное

Третий раздел учебника «Информационный стиль»

Сегодня открыли третий раздел учебника «Информационный стиль». Кто подписан — приходите читать, кто еще нет — подписывайтесь и приходите читать.

Третий раздел посвящен абзацу и перечню. Это материал, в котором плавают 2/3 редакторов. По тому, насколько человек способен выстроить абзац, я обычно определяю профпригодность. Специально для этой темы мы сделали новый формат заданий, чтобы вы могли потренироваться в упорядочивании абзацев. Об этом задании будет отдельная статья.

Наконец-то подробно и с примерами объяснены перечни: как их строить, упорядочивать, группировать и делать удобными:

Еще Артём поделился со мной тайными знаниями о согласовании, и мы вместе сделали об этом большую главу. Ни в «Пиши, сокращай», ни в советах, ни на курсе об этом еще не было. Вот три разворота из главы, в учебнике их больше:

Сила учебника — в пошаговой редактуре и практических заданиях: выполняете задания прямо в книге, результат сразу. По просьбам читателей добавили индикатор, который показывает процент выполнения задания:

Весь материал свеж и интерактивен. Все читатели книги получают дополнительные баллы на бирже Главреда. Так как учебник издан в бюро, в нём используется буква «ё».

Если хотите хорошо писать — подписывайтесь на учебник.

Двадцать процентов редактуры

Будьте осторожны с раскладыванием чего-то неисчислимого на доли. Скорее всего, получится брехня.

Успех человека в жизни на 50% зависит от удачи, на 30% — от его старания и только на 20% — от генетики и предрасположенности.

Высшее образование только на 20% влияет на успех в карьере.

Похудение — это 80% правильного питания и только 20% спорта.

Крепкая семья — это 30% любви, 30% совместных забот и 40% привычки.

В чем проблема: успех, карьера, похудение, семья, — неизмеримые понятия, у них нет долей и процентов. Автор использует проценты, чтобы сделать текст наукообразным, то есть сойти за умного. Это брехня в чистом виде.

Чтобы не было брехни, выражайте в процентах только исчислимые понятия и избегайте проценты там, где вы считаете что-то меньше ста:

Нет

Да

Сильная команда — это 33% обучения

Треть времени мы тратим на обучение.

50% его успеха — его удачливость

Он выучивал только половину билетов и ему всегда попадались те, которые он знал.

50% его семейного счастья — в совместном досуге

Он организовал свой день так, чтобы половину времени проводить с женой и детьми. Так они чувствовали...

Высшее образование — лишь 20% успеха в карьере

Из десяти мест, где я работал, диплом спросили только в двух.

Понятно, что фраза «20% успеха» звучит умно, наукообразно и для неопытного читателя даже убедительно. Но мне лично ближе говорить честно и по делу, а не пускать пыль в глаза.

20% усилий

Бытовое понимание «принципа Парето» почти всегда используется в таком же ключе:

20% усилий дают 80% результата.

У этой фразы дополнительная проблема еще и в том, что два понятия составляют иллюзию единого целого, хотя это не так. Если сложить 20% усилий и 80% результата, не получится 100% чего-то другого. Их нельзя складывать. А поданы они так, как будто можно.

Интуитивно мы понимаем, что имелось в виду: «малая часть усилий приводит к большей части результата». Но почему тогда 80+20? Почему не 90+10? Или не 50+75 или 40+90? Усилия и результат не должны в сумме давать 100, поэтому числа могут быть любыми. А если числа могут быть любыми, то можно и без чисел.

«Принцип Парето» (по крайней мере, в его бытовом понимании) — красивая фигура речи. Но она лишь создаёт иллюзию понимания. На самом деле это топорная брехня. Чтобы не брехать, лучше что-нибудь достоверно измерить:

Нет

Да

20% усилий дали 80% результата

Две трети денег мы заработали на побочной функции, которую сделали за день.

Из пяти наших продуктов зарабатывает только один.

Люди покупают нашу программу из-за красивой картинки. Никто даже не заглядывает в список возможностей.

Сам Парето, как подсказывают читатели, вообще-то считал вполне себе измеримые доходы итальянских семей. А расхожий теперь «принцип Парето» сформулировал вообще другой человек.

На сто процентов

Есть еще разговорный штамп «на 100%», который обозначает «полностью». Его тоже можно того:

Я уверен на 100% → Я полностью уверен → Я уверен

Даем гарантию 100% → Даем полную гарантию → Гарантируем, что батарея сохранит емкость три года

100% защита от насекомых → Полная защита от насекомых → Защита от комаров, клещей и пауков

Короче: фразы с процентами красивые и эффектные, но неинформативные и подталкивают к брехне. Будьте осторожны. Инфа сто процентов.

На подсознательном уровне

Как определить доморощенного психолога:

Девочка на подсознательном уровне избегает отношений.

Подсознательно ты очень напряжен, тебе надо расслабиться.

Тебе нужно сдать этот проект, закрыть гештальт, и тебе сразу полегчает.

Я написала ему последнее смс и наконец-то закрыла гештальт.

После работы в этой компании у меня не осталось ничего кроме депрессии и фобий.

Ты просто проецируешь на меня свои комплексы.

Если человек задорно разбрасывается такими словами, вероятно, он не изучал матчасть и просто повторяет где-то услышанные фразы. И хотя в некоторых психологических школах действительно используют эти термины, ими не бросаются в бытовых ситуациях. Компетентные люди не умничают, а те, кто умничают — некомпетентны.

Если не уверены в научном или псевдонаучном термине, подберите обиходное слово:

Нет

Да

Ты просто проецируешь на меня свои комплексы

Мне кажется, это ты боишься увольнения, а не я

Я написала ему последнее смс и наконец-то закрыла гештальт

Она написала ему последнее смс и успокоилась

После работы с ними у меня лишь депрессия и фобии

От работы с ними у меня сплошное разочарование. Больше не хочу работать в агентствах

Девочка на подсознательном уровне избегает близких отношений

Она говорит, что хочет близких отношений, но на деле избегает их

Она не осознаёт, что отталкивает близких людей

Умничать — плохо.

Активно

Осторожно со словами «активно» и «активный».

Нет

Может быть

Да

Мы принимаем активное участие в отраслевых выставках

Мы участвуем в отраслевых выставках

Чтобы протестировать наши препараты, приходите на наш стенд на любой отраслевой выставке

Наша компания активно развивается

Компания развивается

Каждый год мы открываем кухни в новых районах, чтобы доставлять пиццу быстрее

Мы активно поддерживаем студенческие проекты

Мы поддерживаем студенческие проекты

Мы финансируем студенческие проекты в области ИТ

Наша аудитория — самые активные пользователи соцсетей

Наша аудитория — пользователи соцсетей

Наша аудитория — те, кто общается, читает, играет и покупает через соцсети

Я активно путешествую уже пять лет

Я путешествую пять лет

С 2012 года я трачу все свободные деньги на путешествия

Проверка: попытайтесь вместо «активно» написать «пассивно». Если фраза будет иметь смысл (то есть что-то бывает активным или пассивным), то, вероятно, «активный» имеет смысл. Но даже тогда можно переписать:

Может быть

Да

Две активные колонки и еще четыре пассивные

Две колонки со встроенным усилителем и еще четыре, на которые нужен отдельный усилитель

Обычно он активный, но после этих препаратов он стал пассивным

Раньше он бегал по квартире десять часов в день. Но после этого препарата он тихонько сидит в углу и пишет библиотеки для Си

5 тысяч чашек кофе

У программистов, дизайнеров и копирайтеров есть штамп, я называю его «5 тысяч чашек кофе». Это когда в рекламе используют факты из внутренней кухни компании:

Мы написали пять миллионов строк кода
Потратили 100 тысяч человекочасов
Работали над этим приложением два года
Сделали 500 макетов и 200 прототипов
Закрыли три тысячи задач
Исправили 250 багов
Выпили 5 тысяч чашек кофе
Съели 140 пицц
Провели 200 бессонных ночей в офисе
Родили троих детей
Сходили в туалет 90 тысяч раз
Сменили трех разработчиков
Порвали два баяна

Очевидная проблема — они не в мире читателя. Какая мне разница, сколько ваши программисты выпили кофе или съели пиццы? Нет, ну правда.

Ладно кофе. Зачем мне знать про ваши строки кода? Это же мне как пользователю ничего не говорит. Я понятия не имею, сколько строчек кода в десятом «Ай-осе». Мне совершенно наплевать, сколько строк кода в «Альфреде». Вот если бы вы объяснили факты в моем мире, было бы лучше:

Нет

Да

Мы написали 50 тысяч строк кода

Мы сократили код в два раза, и теперь приложение работает на треть быстрее на всех устройствах.

Мы исправили три тысячи ошибок

Мы исправили ошибки, которые возникали на старых компьютерах из-за нехватки памяти. Теперь приложение запустится в любой поликлинике.

Для этого сайта нарисовано 200 прототипов на основе сценариев пользователя.

Теперь приложение подстраивается под ваши привычки. То, чем вы чаще всего пользуетесь, будет наверху.

Единственная ситуация, когда читателю важна внутренняя кухня — когда читатель работает в прокуратуре и проверяет вашу госзакупку. И тогда, да, он проверяет, на что потрачено 27 миллионов рублей. И ему очень важно, чтобы на эти 27 миллионов было отремонтировано столько-то километров дороги, закуплено столько-то столбов, высажено столько-то деревьев. И может быть даже сколько выпито чашек кофе, это я наверняка не знаю.

Но в этом случае лучше показать полный перечень работ.

Успешно

Осторожнее со словом «успешно».

Нет

Да

Платеж успешно отправлен

Платёж отправлен

Деньги ушли

10 000 ₽ отправлены

Отправили 10 000 ₽ Станиславу Миляеву (если он сдаст монтаж)

Данные успешно сохранены

Сохранено

Я успешно закончила МГУ

Я закончила МГУ

Я закончила МГУ с красным дипломом

У меня высшее филологическое образование, поэтому я могу квалифицированно пояснить за парцелляцию

Более 20 лет успешно проводит тренинги

Проводит тренинги 20 лет

Единственный случай, когда «успешный» имеет смысл — когда что-то, о чем мы говорим, может быть провальным. Но даже тогда хочется подробностей:

Сотрудник МВД отчитался об успешном завершении операции → Операция завершена успешно, задержаны все женщины и дети

Мы успешно завершили год → В этом году мы выполнили план, прибыль выросла, а издержки сократились.

На иллюстрации — фрагмент гравюры «Ростовщики» Томаса Роуландсона, Лондон, 1784 г.

Все выпуски рассылки Главреда. Эксперимент

Читатели рассылки Главреда часто просят меня прислать ссылки на все письма разом. Я отказывал. Но сегодня все изменится. Впервые в истории я публикую все выпуски базового курса Главреда бесплатно, в свободном доступе, для всех. Это четырнадцать упоротых и суперполезных писем о тексте и редактуре с коллекционными иллюстрациями и странным юмором. Налетай:

Сохраните себе эти ссылки, пока не забыли.

Эксперимент

Когда я встречаю такие подборки в интернете (не на свои статьи, а на чужие), вот что я обычно делаю:

  1. Проверяю 1-2 ссылки
  2. Ставлю закладку
  3. Добавляю статью в список чтения
  4. Публикую ссылку в Твитере и Фейсбуке, чтобы все видели, какой я умный
  5. Закрываю эту страницу, чтобы прочитать 14 писем в свободное время

Через 15 минут я уже занимаюсь другими делами, зная, что эти ценные знания у меня под рукой. Но за месяц я так и не прочитаю ни одного из этих писем. А через месяц забуду, что где-то такое было. Так я ничего и не узнаю. Информация есть, а знаний — нет.

Доступность расслабляет

Вот бы мне сказали: «Максим, если ты не прочитаешь эти 14 уроков до 1 августа, то они пропадут навсегда, а скачать их никак нельзя». Тогда я бы отложил первый сезон «Настоящих людей» и стал бы жадно читать все уроки подряд. К понедельнику я бы управился и прокачал навык. У этих статей появилась бы срочность.

Но эти статьи не пропадут 1 августа. К чему напрягаться? Судьба человекоподобных роботов в Швеции меня сейчас волнует куда больше, чем тонкости редактуры. Еще и работа ждет, рассылки сами себя не напишут, совет в воскресенье выпускать. Короче, потом почитаю, сейчас не до этого.

Парадокс: когда эти уроки опубликованы и никуда не пропадают, читать их несрочно, поэтому никто никогда их не прочитает.

Их никто никогда не прочитает

Понятно, что в природе встречаются люди со стальной волей. Они, как роботы, будут читать по одному уроку каждый день, через две недели прокачают навыки и как ни в чем не бывало продолжат смотреть «Настоящих людей». Вот это воля.

Я мысленно преклоняюсь перед волевыми людьми, но лично ни с одним не знаком. Все, кого я знаю, даже после этого поста, даже на спор, даже после этой фразы про спор — не прочитают все 14 уроков. Потому что читать эти уроки несрочно. А несрочно — все равно что никогда.

Я выложил ссылки на 14 уроков, но это — иллюзия. В таком виде уроки бесполезны.

Как правильно

Чтобы чему-то научиться и получить результат, нужно создать для себя систему обучения: чтобы что-то внешнее заставляло тебя заниматься. В школе это уроки, дневник и страх наказания. В университете это сессии. На работе — давление начальства. Даже в нашем ультралиберальном и мегамотивированном дизайн-бюро есть структура, которая заставляет тебя расти.

Чтобы научиться, нужна система принуждения

В Школе редакторов студенты получают 60-70 часов лекций по шести дисциплинам. Это нереально отсмотреть за один присест, тем более — усвоить. Если я вам сейчас выложу все 70 часов видео, вы с этой махиной просто ничего не сделаете.

Чтобы студенты смотрели лекции и усваивали материал, первая ступень разделена на этапы. Чтобы пройти этап, студенты сдают тесты. Не посмотрел лекцию — не сдал тест — упал в рейтинге. Слишком низкий рейтинг — не попадаешь на следующую ступень. Рейтинговый террор заставляет выделять время на учебу. Никто не хочет болтаться в конце рейтинга.

Сила школы — не в материале. Среди материалов школы нет ничего, что не было бы в одном из двух тысяч советов, которые бюро издает уже восемь лет. И эти советы никуда не пропадут. Материал есть, бери и пользуйся.

Сила школы — в системе обучения. На первой ступени ты учишься выделять время на развитие в профессии. На второй — решать задачи и соблюдать сроки. На третьей ступени ты пашешь, как черт, и выходишь закаленным бойцом.

Профессиональный рост происходит не потому, что тебе отгрузили сто гигабайт лекций. Профессиональный рост — это когда ты целенаправленно пашешь. И школа создает для этого условия. Поступайте, осталось 3 дня.

P. S. Я анонсировал в Школе редакторов вебинары: теперь на первой ступени студенты приходят ко мне на занятия и задают вопросы, а я показываю практику редактуры. Это для тех, кому мало 60 часов лекций.