Как вычислить оптимальную длину текста (плакат)

Маркетологи и копирайтеры часто спрашивают, какова оптимальная длина статей, писем и пресс-релизов. Это резонный вопрос: людям нужна отметка, после которой они чувствуют, что проделали хорошую работу.

Как в школе: «сочинение должно быть не менее полутора страниц»

Раньше я не знал, как квалифицированно ответить на вопрос об оптимальной длине текста. Я ссылался на авторитетов: Огилви, Кейплза и Шугермана. Но их мнение не подкреплялось исследованиями на базе русского языка. Поэтому я провел собственное исследование: проанализировал 500 статей в журналах, 500 постов в социальных сетях и 500 рассылок.

Благодаря полученным данным я вывел формулу оптимальной длины текста:

оптимальная длина текста — пока интересно.

Интерес — единственная мера длины текста. Читатель прочитает текст любой длины, если ему интересно. Читатель не прочитает даже одного предложения, если ему скучно.

Формула интереса

Интересный текст соответствует четырем критериям:

  1. Читатель понимает текст
  2. Из текста читатель узнает что-то новое
  3. Информация из текста помогает читателю улучшить жизнь
  4. Читатель понимает, что информация ему помогает

Критерии субъективные: для одного человека текст интересный, для другого — нет. Для наглядности и чтобы меня перепостили паблики о копирайтинге, я нарисовал плакат в виде псевдонаучной блок-схемы:


Плакат «Как узнать оптимальную длину текста».
Распечатайте и повесьте возле рабочего места

Как проверить себя

Когда пишете текст, задавайте к каждому абзацу четыре вопроса:

  1. Читатель понимает, о чем сказано в этом абзаце?
  2. В этом абзаце есть что-то новое?
  3. Это новое поможет читателю улучшить жизнь? Почувствовать себя лучше?
  4. Читатель понимает, как улучшить свою жизнь с помощью этой информации?

В хорошем тексте на эти вопросы ответ будет «Да».

Обратите внимание: на интерес влияет не фактическая польза от статьи, а воспринимаемая читателем польза. Если читатель не доверяет вам, то он потеряет интерес.

Когда в следующий раз очередной умник начнет рассуждать, что оптимальная длина текста такая-то (тысяча знаков, две тысячи, страница, экран, дви минуты чтения, чем короче — тем лучше), встаньте, подойдите к нему близко-близко и отчетливо, зычно произнесите:

оптимальная длина текста — пока интересно.

Дальше
9 комментариев
Люда Сарычева 2015

Отличный плакат!
А еще забавная штука. Все говорят, что текст должен быть коротким, а оплату берут за количество знаков.

Александр Савенков 2015

Вокруг морского гада виден серый прямоугольник. Есть впечатление, что это не было задумано.

Роман Верник 2015

Сократ в своё время заменил все 4 критерия одним — ситом пользы. Хотя и добавил два других: сито доброты и правды (последнее, имхо, не помешает).

Примечательно, что оба алгоритма сходятся на пользе. Я бы её одну и оставил в алгоритме, т. к. из пользы вытекают остальные критерии текста:
1) понятность,
2) понятность пользы,
3) новизна,
4) правдивость,
5) добро.

Стасис Чепулис 2015

Это про удержание. Ещё есть проблема завлечь читателя — если текст очень большой, а влечения мало, то и начинать читать не будет. Инструкции к технике, например.

В основе — ситуация (текст обещает быть полезным), помогут и картинка, заголовок, ещё какое-то оформление. И авторитет писателя, конечно.

Интересно должно стать ещё до текста.

Иван 2015

Александр, возможно, это признак того, что ваш монитор заваливает оттенки белого.

Павел Смоляков 2015

Отлично. Наконец-то Рунет очищается от безумных догм.
Как люди этого не понимают? Это ведь ровно о том, что красота — это заветные 90х60х90. Чушь. Красота — это когда красиво. Оптимальный текст — это когда интересно. И полезно.
Спасибо, Максим. Ещё одним апологетом в стае больше.

Макс 2015

Оптимальная длина текста должна быть сильно МЕНЬШЕ, чем пока интересно :-)

Вадим Шабалин 2016

Оптимальная длина текста должна быть

Борис Евдеев 2016

Как писали классики копирайтинга — цель первого предложения, чтобы читатель прочитал второе, ну... и так далее :)