Избранное

Читатели рассылки Главреда часто просят меня прислать ссылки на все письма разом. Я отказывал. Но сегодня все изменится. Впервые в истории я публикую все выпуски базового курса Главреда бесплатно, в свободном доступе, для всех. Это четырнадцать упоротых и суперполезных писем о тексте и редактуре с коллекционными иллюстрациями и странным юмором. Налетай:

  1. Знакомство с информационным стилем
  2. Стоп-слова
  3. Вводные конструкции
  4. Усилители
  5. Оценка
  6. Факты
  7. Паразиты времени

  1. Штампы
  2. Местоимения
  3. Отглагольное
  4. Неопределенное
  5. Редактура на уровне слов
  6. Редактура пяти абзацев
  7. Редактура текста о компании


Сохраните себе эти ссылки, пока не забыли.

Эксперимент

Когда я встречаю такие подборки в интернете (не на свои статьи, а на чужие), вот что я обычно делаю:

  1. Проверяю 1-2 ссылки
  2. Ставлю закладку
  3. Добавляю статью в список чтения
  4. Публикую ссылку в Твитере и Фейсбуке, чтобы все видели, какой я умный
  5. Закрываю эту страницу, чтобы прочитать 14 писем в свободное время

Через 15 минут я уже занимаюсь другими делами, зная, что эти ценные знания у меня под рукой. Но за месяц я так и не прочитаю ни одного из этих писем. А через месяц забуду, что где-то такое было. Так я ничего и не узнаю. Информация есть, а знаний — нет.

Доступность расслабляет

Вот бы мне сказали: «Максим, если ты не прочитаешь эти 14 уроков до 1 августа, то они пропадут навсегда, а скачать их никак нельзя». Тогда я бы отложил первый сезон «Настоящих людей» и стал бы жадно читать все уроки подряд. К понедельнику я бы управился и прокачал навык. У этих статей появилась бы срочность.

Но эти статьи не пропадут 1 августа. К чему напрягаться? Судьба человекоподобных роботов в Швеции меня сейчас волнует куда больше, чем тонкости редактуры. Еще и работа ждет, рассылки сами себя не напишут, совет в воскресенье выпускать. Короче, потом почитаю, сейчас не до этого.

Парадокс: когда эти уроки опубликованы и никуда не пропадают, читать их несрочно, поэтому никто никогда их не прочитает.

Их никто никогда не прочитает

Понятно, что в природе встречаются люди со стальной волей. Они, как роботы, будут читать по одному уроку каждый день, через две недели прокачают навыки и как ни в чем не бывало продолжат смотреть «Настоящих людей». Вот это воля.

Я мысленно преклоняюсь перед волевыми людьми, но лично ни с одним не знаком. Все, кого я знаю, даже после этого поста, даже на спор, даже после этой фразы про спор — не прочитают все 14 уроков. Потому что читать эти уроки несрочно. А несрочно — все равно что никогда.

Я выложил ссылки на 14 уроков, но это — иллюзия. В таком виде уроки бесполезны.

Как правильно

Чтобы чему-то научиться и получить результат, нужно создать для себя систему обучения: чтобы что-то внешнее заставляло тебя заниматься. В школе это уроки, дневник и страх наказания. В университете это сессии. На работе — давление начальства. Даже в нашем ультралиберальном и мегамотивированном дизайн-бюро есть структура, которая заставляет тебя расти.

Чтобы научиться, нужна система принуждения

В Школе редакторов студенты получают 60-70 часов лекций по шести дисциплинам. Это нереально отсмотреть за один присест, тем более — усвоить. Если я вам сейчас выложу все 70 часов видео, вы с этой махиной просто ничего не сделаете.

Чтобы студенты смотрели лекции и усваивали материал, первая ступень разделена на этапы. Чтобы пройти этап, студенты сдают тесты. Не посмотрел лекцию — не сдал тест — упал в рейтинге. Слишком низкий рейтинг — не попадаешь на следующую ступень. Рейтинговый террор заставляет выделять время на учебу. Никто не хочет болтаться в конце рейтинга.

Сила школы — не в материале. Среди материалов школы нет ничего, что не было бы в одном из двух тысяч советов, которые бюро издает уже восемь лет. И эти советы никуда не пропадут. Материал есть, бери и пользуйся.

Сила школы — в системе обучения. На первой ступени ты учишься выделять время на развитие в профессии. На второй — решать задачи и соблюдать сроки. На третьей ступени ты пашешь, как черт, и выходишь закаленным бойцом.

Профессиональный рост происходит не потому, что тебе отгрузили сто гигабайт лекций. Профессиональный рост — это когда ты целенаправленно пашешь. И школа создает для этого условия. Поступайте, осталось 3 дня.

P. S. Я анонсировал в Школе редакторов вебинары: теперь на первой ступени студенты приходят ко мне на занятия и задают вопросы, а я показываю практику редактуры. Это для тех, кому мало 60 часов лекций.

А еще тут у меня будет подписка на полезную рассылку о редактуре